Франсиско Франко: биография и политическая деятельность. Наши враги

Франсиско Паулино Эрменехильдо Франко-и-Баамонде родился 4 декабря 1892 в Эль-Ферроль (провинция Галисия). В 1907 поступил в военную академию в Толедо. После ее окончания был зачислен на должность в гарнизоне, но в 1911 перешел на службу в Испанское Марокко. К 1920 занял второй по значимости командный пост во вновь сформированном Испанском иностранном легионе. В 1923 – командир легиона, в 1924 получил звание бригадного генерала. В 1927 правительство Примо де Риверы назначило Франко начальником военной академии в Сарагосе. Когда в 1931 король Альфонс ХIII отправился в ссылку и в Испании установилась республика, Франко, известный своими симпатиями к правым, был перемещен на Балеарские острова, а затем в Марокко. В 1935 он стал начальником штаба армии, но вскоре был отправлен на Канарские острова.

Как только неизбежность военного путча стала очевидной, Франко вылетел в Тетуан (Марокко), где организовал и подготовил к переброске на территорию Испании иностранных легионеров и марокканские войска. 17 июля 1936 Франко прибыл в Испанию и вместе с группой других генералов поднял мятеж, который вылился в гражданскую войну в Испании (1936–1939). Направляя на север подчиненные ему войска, он получал поддержку со стороны мятежников. 1 октября 1936 Франко как старший по званию среди мятежных генералов был облечен в Бургосе званием El Caudillo (вождя) и стал главой национального правительства. Наступавшие на всех фронтах войска Франко приступили к осаде Мадрида. Цитадель правительства держалась более двух лет. Тем временем Франко при поддержке Гитлера и Муссолини к концу 1937 полностью завоевал северо-запад Испании. Большую часть следующего года он проводил отдельные военные операции и готовил массированные удары по Барселоне и Мадриду. Барселона была занята 26 января, а Мадрид – 24 марта 1939.

Декретом от 4 августа 1939 Франко был объявлен пожизненным «верховным правителем Испании, ответственным только перед Богом и историей». Его диктатура долгое время вызывала неприятие в различных слоях общества. Во Второй мировой войне Испания осталась в числе невоюющих государств, хотя Франко не скрывал своих симпатий и оказывал поддержку лидерам государств Оси. Реакция союзников нашла отражение в резолюции Генеральной ассамблеи ООН, призывавшей к дипломатической изоляции Испании (отменена в ноябре 1950). В течение 1950–1960-х годов отношения со странами Запада постепенно наладились. США построили в Испании несколько военных баз и оказали ей существенную экономическую помощь, обеспечив стабильность режима Франко. В 1955 Испания была принята в ООН.

Несмотря на некоторые улучшения в сфере экономики, в Испании в 1956 и 1957 не прекращались стачки и выступления против снижения зарплаты и ухудшения уровня жизни. Усилились политические трения, а в начале 1960-х годов сформировались новые подпольные партии. В 1962 шахтеры и представители других профессий объявили забастовку. Под нажимом оппозиции Франко провел ряд перемещений в кабинете, в 1964 объявил об амнистии всех политических заключенных периода гражданской войны, а к концу 1966 ввел новую конституцию, которая предусматривала более широкие политические, религиозные свободы и права граждан и обеспечивала номинальное разделение властей между премьер-министром как главой правительства и премьер-министром как главой государства. В январе 1969 студенческие волнения и либеральная оппозиция режиму побудили Франко восстановить цензуру и на два месяца ограничить гражданские права. В октябре 1969 Франко предложил ключевые министерские посты членам единственной фракции – организации мирян в рамках Римско-католической церкви – Дело Божье (Opus Dei).

Еще в 1947 Франко посредством референдума добился права оставаться пожизненным правителем и назвать своего преемника. В 1969 он назначил своим преемником будущего короля Испании принца Хуана Карлоса, внука Альфонса ХIII. В 1973 Франко отказался от поста премьер-министра. Умер Франко в Мадриде 20 ноября 1975.

Историческая память и диктатура Франко / общественная дискуссия в современной Испании

Статья Ульрике Капдепона, опубликованная в 2010 году, была переведена по просьбе редакции «Уроков истории» как своеобразная информационная преамбула к запланированному круглому столу о судьбах жертв политических репрессий в Испании. По не зависящим от «Мемориала» причинам круглый стол не состоялся. Однако тема борьбы с заговором молчания в испанском обществе, малоизвестная российскому читателю, представляется столь актуальной, а подача материала в статье - настолько удачной, что мы решили опубликовать этот краткий, но ёмкий рассказ об опыте испанских коллег, не дожидаясь следующей оказии.

Пришедший к власти режим Франко объявил победу над республиканской Испанией началом нового государства. Этот исторический миф продержался до самого конца режима. Единственным возможным взглядом на гражданскую войну стал тот, что насаждался франкистcким режимом: война представлялась своего рода крестовым походом. Этот официальный исторический миф стал политическим инструментом и использовался для формирования коллективной памяти . Жертвы со стороны франкистов после войны воспевались как «павшие во имя Бога и Испании» мученики. Представителей проигравшей стороны клеймили «врагами Испании», что означало для них систематические репрессии, маргинализацию и дискриминацию в общественной жизни вплоть до конца режима Франко. Память о предшествовавшем войне прогрессивном и чуждом радикальности периоде Второй Республики (1931-1936/39) всячески демонизировалась и исключалась из общественного сознания.

Испанская гражданская война - в официальном языке тогда называвшаяся не иначе как «glorioso alzamiento » („священное восстание”) - оказала сильное влияние на сознание и на умы последующих поколений. По этой причине, даже после смерти Франко, радикальный переход к новому строю и новому типу сознания оказался невозможен. Он осуществлялся постепенно путем череды соглашений между представителями старого режима и умеренной демократической оппозицией. Прошлое, связанное с Франко, постепенно вытеснялось из сознания и памяти.

Переход к демократии: амнистия и амнезия

Поскольку переход к демократии происходил через переговоры и являлся следствием стратегии компромиссов со стороны политических оппонентов, после сворачивания режима Франко публичная критика диктатуры избегалась. Так, закон об амнистии, которого требовала оппозиция, с одной стороны должен был добиться освобождения из тюрем политических заключённых, с другой - обеспечивал долговременную неприкосновенность сотрудникам органов безопасности. Всеобщая амнистия 1977 года, первая официально принятая новым демократическим парламентом мера по отношению к прошлым преступления, означала полное забвение обществом недавних преступлений диктаторского режима.

Вследствие этого, на протяжении двадцати лет темы франкистского режима и гражданской войны в общественной жизни Испании попросту не существовало. T ransiсio n , воспеваемый всеми период перехода к демократии (1975-1982), проходил при полнейшем, официально поддерживаемом замалчивании преступлений времён диктатуры и гражданской войны. Провозглашённое в те времена «общенациональное примирение» встало на пути общественного осмысления недавнего исторического прошлого.

Только с конца 1990-х годов как в прессе, так и в политических и гражданских дискуссиях стало зарождаться новое движение, требующее снятия табу с «пакта о молчании» - так критически настроенная часть населения называла принятую до тех пор по отношению к диктатуре общественно-политическую тактику. В последние 10 лет в Испании можно наблюдать совершенно новые социальные и культурные тенденции, касающиеся переосмысления обществом франкистского прошлого. Причины этого разнообразны и нам бы хотелось детально рассмотреть их в этой статье.

Правительство Partido Popular и конец «пакта о молчании»

Когда в 1996 году право-консервативная партия Partido Popular (PP ) впервые после провозглашения демократии добилась перевеса в парламенте, оппозиция в лице социалистов, объединённых левых и региональных партий обострила дискуссии о франкистском прошлом и подняла табуизированные до того темы, такие как репрессии во время диктатуры.

«Пакт о запрете на политическую инструментализацию» , под влиянием которого формировалось пост-франкистское общество, вдруг оказался хрупким и ненадёжным. Особенно после того, как Partido Popular на выборах 2000 года получила абсолютное большинство голосов, оппозиционные партии всё более настойчиво стали указывать на её франкисисткие корни . Теперь, когда оппозиция снова и снова настойчиво предлагала законопроекты о реабилитации и компенсации для различных групп граждан, ставших жертвами режима, негласному пакту о замалчивании любых связанных с этим тем пришёл конец.

Если о репрессиях недавнего прошлого в Испании до того упорно молчали все, включая историков, теперь, в конце 1990-х, эта тема стала одной из наиболее широко обсуждаемых. В течение последних лет в Испании вышло в свет бесчисленное множество научных исследований о политике и практике репрессий во времена Франко. Об этих временах повествуют новые романы, о жертвах репрессий рассказывают выставки и телевизионные программы, в их память устраиваются концерты. Рука об руку с этими новыми тенденциями шла и возрастающая потребность гражданского общества пролить свет на многие старательно замалчиваемые факторы недавнего страшного прошлого. Так на рубеже веков в испанском обществе возникло новое гражданское движение, которое ставило своей целью привлечение общественного внимание к судьбе репрессированных во времена гражданской войны республиканцев, так называемых «пропавших без вести» (desaparecido s).

Гражданское движение розыска «пропавших без вести»

В первое время осмысления тоталитарного прошлого огромное влияние на общественность оказало выявление и идентификация нашедших свой конец в массовых захоронениях республиканцев. Меры по выявлению и подобающему захоронению этих жертв репрессий, судьба которых по сей день остается нераскрытой, в основном продвигались региональными гражданскими инициативами.

Так в 2010 году было создано «Объединение по возвращению исторической памяти» (Asociacion para la Recuperacion de la Memoria Historica, ARMH ), которая ставит своей целью расследования по местонахождению «пропавших без вести» времён гражданской войны и более позднего периода. ARMH , первая организация, проведшая вскрытия массовых захоронений, в пору своего становления была небольшим товариществом, которое поставило перед собой цель добиться эксгумации останков жертв политических репрессий из массовых захоронений провинции Леон. Неожиданно деятельность сообщества получила огромный общественный резонанс в Испании, что заложило первый камень в гражданское движение за возвращение памяти. С тех пор количество подобных организаций непрестанно увеличивалось: только с 2003 до 2005 их число возросло с 30 до 170 .

Термин desaparecido применительно к жертвам испанской гражданской войны имеет определенные коннотации с практикой «исчезновения», принятой в военных диктатурах Латинской Америки, что указывает и на сродство режимов. Используя юридический термин, печально известный по репрессивной практике стран южной части Латинской Америки, гражданские активисты апеллируют к международным нормам прав человека и придают тем самым дополнительный вес своим усилиям на региональном уровне.

Так, ARMH подала заявление в рабочую группу по насильственным или недобровольным исчезновениям при ООН , изначально созданную для розыска пропавших без вести в странах Латинской Америки. ARMH требовала, чтобы Испанское государство распорядилось о вскрытии массовых захоронений времён диктатуры. ARMH удалось добиться частичного успеха: находившееся тогда у власти право-консервативное правительство Хосе Марии Азнара (1996-2004) вынуждено было заняться расследованиями по крайней мере тех случаев «исчезновений», которые имели место с момента создания ООН в 1945 году. Благодаря тому что конфликт стал принимать международный масштаб, гражданские активисты смогли усилить свой натиск на позиции государства. В ноябре 2002 года испанский парламент неожиданно единогласно проголосовал за официальное осуждение диктатуры Франко. Таким образом, группы гражданских активистов и правозащитные организации, занимающиеся поисками «пропавших без вести» в Испании, систематически апеллируют к нормам международного права и опыты переосмысления прошлого в Латинской Амерки, чтобы добиться исполнения своих требований по восстановлению исторической истины, справедливости и выдаче компенсаций.

Дебаты вокруг «Закона о памяти»

После окончания диктатуры Франко принимались попытки уравнять жертвы гражданской войны с обеих стороны, что происходила в рамках «политики примирения». Однако лишь только после того, как социал-демократическое правительство, во главе которого стоял Хосе Луис Родригес Сапатеро (с 2004), издало так называемый «Закон о памяти» , историческая политика в Испании действительно получила новое измерение. 2006 год, годовщина начала гражданской войны, был объявлен правительством «Годом исторической памяти», тогда же на рассмотрение был внесен законопроект о реабилитации жертв и компенсациях.

Уже в первой своей версии законопроект вызвал бурные дебаты: гражданские активисты выразили своё разочарование, левая коалиция (Izquierda Unida, IU ) и левыми региональными партиями критиковали текст как слишком мягкий, в то время как PP со своей стороны полностью отклонила законопроект. Правые консерваторы обосновывали свою позицию тем, что закон сводит на нет плавный переход от одного режима к другому, базирующийся на идее общего примирения, и снова открывает давно зажившие „старые раны”.

Межминистерская комиссия под руководством вице-президента Марии Терезы Фернандес де ла Вега, ответственная за подготовку отчёта, который должен был лечь в основу будущего законопроекта, подала его к рассмотрению с опозданием на целый год, в июле 2006 года. После многочисленных переработок и дополнений и лишь после того, как его одобрил Совет министров, закон наконец принят в декабре 2007 года.

Закон включает в себя целый ряд мер и положений, связанных с политическим прошлым страны: так, он даёт жертвам тоталитарного режима и гражданской войны легальное право на общественное признание и личную реабилитацию и предусматривает меры по компенсации за пережитое. Компенсация предусмотрена для каждого, кто провёл во франкистских тюрьмах не менее трёх лет или использовался на принудительных работах. Согласно закону, вся франкистская символика, названия улиц, монументы и мемориальные доски должны были быть удалены из общественных мест. В «Долине павших», гигантском мавзолее Франко, где похоронены 33.832 павших во время гражданской войны, с тех пор запрещены политические мероприятия апологетов старого режима. Детям и внукам политических изгнанников предоставлено право получить испанское гражданство в период до 2011 года. Иностранным бригадам также предложено принять испанское гражданство, без требования для этого отказаться от своего первого подданства. Организациям и сообществам, борющимся за права жертв политических репрессий, предоставляются государственные дотации. Кроме того, было постановлено открыть в Саламанке информационный центр, частью которого должен стать архив гражданской войны.

Однако, с другой стороны, испанское правительство всё же не взяло на себя обязанность вскрытия массовых захоронений, а также не согласилось предоставить необходимые для это средства и технику, что повлекло за собой глубокое разочарование со стороны гражданских активистов. Еще большее разочарование повлекло за собой решение не субсидировать организации, ставившие своей целью пересмотр приговоров, вынесенных франкистскими военно-полевыми судами и признания этих приговоров недействительными.

Лишь в апреле 2007 года правящей социалистической партии PSOE и левой фракции удалось совместно добиться компромисса, который заключался в том, что приговоры были официально объявлены неправомерными, однако же при этом не были полностью и окончательно аннулированы.

Междвнародные организации по правам человека, в первую очередь Amnesty International и Equipo Nizkor, которые в это время резко высказали свои позиции, также остались крайне неудовлетворены „Законом о памяти”: закон избегал проработки тоталитарного прошлого с юридической стороны, и тем самым обеспечивал безнаказанность преступников.

От «Дела Пиночета» к «Делу Гарсона»

Не успела полемика по «Закону о памяти» утихнуть, как осенью 2008 новое событие заставило её разгореться с новой силой. На этот раз речь шла о деле испанского судьи Бальтасара Гарсона.

В октябре 1998 года Гарсон в Лондоне арестовал бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета и добивался его выдачи Испании. На фоне этого процесса по экстрадиции и требования, чтобы Пиночет предстал в Испании перед Национальным Судом (Audiencia Nacional) для суда над ним (в связи с исчезновением испанских граждан после военного переворота в Чили в 1973 году - прим. Пер.) полемика о преступлениях во времена Франко снова приобрела особенную остроту. Успех Гарсона, которому удалось добиться возмездия за преступления против человечности, произошедшие в Латинской Америке быстро стал хрестоматийным примером эффективного применения международной юрисдикции в иностранных судах. Гарсон продолжал свою борьбу за возмездие за преступления в Латинской Америке, в то время как гражданские frnbdbcns в Испании упрекали его в том, что он при этом пренебрегает сходной ситуацией в своей собственной стране. Их усилия не прошли даром. Пришёл день, когда Гарсон объявил, что отныне намерен обратиться к преступлениям франкистской диктатуры и 16 октября 2008 года вынес распоряжение о начале расследования по делу «пропавших без вести» во времена гражданской войны. Он объявил, что будет добиваться справедливого возмездия по этим случаям и сделал это вопреки действующему закону об амнистии, который до тех пор предусматривал неприкосновенность виновных. Дата была выбрана не случайно: в этот день исполнилось ровно десять дет со дня ареста Пиночета.

С конца 2006 года 15 различных организаций гражданского движения по возвращению исторической памяти из разных регионов страны подали соответствующие иски в Национальный суд Испании. Гарсон поддержал иски и затребовал из государственных и церковных архивов документы и все доступные материалы по пропавшим без вести или не идентифицированным жертвам режима и постигшей их участи. Долгое считалось, что общее число «пропавших без вести» и захороненных в братских могилах республиканцев составляет около 30.000. Однако в июле 2007 года историк Франциско Эспиноза Маестре представил Национальному Суду отчёт, в котором называлась намного более крупная цифра - 143.000 «пропавших без вести» . В своём обвинительном акте, говоря об «исчезнувших» в период с июня 1936 по декабрь 1951 Гарсон называет общее число 114.000 и распределяет его по провинциям .

Усилия Гарсона ещё раз ясно указывали на то, что до сих пор практика «исчезновения» в Испании не преследовалась юридически. Более того, там, где в связи с преступлениями против человечности уместно было бы применять международное право, сплошь и рядом имело место амнистирование виновных. Вслед за гражданским движением по возвращению исторической памяти, Гарсон апеллировал к долгу испанского государства официально признать жертвы франкистского режима. Это была первая в истории попытка официальной конфронтации испанской юстиции с преступлениями франкистского режима. Репрессии были названы преступлениями против человечности, табу на обвинение преступников было снято, их неприкосновенность (impunidad ) поставлена под вопрос.

Однако Национальный суд после недолгого и довольно суетливого разбирательства вынес вердикт о том, что ответственность за решения по вскрытию захоронений и идентификации погибших перекладывается на региональные суды. Казавшееся уже столь близким общегосударственное решение этой проблемы, и, соответственно, последовательное и правомерное расследование судеб множества пропавших без вести людей снова стали делом далёкого будущего. И всё же, даже если Гарсону не удалось тогда добиться снятия неприкосновенности с преступников франкистского режима, ему по крайней мере удалось возродить к жизни угасшую было полемику вокруг темы диктатуры, её преступления и последствий.

Дебаты эти особенно обострились, когда в мае 2010 года испанский верховный суд (Tribunal Supremo) снял Гарсона с должности после того, как он начал расследования по преступлениям франкистского режима. До того, суд уже рассмотрел несколько исковых заявлений, поступивших на Гарсона от ультраправого союза госслужащих Manos Limpias („Не запятнавшие рук”) и той же направленности политической партии Falange española. Гарсона обвиняли в злоупотреблении полномочиями и извращении закона.

Процесс против Гарсона вызвал большую волну протестов не только в Испании, но и за рубежом. Так, «New York Times» с возмущением отреагировала на меры, принятые против судьи , что тут же было подхвачено испанскими средствами массовой информации. Недолго заставили себя ждать и свидетельства солидарности от чилийских организаций, с которыми в своё время работал Гарсон в деле против Пиночета. ООН в лице рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям тоже незамедлительно выразила обеспокоенность увольнением судьи. В официальном пресс релизе комитет ООН отметил, что процесс против Гарсона принят к сведению с крайней обеспокоенностью, и ещё раз напомнил о том, что испанский закон об амнистии не соответствует международным нормам прав человека, что практика «насильственного исчезновения» являет собой случай систематического правонарушения, и что родственники жертв режима по прежнему неизменно повергаются ущемлению в своих правах со стороны испанского государства .

Общенародные протесты против увольнения Гарсона, который сегодня работает в международном суде по правам человека в Гааге, стали в Испании новым кульминационным пунктом общественной полемики по поводу исторического прошлого и диктатуры Франко. 24 апреля 2010 года в Мадриде и других испанских городах около 60.000 человек вышли на демонстрации в поддержку Гарсона и против безнаказанности преступников франкистского режима .

Международная политика проработки прошлого

Требования отмены закона об амнистии звучат сегодня в Испании со всё большей настойчивостью. Важными аргументами здесь являются нормы международного права и опыт правозащитных организаций в борьбе за привлечение к ответственности преступников латиноамериканских диктатур. Испанские гражданские активисты и движение по возвращению исторической памяти всё больше ориентируются на международные нормы в области прав человека, сформированные в ходе осмысления наследия латиноамериканских диктатур и формирующие рамки их борьбы на локальном уровне. Центральные юридические понятия дискурса испанских активистов, такие как неприменимость срока давности для преступлений против человечности, превращают их требования в универсальный императив исторической памяти.

Испанское движение по возвращению исторической памяти активно поддерживается аргентинскими организациями по правам человека. Известные представители этих организаций, к примеру, приезжали в Испанию на протесты, во время которых их испанские соратники и коллеги организовали недельную демонстрацию у стен Национального суда, руководствуясь соответствующим примером аргентинской организации Madres de Plaza de Mayo. Участники протеста демонстративно носили на себе портреты „пропавших без вести” с тем, чтобы сделать «забытых мервецов» снова видимыми. Можно наблюдать проникновение в Испанию мемориальных практик, что проявляется в использовании термина «desaparecido» , представлений о том, что преступники режима избежали наказания, и об универсальной юрисдикции, а также в связанные с этим символические практики визуализации . Контраст этой ситуации с периодом transicion , когда все усилия прилагались для размывания границ между преступниками и их жертвами, очевиден. Теперь эти границы становятся с каждым днём всё явственнее, и огромную помощь в этом процессе оказывают международные организации по правам человека с их опытом аргументации, а также вовлечение в процесс правозащитного движения Чили и Аргентины.

Знаменательно и обращение к международной юрисдикции, ставшее актуальным после процесса над Гарсоном. В апреле 2010 года двое членов семей испанских изгнанников в Аргентине подали жалобы в суд Буэнос-Айреса, которые в числе прочего ставили своей целью поддержку Гарсона. Жалобу поддержали десять аргентинских организаций по правам человека, лауреат Нобелевской премии Адольфо Перес Эскивель и ARMH . Они добивались решения аргентинского суда (узаконенного принципом международной юрисдикции) по поводу переосмысления исторического прошлого времён диктатуры Франко . Те усилия, которые приложила в свое время испанская юстиция для выявления преступлений против человечности на территории Латинской Америки, судя по всему создали некий «эффект бумеранга» - орудие вернулось, чтобы ударить по испанским нарушениям прав человека и преступлениям диктатуры.

Примечания

В одном из последних исследований упоминается число близкое к 50.000 жертв в зоне республиканцев и минимум 150.000 жертв франкистского насилия времён гражданской войны. См.: Víctimas de la Guerra Civil / Ed. J. Santos, J. Casanova, J. M. Solé y Sabaté, F. Moreno. Madrid, 1999. P. 407-410.

Ср. Rodrigo J. Hasta la raíz. Violencia durante la guerra civil y la dictadura franquista, Madrid, 2008. P. 111-176.

Франциско Морено пишет о 37.000 так называемых детей войны (niños de la guerra), которых в большинстве эвакуировали во Францию, Мексику и СССР

История меняет знаки-
те, что богами-
изверги, маньяки.
Фашист, диктатор -
этот вот-
НАОБОРОТ!
.................
ИЗ ИНТЕРНЕТА
по- переписке

Генерал Франко. НЕЗАСЛУЖЕННО ОТВЕРГНУТЫЙ

: Один нос чего стоит!
Мнение, какое событие Второй мировой войны было самым важным, зависит от того, кого вы спросите. Русские ответят, конечно, что это Сталинградская битва. Американцы ответят, наверное, что это высадка союзников в Нормандии в 44-м. Можно ещё спросить немцев.
...Герман Геринг в нюрнбергской тюрьме сообщил: "Гитлер проиграл войну, когда отказался от намерения сразу же вслед за падением Франции вступить в Испанию - с согласия или без согласия Франко, - захватить Гибралтар и вторгнуться в Африку".
...Адольф Йорген заявил на Нюрнбергском процессе: "Неоднократно подтвержденный отказ генерала Франко разрешить немецким вооруженным силам пройти через Испанию для овладения Гибралтаром явился одной из причин поражения".
Третейским судьёй можем взять Уинстона Черчилля. В своих мемуарах Черчилль записал: "Если бы Гитлер овладел Гибралтаром, исход войны был бы другим"...

Судьбоносная встреча Адольфа Гитлера и генерала Франко, единственная их встреча, состоялась в октябре 1940 года в Эндайе на франко-испанской границе. Описание её историками почти комично. Бесноватый фюрер требовал от каудильо пропустить немецкие войска для захвата Гибралтара. Франко ни за что не соглашался. Гитлер вдохновенно живописал: "Мы перебросим танки на африканский берег и двинем их на восток". Франко монотонно возражал: "Танки увязнут в песке".
После 10 часов бесплодных переговоров Гитлер в бешенстве покинул встречу. "Я нюхом чую в нём еврея. У него чисто семитская рожа. Один нос чего стоит", - разорялся фюрер. Но двинуть войска на Франко он не решился.

Сколько европейских лидеров устояли перед Гитлером? Премьеры гордых Англии и Франции без единого выстрела сдали Гитлеру в Мюнхене Чехословакию. Да и свою свободу Франция защищала всего 12 дней. Сталин домогался дружбы фюрера. Главы либеральных Бельгии и Норвегии предоставили Гитлеру свои страны без возражений. Сейчас Норвегия выступает моральным ментором мира, определяя главного миротворца года. В 1940 году Квислинг создал правительство, приветствовавшее немецкую оккупацию Норвегии. Национальная гордость норвежцев, нобелевский лауреат Кнут Гамсун поддержал нацизм и отправил своего сына сражаться в войсках СС. Географически вся Норвегия - граница со Швецией. Однако норвежцы зорко следили, чтобы евреи не могли спастись, сбежав в нейтральную Швецию. Норвежские евреи были депортированы из своей страны в концлагеря на территории Польши без приказа из Германии. Характерно, что выжившие в лагерях норвежские евреи после войны в Норвегию не вернулись.

А что же Испания и "враг прогрессивного человечества" генерал Франко? Только за 1940 год укрытие в Испании нашли 40 000 евреев, а за всю войну цифра спасённых испанским диктатором евреев приближается к 200 тысячам. В крупнейшем еврейском центре юго-восточной Европы Салониках Франко спас от департации в Освенцим 5000 евреев, объяснив это тем, что как сефарды, чьи предки были изгнаны из Испании за 460 лет до того, они имеют право на въезд в Испанию. Франко спас 1600 евреев из Берген-Бельзена. В разных странах - называют Венгрию, Румынию, Грецию и вишистскую Францию - посольства Испании получили инструкцию выдавать въездные визы евреям. Это как раз такое деяние, за которое мы почитаем шведского дипломата Валленберга и японского дипломата Сугихару героями и заслуженно присвоили им звание Праведников народов мира. Но напрасно вы будете искать в этом почётнейшем списке имя генерала Франко.

Так чем же объясняется неблагодарность евреев генералу Франко? В гражданскую войну 1936-39 годов в Испании мятежные войска под его предводительством разбили армию правительственной коалиции сталинистов, троцкистов, социалистов и анархистов, распавшейся ещё во время войны. Об этом распаде можно прочесть в книге Джорджа Оруэлла "Памяти Каталонии" или в мемуарах Ильи Эренбурга. За коалицию сражались интернациональные бригады, состоявшие в большой степени из европейских евреев, а также из "военспецов", посланных в Испанию Сталиным. Это поражение и не могут простить Франко левоориентированные люди.

Будучи не из крупнейших игроков в глобальной драме Второй мировой, Франко демонстрировал чудеса эквилибристики, поддерживая Германию в войне против России, оставаясь нейтральным в войне западных союзников против Рейха и поддерживая Америку в войне с Японией. И когда по окончании войны казалось, что коммунизм поглотит Европу (Франция и Италия были на грани прихода к власти коммунистических партий), антикоммунист Франко выстоял против бойкота и международной изоляции и с середины 50-х повёл страну к тому, что экономисты назвали "испанским чудом", когда темпы экономического роста в стране уступали только японским.
По поводу интуиции Гитлера: по материнской линии Франко происходил, как считают, из почтенного еврейского рода Пардо, давшего известных раввинов Иосифа, Йошеа и Давида Пардо. По отцовской линии он, полагают, также происходил из марранов.
Последние годы в Испании разрушают памятники генералу Франко. В 2009 году, спустя 34 года после смерти Франко мэрия Мадрида лишила его, спасшего Испанию от двух страшных напастей ХХ века - от коммунизма и нацизма, всех титулов и наград. Память праведного Иосифа, спасшего когда-то Египет от голода, впрочем, тоже не хранится в современном Египте.
И еще статья о нем:
Франко - фигура мрачная и зловещая. Тиран и обскурант. Фашист. Диктатор в заношенном плаще Торквемады. И вообще - сплошное каудильо...
Хотя некоторые испанцы почитают Франко спасителем страны. Причем к этим к некоторым относятся не яростные радикалы, а военные. Религиозные лидеры. Экономисты. Сальвадор Дали, наконец, утверждавший, что именно Франко спас Испанию от экстремизма (как правого, так и левого) и тотальной идеологизированности.

Молодой Франко
Впрочем, все это их, испанское, дело. Остальное же человечество, способное воспринять собственную историю только в виде мыльной оперы, знает, что: в Испании произошла схватка хорошего с плохим; хорошее это были Хемингуэй и Сент-Экзюпери, а плохое это был Франко. А если кто не согласен, посмотрите на фотографии, и сразу увидите, кто симпатичней... Ой, нет, с фотографиями выходит неприятность: самым симпатичным может вообще оказаться супермен и кинозвезда 40-х - 50-х, австралийский актер Эролл Флинн, игравший робингудов и капитанов бладов, а он был страстным сторонником нацистов... Ну, значит, без фотографий. Все равно. На стороне хороших - "но пасаран", "лучше стоя, чем на коленях", погромы, устраиваемые народным фронтом, и испанские дети в советских детприемниках, испанские дети, которые через лет тридцать - сорок захотели вернуться на свою историческую родину, к своему историческому каудильо, и попали в прочный "отказ". Ну, да не они одни...
Впрочем, все это их, среднечеловеческое, дело.
Но вот со стороны евреев принимать активное участие в этом обсуждении деталей мыльной оперы на коммунальной кухне человечества, со стороны евреев, заявляю, это - по меньшей мере некорректно.
Ибо: ни один политический лидер двадцатого века не сделал столько для спасения евреев в годы Катастрофы, сколько - каудильо Франко, потомок сефардских евреев, маранов, раввинов, мореплавателей, дворян.

Герб семьи Франко
О еврейском происхождении Франсиско Франко заговорили сразу же после войны - и надо отдать должное испанскому правителю, ставшему в 30-е годы фанатичным католиком: он никогда не пресекал эти разговоры. Да и нелепо было бы пресекать: фамилия Франко говорила сама за себя и звучала для сефардского уха приблизительно так же, как для ашкеназского звучит, если не впрямую Рабинович, то, во всяком случае, Фишман или Гриншпун...
В Испании вообще были распространены еврейские фамилии, происходящие от названий населенных пунктов (кстати, не только в Испании. Среди ашкеназских евреев было множество Виленских и Вильнеров, Кишиневских и Молдавских, Ковенских и Ковнеров, а также Берлинеров, Плонских, Варшавских, Подольских...). Франко - название поселения в Галисии, где проживало множество евреев. Среди столь же распространенных еврейских фамилий, происходящих от географических пунктов, можно назвать Медина, Кордова, Толедано (весьма распространенную в Израиле) и... (честное слово, без каких-либо намеков и выводов)... Кастро.

Парадный портрет
Его предки и по материнской, и по отцовской линии служили во флоте - правда, в основном администраторами и интендантами: считалось, что маран не может быть боевым офицером. Наконец один из предков Франко в конце девятнадцатого века приобрел грамоту "о чистоте крови", и с тех пор мужчины этой семьи были морскими офицерами без всяких интендантских примесей.
Но даже более чем столетняя грамота не спасла Франко от чисто семитской внешности и, в особенности, от характерного носа. Однако гордо задрав этот самый еврейский нос, Франсиско проламывался вперед - и стал самым молодым в Европе генералом после Наполеона. Правда, несколько сумрачным, жестким и неулыбчивым генералом, со специфически тяжелым взглядом выбившегося наверх представителя нацменьшинства.

Дальнейший путь к власти проложила женитьба на аристократке-католичке, чья семья была тесно связана с клерикальной элитой. Именно с подачи изящной и величественной доньи Кармон фанатичным католиком стал и сам Франко. Фигура сумрачная и неулыбчивая, как будто вышедшая из темной средневековой ниши, откуда-то из-за трона какого-нибудь Альфонса, Франко любил свою страну любовью тяжелой и мрачной, с испанским фанатизмом, еврейской жестоковыйностью и одновременно - с извращенной хитростью истинно среднеземноморского правителя.

Франко с женой
По сути, его не интересовали ни Гитлер, ни "ось", ни Америка (которую он, правда, демонстративно поддержал в конфликте с Японией) - его интересовала возможность спасти Испанию от участия в войне, с одной стороны, и не дать превратить ее в провинцию Германии - с другой. Обеих этих целей Франко достиг, когда в октябре 1940 года в Андайе он в первый и последний раз встретился с Гитлером. Требования Гитлера были весьма категоричны.

Встреча в верхах, 1940 год
Немецких парашютистов, как заявил фюрер Франко, сейчас готовят к десанту в Гибралтар. "Операция Феликс", захват Гибралтара даст возможность немцам блокировать все английские суда, находящиеся в Средиземном море, и захватить Северную Африку. Объединившись с испанскими частями, Вермахт разгромит восьмидесятитысячную армию Уэйвелла в Египте. Весь Ближний Восток окажется тогда в руках "оси". Для всего этого требуется всего ничего - согласие Испании и, прежде всего, открытие испанской границы немецким войскам.

Переговоры Франко и Гитлера
Сумрачный испанский диктатор, не поднимая головы, не глядя в лицо своему собеседнику, говорил мерным, тонким, раздражающим голосом. Он говорил о том, что для вступления в войну Испании потребуются сотни тысяч тонн зерна, боеприпасы, артиллерия; о том, что появление немецких войск под Гибралтаром будет рассматриваться как оскорбление, нанесенное испанской чести, ибо только испанец должен освободить Гибралтар от неверных; что танки по пустыне не пройдут; что вишиская Франция будет недовольна появлением немцев в Северной Африке и еще многое, многое другое. Ох, как он раздражал Гитлера этой своей манерой и этим своим голосом! Тот прервал встречу только для того, чтобы больше не видеть и не слышать этого "мерзкого еврейского торгаша" - именно так фюрер обозвал Франко, не ведая при этом о близости прозвища к истине.
Дважды потом удавалось Франко отсрочить проведение Германией "операции Феликс" - пока, наконец, Сталинград не сделал идею африканского похода неактуальной...
Тогда в Андайе тусклый бесцветный гитлеровский собеседник своими не очень убедительными доводами и своим раздражающим немецкое ухо голосом муэдзина изменил ход истории. Ибо сумей Гитлер проникнуть в Африку - исход второй мировой войны был бы другим, о том свидетельствуют...

Геринг
...Герман Геринг в нюрнбергской тюрьме: "Гитлер проиграл войну, когда отказался от намерения сразу же вслед за падением Франции вступить в Испанию - с согласия или без согласия Франко, - захватить Гибралтар и вторгнуться в Африку"...
...Адольф Йорген на Нюрнбергском процессе: "Неоднократно подтвержденный отказ генерала Франко разрешить немецким вооруженным силам пройти через Испанию для овладения Гибралтаром явился одной из причин поражения"...
...Уинстон Черчилль в своих мемуарах: "Если бы Гитлер овладел Гибралтаром, исход войны был бы другим"...

Черчиль
А евреи? Те самые евреи Венгрии, Румынии, Греции и вишиской Франции, которых по приказу Франко принимали испанские миссии в этих странах и переправляли в Испанию; тысяча шестьсот евреев, спасенных Франко из Берген Бельцена, тысяча евреев Солоник, получившие испанские паспорта? Их было мало, так мало - по сравнению с шестью миллионами погибших... Но происходило это в те времена, когда практически все страны, кроме Испании, закрыли границы перед мечущимися европейскими евреями. Только в одном 1940 году Испания приняла (тем самым - спася) сорок тысяч евреев, перешедших франко-испанскую границу.
Когда каудильо неповоротливыми красными пальцами военного крестился и отдавал приказ об открытии границ перед еврейскими беженцами, когда он ночами просиживал без сна в домашней молельне - с кем он мысленно беседовал тогда? Лица их были неразличимы; он знал лишь, что они из рода его матери - Пилар-Баамонде-и-Пардо. Впереди этой толпы, изгнанной когда-то из Испании, стояли трое его великих предков - прославленные раввины Йосеф Пардо, Йосиа Пардо и Давид Пардо; от имени всех остальных, бессловесных изгнанников, они требовали: "Верни нас в Испанию. Франсиско, мы вновь хотим увидеть родной Эль Ферролль. Впусти нас, Франсиско..."

Изгание евреев из Испании
Он что-то шептал, он бормотал что-то с несвойственными ему интонациями, так пугавшими донью Кармон. Потом вздрагивал и вновь истово крестился.

Он должен был вернуть Испании евреев и короля. Короля и евреев - два вечных символа государственности. Он и сам не понимал, почему в нем эти два понятия связались намертво. Но он должен был их вернуть.

Испанию он вернул королю. Слово "еврей" до конца жизни избегал даже произносить. Ревностным католиком оставался и в старости.
А евреи отплатили Франко по-своему. Ни один еврейский историк ни разу не упомянул о роли каудильо в спасении еврейских беженцев во время Второй мировой войны. Представители государства Израиль на международной арене клеймили реакционный режим Франко. Франко был этому почти рад. Он отнюдь не желал считаться еврейским благодетелем. Между ним, его страной и его народом всегда происходило нечто такое, что до конца не было внятно ни испанцам, ни иудеям. Это был последний диалог последнего марана с Испанией. Все те, кто могли понять происходящее, скончались в изгнании лет четыреста тому назад. Явлением спасшего страну Франко мараны вернули свой долг Испании - и вернулись в Испанию.

Немцы, евреи, испанцы и даже государство Израиль к этому диалогу отношения почти что не имеют...

Было бы, всё-же, неплохо указать, что автор этого эссе, кроме небольшого добавления в конце - я. Оно было опубликовано на сайте "Мы Здесь" под названием "Один нос чего стоит" (здесь это непонятная первая фраза)и в газете "Еврейский мир" и наеё сайте под названием "Человек, решивший исход второй мировой".

Борис Гулько, Нью Джерси США

Испанский генерал Франсиско Франко разгромил республиканцев, которых поддерживал СССР. Это случилось в 1939 году. Победа положила конец кровопролитной и выматывающей гражданской войне, длившейся в течение трех лет. Победа над республиканцами предопределила экономический подъем в Испании и способствовала росту ее населения. Но вместе с тем породила многие нынешние проблемы, с которыми страна сталкивается сейчас.

Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. унесла жизни миллиона человек. Она была обусловлена ее положением в то время. В начале XX в. бывшая колониальная держава превратилась во второразрядную страну, вступившую в затяжную полосу упадка и нестабильности. Масло в огонь подливали и разные местные группировки, вырывающие друг у друга власть. Так, только в 1930–36 гг. это случилось четыре раза. Сначала бразды правления захватили военные, затем - король, потом - левые силы, через некоторое время – правые и опять - левые.

В том, что в стране началась гражданская война, виноваты не только какие-то внешние силы, но и сами испанцы. Конечно, СССР, нацистская Германия и фашистская Италия стремились установить в Мадриде лояльный себе режим. Но и в самой Испании не нашлось силы, способной спасти страну от катастрофы. Правые не собирались отказываться от средневековых привилегий вроде крупных частных и церковных землевладений и противились реформам со стороны левых. Не лучшим образом вели себя и левые, пытавшиеся победить пережитки прошлого, физически уничтожая противников. Активно использовались и взрывчатка, и огнестрельное оружие.

В феврале 1936 г. в результате парламентских выборов к власти пришел «Народный фронт», в котором были сильны коммунисты, что усугубило ситуацию. Левые начали террор против инакомыслящих и экспроприировали частную собственность. В ответ в июле того года армия подняла восстание и менее чем за три года добилась победы.

С 1 апреля 1939 г. установилась диктатура генерала Франсиско Франко, которого стали называть «каудильо» (исп. вождь). В СССР его считали «гитлеровцем», но Франко не уничтожал евреев, а, напротив, спас не менее 60 000 представителей этого народа, бежавших от нацистов. Кроме того, глава Испании был ревностным католиком.

Единственной разрешенной партией была «Фаланга», по идеологии отчасти напоминавшая итальянских фашистов. Однако диктатор быстро обломал идейных нацистов, критиковавших «военщину». Одних выгнали из партии, других включили в состав «голубой» дивизии добровольцев, которая в 1941 г. отправилась на Восток, воевать с СССР. Таким образом, Франко сохранил нейтралитет в войне и избавился от тех, кто требовал поддержать «крестовый поход» Гитлера против коммунизма.

Генерал стал политическим долгожителем. Вряд ли можно отнестись к эпохе его почти 40-летнего правления однозначно. Например, благодаря Франко проблема национальных меньшинств, особенно баскская, резко обострилась. Он упразднил данную баскам (как и каталонцам с галисийцами) автономию, запретив их язык. Не случайно, что группировка ЭТА, возникшая в 1959 г., изначально не являлась террористической и сепаратистской организацией. К этому она пришла через 10 лет, когда стало ясно, что ни о какой автономии с Франко говорить нельзя.

При этом фигура диктатора неоднозначна. В 1939 г. ему досталась отсталая страна. Уходя же, он оставил развитое государство. В начале 1960-х гг. оно приняло стабилизационный план, вошедший в историю как «испанское чудо». В 1960–74 гг. по показателям экономического роста (6,6 процента в год) Испания занимала второе место в мире, уступая лишь Японии. Во многом именно благодаря Франко сегодня испанская экономика занимает девятое место в мире и пятое в Европе по общему объему ВВП.

Но в отличие от расцвета послевоенной Германии рост экономики Испании был в меньшей степени связан с материальной помощью от США. Первые годы страна была в изоляции и развивалась самостоятельно. Ее экономика расцвела позднее, во время холодной войны. Этому способствовала Америка, для которой Испания была интересна как выгодный союзник против СССР.

Красноречиво о Франко говорят и данные демографии. Он сурово карал за аборты, педерастию, поддерживал институт семьи. С 1900 по 1932 гг. население Испании увеличилось на 5,5 млн человек - с 18,6 до 24,1 млн. Но за меньший период - с 1932 по 1959 гг., несмотря на унесшую миллион жизней гражданскую войну, прирост составил 5,8 млн человек. А в 1959 - 77 гг. население увеличилось на 6,4 млн. человек.

Франко умер в конце 1975 г. И после его смерти динамика рождаемости снизилась. Так, с 1977 по 1996 гг. она сократилась почти вдвое.

Гражданская война в Испании повлияла и на современные отношения этой страны с Россией. Так, многие правые, являющиеся в той или иной степени идейными наследниками каудильо, до сих пор относятся к РФ с предубеждением. Сейчас отношения между нашими двумя странами улучшились. Но они стали таковыми только в 2004 г., когда на смену правым к власти в Мадриде пришли левые – идейные потомки поддержанных Советским Союзом республиканцев.


Многие проблемы современной испанской жизни и особенности мировоззрения современных испанцев имеют свои корни в важнейших событиях истории Испании XX века, таких как Гражданская война 1936–1939 годов и последовавшая за ней диктатура каудильо Франсиско Франко. Данная статья посвящена рассмотрению наследия , которое оставил наполненный драматичными событиями XX век в жизни современных испанцев.

Две Испании

Одним из главных факторов исторического развития Испании, начиная с эпохи наполеоновских войн , было сосуществование двух параллельных и противоборствующих тенденций в политической и интеллектуальной жизни страны. Испанский католический философ Рамиро де Маэсту, чьи идеи станут одним из элементов идеологии франкизма, выразил это противоречие в красивом образе: «Испания – дуб, обвитый плющом», где дуб – это подлинная католическая Испания, вера в идеалы времен империи , а плющ – либеральные веяния, привнесенные французской революцией и привившиеся на испанской почве.

Конечно, подобное деление до определенной степени условно и не исчерпывает образ испанской жизни во всей его полноте. Однако именно эти две тенденции, либеральная и консервативно-католическая , сошлись в открытом противостоянии, которое вылилось в испанскую Гражданскую войну. Укоренившись в сознании, ментальной и интеллектуальной культуре народа «две Испании» продолжают существовать и сегодня, определяя историческую память народа. Философы, выражая это противоречие, пишут, что Испания делится на Донов Кихотов и Санчо Панс.

Король Хуан Карлос I, придя к власти после смерти Франко, не последовал заветам каудильо, мечтавшем о восстановлении «исконно испанской» монархии. Сохранив монархическую форму правления, Испания взяла курс на демократию . Он создал типичную для эпохи конституционную монархию. При этом не последовало никаких репрессий в отношении пособников диктаторского режима, франкизм был демонтирован эволюционным путем.


Конституция 1978 года во многом имела компромиссный характер. В фигуре короля и его личности две тенденции, казалось бы, «примирились», но это породило новые споры об исторической судьбе и сущности Испании, которые проявляются как на политическом уровне, так и в общественном сознании испанцев.

Франкизм и историческая память

Франсиско Франко – один из самых известных диктаторов XX века. По степени размаха репрессий его, конечно, не сравнить с И. Сталиным, но это не уменьшает страданий народа Испании, находившейся по его управлением 36 лет. Эпоха франкизма – тяжелый период в истории страны, хотя в это время и происходили некоторые экономические и политические изменения, в частности, «открытие Испании» всему современному миру.

Франко часто называют фашистом, что с точки зрения терминологии не совсем верно.

Франкизм представлял собой синтез правых идеологий. Идейную базу режима составил широкий спектр правых идей, носителями которых были организации различного толка, из них только «Испанскую фалангу» можно назвать фашистской, однако роль фалангизма во франкизме не была определяющей.

Основополагающие элементы идеологии франкизма, такие как «монархизм», «антикоммунизм», «исконный католицизм » и «авторитарность власти» продолжают жить после смерти диктатора и находят свое отражение в современном испанском обществе.

В 1981 году Хосе Луисом Корлем была создана партия «Испанское католическое действие», являющаяся примером воплощения идеологии франкизма на политическом поле современной Испании. Партия привлекла в свои ряды много молодежи . При партии было создано «Испанское молодежное действие» – наиболее активная правая организация в стране.


Члены организации выступают под лозунгом «За бога, родину, справедливость». Они называют себя национал-католиками, национал-синдикалистами, традиционалистами. Активно используется франкистская символика : национальный испанский флаг франкистской эпохи, карлистское знамя с крестом Святого Андрея, фалангистское черно-красное знамя с ярмом и стрелами. Одним из главных объектов критики представителей организации является Испанская конституция 1978 года.

В результате эволюции «правой идеологии» времен Франко возникла одна из ведущих партий страны – Народная партия, лидер которой М. Рахой занимает пост председателя правительства. Она возникла на базе партии «Народный альянс», созданной франкистским министром, историком, классиком испанской историографии М. Фрагой Ирибарне, получившим прозвище «либеральный франкист».

Партия сильно эволюционировала в сторону центра. Сегодня Народная партия – одна из самых центристских партий Европы. Наследие франкизма в ее идеологии осталось лишь достоянием истории.

В современном глобализированном мире, когда различия между странами постепенно нивелируются, режим Франко, основанный на «испанской исконности», привлекает внимание апологетов правых идей. Некоторыми испанцами каудильо воспринимается даже как «отец нации», без которого Испания теряет свое лицо, становясь «типичной европейской страной» и являясь «задворками Европы».

Гражданская война в исторической памяти Испании

При Франко выросло почти три поколения испанцев. Идеологический гнет франкистской эпохи оказал влияние на историческую память испанцев и на их отношение к предшествующей режиму войне. В эпоху Франко Гражданская война 1936–1939 годов подавалась как «новый крестовый поход» против «неверных».

Вызывающим споры историческим памятником Испании является мемориальный комплекс «Долина павших» . Это мемориал, построенный при Франко, в котором рядом друг с другом покоятся останки погибших «республиканцев» и «франкистов». «Долину павших» трактуют как памятник жертвам с обеих сторон или как «личную усыпальницу Франко», в которой республиканцы были захоронены случайно. Одни воспринимают этот комплекс как «попытку примирить две Испании», другие – как «кощунство диктатора», похоронившего жертв рядом с их убийцами.

Гражданская война 1936–1939 годов – ключевое событие истории Испании XX века, одна из самых изучаемых тем в мировой историографии. Для многих испанцев война стала символом борьбы за свободу испанского народа . 14 апреля, в день установления республики, на улицах испанских городов нередко проходят марши сторонников республиканской формы правления.

На политической арене Испании заметно проявляются крайне левые, республиканские силы, в частности партия «Podemos». Еще одну ведущую партию страны, левоцентристскую ИРСП, можно назвать «прямой наследницей » П. Иглесиаса и Ф. Ларго Кабальеро.

В то же время многие испанские историки называют режим Второй республики «не идеальным», указывая, в частности, на то, что политические преступления и бескомпромиссность были характерны для республиканцев не меньше, чем для франкистов. Самый яркий пример – казнь республиканцами испанских детей » является видный российский историк-востоковед, доктор исторических наук А. М. Родригес.