Кто является рыцарем нашего времени и почему. Существуют рыцари в наше время? Существуют ли рыцари в наше время

Первые рыцари – это воины конницы из Древнего Рима, ведь именно на принадлежность к такому роду службы указывало это звание. Много позднее, уже во времена Средневековья, оно стало указывать на принадлежность к знатному роду, и получить его можно было либо по наследству, достигнув совершеннолетия, либо заслужив ратными подвигами на поле боя. Но не только за ратные дела награждали славных воинов этим почетным званием.

Кроме отваги и воинской чести, рыцарь должен был обладать и другими положительными качествами, например, быть хорошо воспитанным, почитать старших, блюсти законы своего ордена, который оказал ему честь посвящения в рыцари, и уметь галантно обходиться с дамами. Эти особенности стали характерными для рыцарей в период Крестовых походов и сделали их не только воинами, но и неотъемлемым атрибутом высшего общества и религии.

Что значит быть в современном мире

Понятия о рыцарстве в современном мире немного отличаются от понятий древности. Нынешним рыцарям не нужно отправляться в походы, носить определенный вид одежды, быть всадником или владеть землями. Для девушек 21 века рыцарь, прежде всего, галантный и способный постоять за себя и за свою даму мужчина.

Согласно социологическим опросам, женщины видят рыцаря современности хорошо образованным, элегантно одетым, с атлетическим складом фигуры, безупречными манерами и безгранично романтичным. Причем воинские способности и отвага зачастую стоят на втором плане, уступая знанию романтических стихов, желанию дарить женщине цветы и подарки и наличию финансовой стабильности.

Современные рыцарские ордены

Но современные мужчины вкладывают в понятие рыцаря совсем другое значение. Причем существуют даже рыцарские ордены, подобные средневековым, со своим уставом, обязательствами, в которых чтятся традиции и выполняются ритуалы посвящения, в точности повторяющие древние.

Один из таких орденов – Орден тамплиеров, который существует на территории России с 1993 года. Рыцари ордена свято чтят религиозные правила, но не соблюдают строгих монашеских запретов, как средневековые основоположники этого движения. Однако устав современных тамплиеров все также содержит такие требования, как защита обездоленных, помощь бедным, почитание старших, уважение и нежность к матери своих детей и своим родителям. Участники организации занимаются реставрацией памятников, благотворительностью, развитием рыцарского движения среди молодежи, проводят показательные турниры и игрища.

Учреждение образования «Оршанская государственная общеобразовательная средняя школа №20»

Учебно-исследовательская работа

«Есть ли рыцари в наши дни»

Работу выполнил

ученик 3 «Д» класса

Панасенко Илья

Руководитель

Круглякова Г.Г.

Глава 1. Представления учащихся о рыцарях

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

2.2. Обучение рыцаря

2.3. Посвящение в рыцари

2.4. Жизнь рыцаря

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

Проблема:

Я часто от своей учительницы слышу фразу: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцарь – это всадник в доспехах, с копьём и мечом. В наши дни встретить коня на улице большая редкость, а всадников в доспехах сегодня нет. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Так появилась тема моей работы: «Есть ли рыцари в наши дни?»

Цель исследования: выяснить какова роль рыцарства в наши дни.

Задачи исследования: изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди одноклассников.

Способствовать формированию у сверстников представления о рыцарстве в наши дни.

Гипотеза исследования: предполагаю, что рыцари есть среди нас.

Методы исследования: анализ литературных источников; опрос; наблюдение; количественная и качественная обработка данных.

База исследования: ученики 3-их классов.

Глава 1. Представление учащихся о рыцарях

Меня заинтересовали вопросы:

  • Кто такие рыцари?
  • Чем они занимались?
  • Какими качествами обладали?

Я решил узнать мнение моих сверстников. Было опрошено 29 человек. Данные опроса представлены в таблице.

1. Рыцарь – это:

а. Всадник в доспехах

б. Пеший воин с копьем

в. Конный лучник

г. Пеший меченосец

д. Командир отряда

2. Чем рыцарь никогда не занимался в своей жизни

а. Земледелием

б. Уборкой комнаты

в. Чисткой доспехов

г. Пением

д. Ухаживанием за дамой сердца

3. Какими качествами должен обладать рыцарь

а. Храбростью

б. Благородством

в. Верностью

г. Жестокостью

4. Обладаешь ли ты рыцарскими качествами

в. Не знаю

5. Существуют ли рыцари в наши дни

в. Не знаю

Таким образом, основные результаты опроса показывают следующее:

Считают, что рыцарь – это всадник в доспехах

Считают, что рыцарь никогда не занимался уборкой комнаты

Считают, что рыцарь никогда не пел

Считают, что рыцарь был храбрым

Считают, что рыцарь обладал благородством и верностью

Считают, что у них есть рыцарские качества

Верят, что рыцари есть в наши дни

Чтобы получить подробные ответы на мои вопросы, я обратился к источникам литературы. Вот что мне удалось узнать.

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

- Кого же называли рыцарем в те далёкие времена?

Изначально рыцарем называли профессионального воина. Но не простого воина. Термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник». Рыцарь одинаково хорошо сражался копьем, мечом, топором и булавой. Передвигаться в тяжелых доспехах верхом на коне, конечно, легче, и сила атаки конного рыцаря намного превосходила пешего воина, но и без коня рыцарь был очень опасным противником.

- Какова же история появления рыцарей?

История появления рыцарей имеет множество версий. По одной из них племена варваров готов на боевых конях сокрушили Римскую империю. Конные воины легко победили пешие римские легионы. Это событие стало началом эпохи средневековья.

Средневековые королевства держались за счет военной силы, основу которой составляли рыцари. За клятву верности королю рыцарь получал землю с крестьянами, право судить и обязанность защищать их, а также право собирать налоги.

- Где же жили рыцари? Каким было их жильё?

Рыцари жили в каменных замках. Замок строился на холме или неприступной скале и был окружен стенами и башнями с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов. В замке были подвалы, подземные ходы, ров с водой и подъемный мост. Правильно построенный замок с хорошо организованной обороной мог выдержать многомесячную осаду. Взять приступом такие мощные укрепления было очень не просто.

2.2. Обучение рыцаря

- Кто мог стать рыцарем? В каком возрасте?

Нельзя стать рыцарем просто надев доспехи и взяв в руки меч. Обучение рыцаря начиналось с 6-7 лет так же, как и в наши дни. Отличием было то, что будущего рыцаря называли пажом и по средневековому обычаю его отправляли на обучение к наиболее известному рыцарю на несколько лет. Это делали для того, чтобы родительская нежность не мешала пройти суровый путь от мальчика до рыцаря. И никаких каникул и переменок!

В обязанности пажа входило выполнять различные поручения, прислуживать за столом, помогать убирать комнату, содержать в порядке доспехи, вооружение и коня, обучаться приличным манерам. Паж упражнялся бегать в тяжелых латах, учился владеть копьем и мечом, играть в шахматы и петь песни, а так же читать, писать и считать. Пословица «Сила есть – ума не надо» совсем не о рыцарях.

За сотни лет почти ничего не изменилось. Обычный школьник всё так же выполняет поручения старших, накрывает и убирает со стола, поддерживает чистоту в квартире, содержит в порядке свои вещи и каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «Веди себя прилично». Предметов прибавилось,
оружие заменили ручки, карандаши и кисточки, а ещё на уроке физкультуры бегать стало гораздо легче. Мы ведь бегаем без доспехов, которые весили до 30 килограмм.

В 14 лет пажа переводили в старшеклассники – оруженосцы. Подражая рыцарю, оруженосец стремился приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие и сдержанность в разговорах. Оруженосец сопровождал рыцаря на охоте и в путешествиях, содержал оружие своих господ в порядке и чистоте, помогал рыцарю облачаться в доспехи, носил за рыцарем его копье и щит. Различные домашние обязанности сочетались с военной службой. На войне во время боя оруженосец оставался позади своего рыцаря, следил за его действиями, подавал новое оружие взамен сломанного, помогал раненому рыцарю покинуть поле боя. В мирное время боевые навыки совершенствовались в рыцарских турнирах.

2.3. Посвящение в рыцари

- А как же происходило посвящение в рыцари?

Посвящение в рыцари было великим событием, которое запоминалось на всю жизнь, как и выпускной вечер в школе, ведь простой оруженосец становился рыцарем.

- Знаете ли вы 7 рыцарский добродетелей, которыми должен был обладать каждый рыцарь?

1. верховая езда
2. фехтование
3. обращением с копьем
4. плавание
5. охота
6. игра в шахматы

7. сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

По достижении совершеннолетия оруженосец проходил обряд посвящения в рыцари. Решение о присвоении этого титула принимал король, он же проводил церемонию.

Во время церемонии будущий рыцарь становился на колени перед королем, который произносил следующие слова: "Жалую тебе звание рыцаря. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи; подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них ". Это наставление содержало основной смысл рыцарского кодекса чести, однако каждый мужчина должен стремиться придерживаться этого кодекса:

  • верность ценилась во все времена – предательство редко прощается.
  • прощать и помогать следует без промедления и по мере возможности.
  • женщин и девочек предписывалось уважать, не обижать, не оскорблять словом или делом, потому что только женщина дает начало жизни.

После наставления король три раза ударял плашмя мечом по плечу новоизбранного рыцаря и, вместо аттестата об образовании, опоясывал его мечом. В этот день устраивались пиры и турниры, где рыцарь мог продемонстрировать свою ловкость и умение.

Каждый новообращенный рыцарь получал свой герб. Он изображался на одежде и щите. Гербы служили отличительными знаками на поле боя, а так же показателем происхождения, знатности рода и совершенных подвигов.

2.4. Жизнь рыцаря

Основными занятиями в жизни рыцаря были ухаживания за дамой сердца, охота, пиры, рыцарские турниры и война. И не так важно с кем
воевать – с другим государством или со своим соседом, но всегда за справедливость. Среди нас, школьников, тоже есть те, кто всегда готов ввязаться в драку за правое дело.

Рыцарь – это воин с острым чувством собственного достоинства. В бою он зависел только сам от себя и мог прославиться, показав свою храбрость, крепость своих доспехов и резвость коня. Но если рыцарь забывал об осторожности и бросался в бой сломя голову, как школьник на переменку, этот
бой становился последним в его жизни.

Даже в бою рыцари с большим почтением относились к себе подобным и редко наносили смертельные ранения. Победой считалось выбить противника из седла, взять его в плен. При этом всегда была возможность проявить благородство и милосердие.

Рыцарь на коне никогда не атаковал пешего рыцаря, вооруженный не бросался на безоружного, а сильный не стремился напасть на слабого, потому что победа над слабым несла не славу, а лишь позор.

С появлением огнестрельного оружия, доспехи перестали быть надежной защитой, и рыцари утратили специфику особого сословия.


Заключение

Изучив литературу, проведя наблюдение и опрос среди одноклассников, я могу сделать следующие выводы:

  • Доспехи носили не только рыцари, а кони использовались почти всеми народами, поэтому человек в доспехах и на коне совсем не значит, что перед вами рыцарь. Важным являются поступки рыцаря, а не его одежда.
  • Соблюдать рыцарские законы может и должен каждый. Верность очень ценное качество для всех. Доброе и храброе сердце стремиться стать на защиту слабых, никого и никогда не оскорбит и не обидит. Выполнять данное обещание и не лгать давно стало не только рыцарской, но и народной мудростью.
  • Школьник – тот же паж. Школа – первый шаг на пути рыцаря. И не важно, где бьется храброе, благородное сердце рыцаря – под металлическими доспехами или под костюмом школьника. Главное поступать как настоящий рыцарь.

- Есть ли рыцари в моём классе?

С помощью моей учительницы Галины Геннадьевны я составил таблицу наблюдений за рыцарскими поступками мальчиков 3 «Д» класса. Наблюдения проводились в течение одной недели. Представляю её вашему вниманию.

Фамилия, имя

Защитил слабого

Оказал помощь

Уступил дорогу страшим

Подал верхнюю одежду девочке

Поднёс портфель девочке

Никого не обидел ни словом, ни делом

Общее количество поступков

Бобылёв Влад


Бурко Илья



Голиков Даниил




Городецкий Вадим


Долженков Максим



Зверев Андрей


Косенков Данила


++++++++


Панасенко Илья


Роговский Александр



Щеблецов Влад



ИТОГО

Таким образом, я выяснил, что всего за неделю мальчиками было совершено 119 рыцарских поступков. С каждым днём в нашем классе стали совершать всё больше рыцарских поступков и поэтому считаю, что свою работу я провёл не зря.

Рыцари ЕСТЬ в наше время, но мне хочется, чтобы их было БОЛЬШЕ.

Библиографический список

1. Ф. Брукс и др. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. - М.:Махаон, 2007.

2. Ж. Ж. Руа, Ж. Ф. Мишо. История рыцарства. – М.:Эксмо, 2007.


Говоря об эволюции рыцарского поведения начиная от 6-18 века и заканчивая нашим временем в первую очередь нужно конкретно понять кем на самом деле были рыцари, чем они занимались, какими качествами обладали и какие моральные ценности ставили превыше всего, и только исходя из этого пробовать найти нечто похожее в поведении молодых людей в наше время.

И так, кто же такие рыцари? Рыцарь — главный прообраз Средневековья , идеальные воины, такое себе общество людей, которых объединяли этические ценности, мораль, идеалы и способ жизни. В первую очередь настоящий рыцарь должен был происходить из хорошего рода, что могло бы подтвердить его геологическое древо. К тому же настоящий рыцарь непременно должен был быть импозантный внешне, по этому отдельное внимание уделяли одежде, украшениям, мускулатуре.

С самого детства мальчиков обучали верховой езде, охоте, владению мечем и копьём, а так же борьбе и плаванью. У рыцарей вырабатывался особый тип психологии и поведения. Настоящий рыцарь в первую очередь должен был заботиться о своей чести и доблести. Для подтверждения своей славы рыцари участвовали в турнирах, в которых первым правилом было борьба одним оружием, что показывает то, что в первую очередь ценилась справедливость, а достижение славы могло произойти только лишь достойным и честным путём.

Отдельный аспект воспитания настоящего рыцаря заключался в воспитании моральных ценностей, чувства этики и морали. Все основные правила поведения были обозначены в кодексе этических норм и обычаев. Согласно этому кодексу каждый рыцарь должен был действовать согласно Евангелию, быть доблестным, любой ценой защищать свою честь, всегда держать свое слово, становиться на защиту слабого, хранить верность»даме сердца».

Если быть идеалистом, то можно представить, что рыцарь-идеал мужчины, человека, воина, но как показывает история, то и в этом совершенном обществе было не все гладко. В действительности рыцари не всегда действовали законам своего же кодекса и правилам чести. Во времена войн они брали огромное количество пленных, которых держали годами, выпуская только за выкуп, обычных людей зачастую презирали, крестьян грабили, а то и убивали, а хранение верности одной даме объясняется существованием майората и приданного, так что рыцарскую верность можно рассматривать как меркантильное обеспечение своего благополучия.

И так владея всеми сторонами информации о рыцарях Средневековья, что мы можем сказать о «рыцарях»нашего времени. Если рассматривать образ рыцаря как всесторонний мужской идеал, то наверное можно сказать, что»Перевелись рыцари на Руси».Сейчас не так уж легко найти парня, со всеми качествами упомянутыми в красивых описаниях рыцарей средневековья.

Романтичный красавец, который всю жизнь верен единственной возлюбленной, распевающий под ее окном серенады верхом на коне, который не пройдёт мимо слабых и обездоленных, и сразу броситься в честный бой при виде малейшей жизненной несправедливости. Бесспорно нельзя говорить, что не осталось на свете парней добрых, честных, красивых и верных, но для того, чтобы найти этот полный «комплект»надо будет очень хорошо постараться, да и все равно чего-то ему точно будет не доставать. Ну а если послушать ноющи женщин, которые при каждом удобном случае заявляют, что ни принцев, ни рыцарей уже нет, и как тяжело им живётся среди «холопов», то тут же назревает вопрос-«А принцессы ли вы?»

Нельзя судить лишь о том, что изменился тип мужчин, что воспитание уже не то, ведь в мире со времён Средневековья изменилось абсолютно все, времена уже не те для серенад под окном, да и для сражений верхом неподходящие часы, к тому же вряд ли сегодняшние дамы захотели, чтобы их мужья пропадали на так называемых турнирах. В нашем теперешнем понимании «рыцарь» должен хорошо зарабатывать, обеспечивать свою даму, сидящую и ждущую его у окна, естественно заботиться о всех её малейших проблемах, быть ей верным, защищать её, не мешало бы при этом быть чертовским красивым, модным, атлетического сложения, ну и например уметь петь песни под гитару.

Да, рыцари же не те, да и требования к ним изменились.Я думаю, что если бы нашим женщинам предложить рыцаря Средневековья в мужья, они бы точно отказались от мужчины пропадающего на состязаниях в защиту своей чести и доблести, приходящего домой крайне уставшим после ношения целыми днями жутко тяжёлой одежды и украшений, сражающегося на каких только можно войнах ради утверждения своей славы. Да тут уже совсем и не до серенад было бы. На самом деле мужчин с хорошим воспитанием, честных, добрых и верных хватает и сейчас, но может быть не того теперь ищут дамы?

В сегодняшнем представлении рыцаря коня заменяет импортная двух дверная машина, ордена и медали — счета в банках, звания и почёт — бизнес, ну а верность при этом всем может даже и отсутствовать, да и каким способом он добился всего этого тоже мало кого уже интересует. Серенады легко заменяются на дорогие подарки, ну а любой проступок может аннулировать небольшой бриллиант. Честь и достоинство оценивается тем, что муж оставит тебе при разводе или заставляет он тебя работать, или несёт все на своих «рыцарских» плечах. Наверное если все таки брать во внимание не сказочный рыцарский персонаж, а «рыцаря»как развенчанный миф, то можно найти больше сходств, с тем, что происходит сейчас.

Я думаю, что в нашем поколении безусловно есть парни и мужчины достойные столь громкого звания рыцаря.Я не согласна что рыцарем может быть мужчина только лишь из знатного рода или слишком привлекательной внешности, как это было в Средневековье, рыцарь-это в первую очередь уважение, как к окружающим, так и к себе самому, ответственность за все свои поступки, чёткие моральные принципы, верность своим словам, надёжность, благородность. Обладающего всеми этими качествами как раз и нужно называть настоящим мужчиной, настоящим рыцарем, и пусть при этом его родители будут обыкновенными порядочными людьми, а сам он будет среднего роста с посредственными внешними данными.

Любая девушка легко может обойтись без серенад за окном, но как трудно слабому полу без крепкой «стены», мужской надёжности и поддержки. И пусть над нашими головами будет мирное небо, без войн, на которых наши мужчины, как Средневековые рыцари доказывали бы свою честь и отвагу любой ценой. Как сейчас, так и тогда статус, изысканная одежда и всякого рода богатства никак не показатель поистине рыцарского воспитания.

Рыцарь-это духовность, воспитание и психология, а никак ни внешний антураж и показуха. Я считаю, что поведение рыцарей Средневековья и рыцарское поведение это не одно и тоже. И пусть современные парни ведут себя по-рыцарски, а не как рыцари Средневековья, в чьём поведении есть очень много противоречий.

Хоменко Диана

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

БОУ «Алаботинская СОШ»

НОУ «Интеллектуальный лабиринт»

«Есть ли рыцари в наши дни?»

Научно-практическая работа

Выполнила:

ученица 4 класса

Хоменко Диана

Руководитель:

учитель начальных классов

Мирошник Татьяна Владимировна

2013

Введение

Глава 1. Представления учащихся о рыцарях

Глава 2. История рыцарства

  1. История возникновения рыцарства
  2. Обучение рыцаря
  3. Посвящение в рыцари
  4. Жизнь рыцаря

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Проблема:

Я часто от своей учительницы слышу фразу: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцарь – это всадник в доспехах, с копьём и мечом. В наши дни встретить коня на улице большая редкость, а всадников в доспехах сегодня нет. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Так появилась тема моей работы: «Есть ли рыцари в наши дни?»

Цель исследования: выяснить, кто такие рыцари и есть ли рыцари в

Наши дни.

Задачи исследования: изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди одноклассников.

Способствовать формированию у сверстников представления о рыцарстве в наши дни.

Гипотеза исследования: предполагаю, что рыцари есть среди нас.

Методы исследования: анализ литературных источников; опрос; наблюдение; количественная и качественная обработка данных.

База исследования: ученики 3-4ых классов.

Глава 1. Представление учащихся о рыцарях

Меня заинтересовали вопросы:

  • Кто такие рыцари?
  • Чем они занимались?
  • Какими качествами обладали?

Я решила узнать мнение моих сверстников. Было опрошено 30 человек. Данные опроса представлены в таблице.

Вопросы

Ответы

  1. Рыцарь – это:

а. Всадник в доспехах

б. Пеший воин с копьем

в. Конный лучник

г. Пеший меченосец

д. Командир отряда

  1. Чем рыцарь никогда не занимался в своей жизни

а. Земледелием

б. Уборкой комнаты

в. Чисткой доспехов

г. Пением

д. Ухаживанием за дамой сердца

  1. Какими качествами должен обладать рыцарь

а. Храбростью

б. Благородством

в. Верностью

г. Жестокостью

  1. Существуют ли рыцари в наши дни

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

  1. Какими качествами обладают рыцари нашего времени

доброта

честность

смелость

мужество

верность

храбрость

сила

ловкость

ум

вежливость

воспитанность

благородство

  1. Обладаешь ли ты рыцарскими качествами

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

Таким образом, основные результаты опроса показывают следующее:

Считают, что рыцарь – это всадник в доспехах

Считают, что рыцарь никогда не занимался уборкой комнаты

Считают, что рыцарь никогда не пел

Считают, что рыцарь был храбрым

Считают, что рыцарь обладал благородством и верностью

Считают, что рыцарь обладал жестокостью

Считают, что у них есть рыцарские качества

Верят, что рыцари есть в наши дни

Продолжая исследовательскую работу, я предложила ребятам написать сочинения о рыцарях и нарисовать герб. Много было интересных работ. Послушайте сочинение Чурсанова Андрея (приложение) и посмотрите какие гербы нарисовали ребята (приложение).

Чтобы больше узнать о рыцарях, я обратилась к источникам литературы. Вот что мне удалось узнать.

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

Кого же называли рыцарем в те далёкие времена?

Изначально рыцарем называли профессионального воина. Но не простого воина. Термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник» . Рыцарь одинаково хорошо сражался копьем, мечом, топором и булавой. Передвигаться в тяжелых доспехах верхом на коне, конечно, легче, и сила атаки конного рыцаря намного превосходила пешего воина, но и без коня рыцарь был очень опасным противником.

Какова же история появления рыцарей?

История появления рыцарей имеет множество версий. По одной из них племена варваров готов на боевых конях сокрушили Римскую империю. Конные воины легко победили пешие римские легионы. Это событие стало началом эпохи средневековья.

Средневековые королевства держались за счет военной силы, основу которой составляли рыцари. За клятву верности королю рыцарь получал землю с крестьянами, право судить и обязанность защищать их, а также право собирать налоги.

Где же жили рыцари? Каким было их жильё?

Рыцари жили в каменных замках. Замок строился на холме или неприступной скале и был окружен стенами и башнями с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов. В замке были подвалы, подземные ходы, ров с водой и подъемный мост. Правильно построенный замок с хорошо организованной обороной мог выдержать многомесячную осаду. Взять приступом такие мощные укрепления было очень не просто.

2.2. Обучение рыцаря

Кто мог стать рыцарем? В каком возрасте?

Нельзя стать рыцарем просто надев доспехи и взяв в руки меч. Обучение рыцаря начиналось с 6-7 лет так же, как и в наши дни. Отличием было то, что будущего рыцаря называли пажом и по средневековому обычаю его отправляли на обучение к наиболее известному рыцарю на несколько лет. Это делали для того, чтобы родительская нежность не мешала пройти суровый путь от мальчика до рыцаря. И никаких каникул и переменок!

В обязанности пажа входило выполнять различные поручения, прислуживать за столом, помогать убирать комнату, содержать в порядке доспехи, вооружение и коня, обучаться приличным манерам. Паж упражнялся бегать в тяжелых латах, учился владеть копьем и мечом, играть в шахматы и петь песни, а так же читать, писать и считать. Пословица «Сила есть – ума не надо» совсем не о рыцарях.

За сотни лет почти ничего не изменилось. Обычный школьник всё так же выполняет поручения старших, накрывает и убирает со стола, поддерживает чистоту в квартире, содержит в порядке свои вещи и каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «Веди себя прилично». Предметов прибавилось, оружие заменили ручки, карандаши и кисточки, а ещё на уроке физкультуры бегать стало гораздо легче. Мы ведь бегаем без доспехов, которые весили до 30 килограмм.

В 14 лет пажа переводили в старшеклассники – оруженосцы. Подражая рыцарю, оруженосец стремился приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие и сдержанность в разговорах. Оруженосец сопровождал рыцаря на охоте и в путешествиях, содержал оружие своих господ в порядке и чистоте, помогал рыцарю облачаться в доспехи, носил за рыцарем его копье и щит. Различные домашние обязанности сочетались с военной службой. На войне во время боя оруженосец оставался позади своего рыцаря, следил за его действиями, подавал новое оружие взамен сломанного, помогал раненому рыцарю покинуть поле боя. В мирное время боевые навыки совершенствовались в рыцарских турнирах.

2.3. Посвящение в рыцари

А как же происходило посвящение в рыцари?

Посвящение в рыцари было великим событием, которое запоминалось на всю жизнь, как и выпускной вечер в школе, ведь простой оруженосец становился рыцарем.

Знаете ли вы 7 рыцарский добродетелей, которыми должен был обладать каждый рыцарь?

  1. верховая езда
  2. фехтование
  3. обращением с копьем
  4. плавание
  5. охота
  6. игра в шахматы
  7. сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

По достижении совершеннолетия оруженосец проходил обряд посвящения в рыцари. Решение о присвоении этого титула принимал король, он же проводил церемонию.

Во время церемонии будущий рыцарь становился на колени перед королем, который произносил следующие слова: "Жалую тебе звание рыцаря. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи; подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них ". Это наставление содержало основной смысл рыцарского кодекса чести, однако каждый мужчина должен стремиться придерживаться этого кодекса:

  • верность ценилась во все времена – предательство редко прощается.
  • прощать и помогать следует без промедления и по мере возможности.
  • женщин и девочек предписывалось уважать, не обижать, не оскорблять словом или делом, потому что только женщина дает начало жизни.

После наставления король три раза ударял плашмя мечом по плечу новоизбранного рыцаря и, вместо аттестата об образовании, опоясывал его мечом. В этот день устраивались пиры и турниры, где рыцарь мог продемонстрировать свою ловкость и умение.

Каждый новообращенный рыцарь получал свой герб. Он изображался на одежде и щите. Гербы служили отличительными знаками на поле боя, а так же показателем происхождения, знатности рода и совершенных подвигов.

  1. Жизнь рыцаря

Основными занятиями в жизни рыцаря были ухаживания за дамой сердца, охота, пиры, рыцарские турниры и война. И не так важно с кем воевать – с другим государством или со своим соседом, но всегда за справедливость. Среди нас, школьников, тоже есть те, кто всегда готов ввязаться в драку за правое дело.

Рыцарь – это воин с острым чувством собственного достоинства. В бою он зависел только сам от себя и мог прославиться, показав свою храбрость, крепость своих доспехов и резвость коня. Но если рыцарь забывал об осторожности и бросался в бой сломя голову, как школьник на переменку, этот бой становился последним в его жизни.

Даже в бою рыцари с большим почтением относились к себе подобным и редко наносили смертельные ранения. Победой считалось выбить противника из седла, взять его в плен. При этом всегда была возможность проявить благородство и милосердие.

Рыцарь на коне никогда не атаковал пешего рыцаря, вооруженный не бросался на безоружного, а сильный не стремился напасть на слабого, потому что победа над слабым несла не славу, а лишь позор.

С появлением огнестрельного оружия, доспехи перестали быть надежной защитой, и рыцари утратили специфику особого сословия.

Заключение

Изучив литературу, проведя наблюдение и опрос среди одноклассников, я могу сделать следующие выводы:

  • Доспехи носили не только рыцари, а кони использовались почти всеми народами, поэтому человек в доспехах и на коне совсем не значит, что перед вами рыцарь. Важным являются поступки рыцаря, а не его одежда.
  • Соблюдать рыцарские законы может и должен каждый. Верность очень ценное качество для всех. Доброе и храброе сердце стремиться стать на защиту слабых, никого и никогда не оскорбит и не обидит. Выполнять данное обещание и не лгать давно стало не только рыцарской, но и народной мудростью.
  • Школьник – тот же паж. Школа – первый шаг на пути рыцаря. И не важно, где бьется храброе, благородное сердце рыцаря – под металлическими доспехами или под костюмом школьника. Главное поступать как настоящий рыцарь.

Я решила выяснить , есть ли рыцари в моём классе?

Мальчикам было предложено понаблюдать за своими хорошими поступками. Наблюдения проводились в течение одной недели. По итогам наблюдений я составила таблицу.

Фамилия, имя

Защитил слабого

Оказал помощь

Уступил дорогу страшим

Подал верхнюю одежду девочке

Поднёс портфель девочке

Никого не обидел ни словом, ни делом

Общее количество поступков

Джоджуа Эдуард

++++

+++++

Серов Александр

Салыков Алмаз

Серов Егор

++++

Чурсанов Андрей

++++++++++

++++

+++++

Чернышов Алексей

++++++

++++++++++

+++++

ИТОГО

Таким образом, я выяснила, что всего за неделю мальчиками было совершено 84 рыцарских поступков. С каждым днём в нашем классе стали совершать всё больше рыцарских поступков и поэтому считаю, что свою работу я провела не зря.

Рыцари ЕСТЬ в наше время, но мне хочется, чтобы их было БОЛЬШЕ.

Библиографический список

  1. Ф. Брукс и др. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. - М.:Махаон, 2007.
  2. Ж. Ж. Руа, Ж. Ф. Мишо. История рыцарства. – М.:Эксмо, 2007.

Организационный момент.

Прозвенел у нас звонок

Начинаем наш урок.

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка на вашем лице и хорошее настроение будут с вами в течении всего урока.

Постановка учебной проблемы.

Откройте учебник на стр 30 прочтите название.

Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.

- Кто знает, кто такие рыцари?

Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин. Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно владелец феодал.

Существуют ли рыцари сейчас, какая работа у них была и где они жили?

Давайте сами попытаемся предположить, дать ответ на эти вопросы. (Говорят дети).

Это лишь ваши предположения, а как и где мы можем узнать, правы ли мы? (спросить у взрослых, прочитать в книге, найти в интернете).

Мы попытаемся узнать это из книг. Будем работать в парах. Каждая пара получит текст, в котором можно найти ответ на эти вопросы.

Работа по учебнику в группах

1 гр. – Болезни и войны.

2 гр. – Описание внешнего вида замков.

3 гр. – Внутренние помещения замков.

4 гр. – Кто такие рыцари.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка самостоятельной работы. Выступления учащихся.

Проверка осмысленности самостоятельной работы и выслушивания рассказов.

1 гр. Зачем строили такие замки?

2 гр. Почему замки были такие большие?

Кто мог стать рыцарем?

Как одевались рыцари?

Где жили?

Чем занимались?

Существуют рыцари в наше время?

1.Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже, только человек благородного происхождения, потомок рыцарей.

2.Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе. Это наука геральдика. Очень разнообразные гербы рыцарей. На войне, лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу; на турнире , герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.

А вот сейчас мы посмотрим, сможем ли мы с вами одолеть эту древнюю науку “геральдику”. Предлагаю каждой группе рассмотреть герб и попробовать разгадать, что он может рассказать о своём хозяине? Хочу обратить ваше особое внимание на форму герба, цвет, изображение животного, растения или символа.

3. Жили рыцари в замках. Эти неприступные твердыни возвышались по всей Европе. Они го­ворили о силе и могуществе их владельцев, слу­жили им надёжной защитой. И сегодня эти ка­менные крепости поражают наше воображение. Место для замков выбирали со старанием. Обычно их воздвигали на высоком холме, обрыви­стом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца могучих крепостных стен с башнями и бойницами. Замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост на прочных цепях. В рыцарское жи­лище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала и металли­ческая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находились главная башня и другие по стройки.

Это было безопасное, но не очень удобное жилище. Темно и мрачно в зимние дни в стенах: замка! Стекла не знали, окна закрывали ставнями Для обитателей этой каменной громады были привычны холод, сырость, ветер, который свободно гулял по коридорам и комнатам. Согреться в таком жилище можно было только у жарко пылавшего камина.

4.Основным занятием рыцарей в Средневековье была война . Рыцари не только воевали, но и отдыхали. Чем же они были заняты вне войны?

Турнир Охота Пир

Выражение решения

- Мы с вами создали образ рыцаря средних веков. Какие были рыцари? (Смелые, выносливые, сильные, ловкие….)

- Существуют ли рыцари в наше время?

Какого человека мы можем назвать рыцарем в наши дни? (Идёт работа в группах. Предложить детям текст для самостоятельного чтения и ответа на поставленный вопрос)

- Оказывается ещё с рыцарских времён к нам пришли и некоторые рыцарские манеры.

- Какие? (Обычай снимать шляпу; здороваясь, снимать перчатку).

6 . Рефлексия.

В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века.

- Понравилось ли вам работать на уроке? (показ ладошки)

- Что запомнилось и понравилось больше всего?

- Какие сделали для себя открытия?