Где отыскать упражнение на тему «Обособленные приложения»? Обособленные приложения Обособленные согласованные и несогласованные определения упражнения.

1. Обособленными членами предложения называются:
1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:1) перед определяемым словом;2) после определяемого слова;3) в любом месте предложения.3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:1) перед местоимением;2) в любом месте предложения;3) после местоимения.4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:1) они распространенные;2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;3) они согласованные.5. Приложения с КАК обособляются, если:1) как можно заменить «в качестве»;2) как можно заменить так как;3) всегда.6. Укажите предложение с обособленным определением:1) Птицы не то спят, не то дремлют.2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.7. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.1) определение стоит после определяемого слова;2) определение обособляется всегда.8. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.1) определение относится к личному местоимению;2) определение стоит перед определяемым словом.9. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.1) определение стоит перед определяемым словом;2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение10. Укажите предложение с обособленным приложением:1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая: 1) Он сейчас работает (1) как техник.2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми: 1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. 13. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.14. Укажите способ выражения определения в предложении:На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)1) Обособленное нераспространённое определение2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
15. Укажите способ выражения определения в предложении:Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)1) Обособленное нераспространённое определение2) Обособленное определение, выраженное прилагательным3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
16. Укажите тип определения в предложении:Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)1) Обособленное распространённое определение2) Обособленное распространённое приложение3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Необособленное нераспространённое приложение17. Укажите способ выражения определения в предложении:Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)1) Обособленное определение2) Обособленные определения, выраженные причастиями3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными4) Обособленные приложения18. Укажите тип определения в предложенииК ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)1) Необособленные приложения2) Обособленное определение3) Обособленные определения, выраженные прилагательными4) Обособленные приложения19. Укажите тип определения в предложении:Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)1) Обособленное распространённое приложение2) Обособленное нераспространенное приложение3) Обособленное нераспространённое определение4) Обособленное распространённое определение20. Укажите способ выражения определения в предложении:Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко)1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Обособленное несогласованное определение21. Укажите тип определения в предложении:Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)1) Обособленное распространённое приложение2) Обособленное несогласованное определение3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами22. Укажите способ выражения определений в предложении:Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. (Л.Князев)1) Необособленное приложение2) Необособленное определение3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами

Упражнение 1.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить.


3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал
. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.(М. Горький)
Упражнение2.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.Объяснить1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде.

3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов.
4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее
. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями.
7) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей.
8)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки.
9) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
Упражнение 3Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Объяснить

2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную,
3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома
, 4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.
Упражнение 4
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить
1) Один из ямщиков весьма высокий мужчина вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой2) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов)
3) Могучий лев гроза лесов лишился силы. (И. Крылов)
4) Хозяин мой доктор был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков)
5) Хорошо, что он попал Теркин в нашу роту. (А. Твардовский)
Упражнение 14.Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова. Объяснить1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев).

4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов
. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).
) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров
8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев)


1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.
2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.


(М. Горький)
Упражнение 5.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.Объяснить1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде.
2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец
. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов.
4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее.
5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями.
7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря.
8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей.
9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки.
10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
Упражнение 13.Расставьте знаки. Объясните условия их обособления.
1) А ночью ветры вестники наступающих холодов гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов).
2) Она готовилась к зачету по общей терапии предмету наиболее любимому ею (Бондарев).) Мы учителя боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья Мартын и Прохор до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов)
. 5) Разумеется как добрый человек он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой).
6) Хозяин мастерской был немец по фамилии Ферстер (Н. Островский).
7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной Анну Федоровну (Чехов).
Упражнение 7.Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Объяснить
1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке.
2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную
3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома,
4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.
Упражнение 1 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.Объяснить Укажите приложения и определяемые слова.
1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев).
2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов).
3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев).
4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов.
5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).
6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов).
7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров)
. 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев).
9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).
Упражнение 3.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить
1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.
2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.
3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал.
4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно.
5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)
Упражнение 9. Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.Объяснить1. На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини известный исторический живописец и смеялся, глядя на Торвальда (Паустовский).
2. В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников по прозвищу Шулепа (Трифонов).
3. Дитя неведомой страны прижавшись, голубь молодой сидит испуганный грозой (Лермонтов). 4. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов).
5. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (М. Горький).
6. Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом (Трифонов).
7. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (Паустовский)
. 8. Шацкого поражала выдержка Миллера штурвального Балтийского флота (Паустовский).
9. Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи соловей загнездившийся в речной уреме (Пермитов).
10. В лабораториях уже существуют приборы фотоэлементы превращающие энергию солнца в электрическую (Паустовский).
11. Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (Катаев).
12. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою (Пушкин)
. 13. Жильцы веков и стражи северных просторов холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (Федоров).
14. Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова (Чернышевский). 15. И Биркопф как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (Тургенев).
Упражнение 3.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Объяснить
1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.
2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.
3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал.
4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно.
5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.
(М. Горький)
Упражнение 14. Найдите в предложениях обособленные определения, приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок в чёр2. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать (М. Горький3. Меня учила тихая пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами (М. Горький)
. 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу (Фадеев).
5. Ах, будь она эта война проклята (А.Т. Толстой).
6. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (Тургенев).
7. Он всем по сердцу приходился сразу красавец, балагур и острослов (Сурков)
. 8. Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Новиков-Прибой).
9. В таинственном храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей (Брюсов).
10. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Федин).
11. Современник Л. Толстого Чехова и Горького Н. Рериха и Рахманинова страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками (Крутикова).
12. По ночам часто плакал во сне пёс по прозванию Фунтик маленькая рыжая такса (Паустовский). 13. Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев (Песков)
. 14. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сурков).
15. Я чувствовал, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Толстой).
16. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Паустовский).
17. Этим пожатием адмирал, казалось, не только прощал сына но и выражал как справедливый человек невольное уважением к юному «смельчаку» не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство (Станюкович)
. 18. Дрожат осинки чуткие барометры лесов (Г. Некрасов).
19. У Антона часто снимала трубку бабка вредоносная старуха следившая за внуком с неусыпной бдительностью (Трифонов).
20. Брат отца дядя Николай был лётчиком одним из первых русских лётчиков погибших на германской войне (Трифонов)
. 21. Мастер Григорий Иванович плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно связывал руки дяди полотенцем (М. Горький).
Упражнение 21.
Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.
1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___ и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.
Упражнение 22.Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания.1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер)

3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов)
4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский)
5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)
Упражнение 23.Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.
1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов
) Она готовилась к зачету по общей терапии - предмету, наиболее любимому ею (Бондарев).3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов).
) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой).
6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский).
7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов).
Упражнение.27Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала прозрачную тень на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___ и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.
Упражнение 22.Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания. 1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер)
2) Анисим, в чёрном сюртуке с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку. (А. Чехов)
3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов)
4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)

Упражнение2 1.Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения:
а) согласованное - несогласованное;б) распространенное - нераспространенное; в) обособленное - необособленное.1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке
2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.
3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус.
4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой.
5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков.
6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя
. 7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.(А.С. Пушкин)
Упражнение 25.Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с обособленными приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений.1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю
. 2) Им, гагарам, (не)доступно нас л., ж денье битвы жизни; гром ударов их пугает.
3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор
. 4)Пам..ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого,(М. Горький.)
Упражнение 24.Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких - прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом - необособленными.
Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросгаие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом.
Упражнение 28.Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями. Объясните условия обособления.
1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой)
2) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лер¬монтов)
3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов)
4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков)
5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)

Упражнение 18. Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин). 8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).

Упражнение 19. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и восхищённая ароматом почек догнала своего спутника и передала ему веточку (Пришвин). 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах соединяющихся с бородой у углов рта мелькает несколько чёрных волос придающих ей вид серебра отделанного чернью (Лесков). 3. Глаза у него коричневые смелые и ясные (Лесков). 4. Небо почти не отражается в воде рассекаемой ударами вёсел пароходных винтов острыми килями турецких фелюг и других судов бороздящих по всем направлениям тесную гавань (М. Горький). 5. Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (Тургенев). 6. Она была в белом халате испачканном кровью в косынке туго повязанной по самые брови (А.Н. Толстой). 7. Длинные обхватистые подняли сосны широкие руки и все цепляют облака удержать стараются (Куранов). 8. Сердитый на вид он был добряк в душе (Фадеев). 9. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М. Горький). 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно (М. Горький). 11. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Крымов). 12. Звон якорных цепей грохот сцепленных вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня (М. Горький). 13. И сами люди первоначально родившие этот шум смешны и жалки: их фигурки пыльные оборванные юркие согнутые под тяжестью товаров лежащих на их спинах суетливо бегают то туда то сюда в тучах пыли в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами грудами товаров гремящими вагонами и всем, что они создали (М. Горький). 14. Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням (М. Горький). 15. Человек он очень добрый но с понятиями и привычками довольно странными (Тургенев). 16. Но заплатить за что-нибудь хоть самонужнейшее вдруг двести триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров). 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город но потрясённая чудовищной картиной бегства остановилась у спусков в порт и не открывала огня (Паустовский). 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал (Шолохов). 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит быстро разгораясь (Полевой). 20. Наступила заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (Заболоцкий). 21. И заключённый в правильный квадрат то мечется и рвётся за ограду то молчаливо облетает сад (Шефнер). 22. Я так и не вошёл в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушёл (Никитин). 23. Но кроме песни у нас было ещё нечто хорошее нечто любимое нами и, может быть, заменявшее нам солнце (М. Горький). 24. Он стоял удивлённый неожиданной встречей и тоже смущённый собирался уйти (Н. Островский). 25. Мягкое и серебристое оно [море] слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звёзд (М. Горький).

Упражнение 23. Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини известный исторический живописец и смеялся, глядя на Торвальда (Паустовский). 2. В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников по прозвищу Шулепа (Трифонов). 3. Дитя неведомой страны прижавшись, голубь молодой сидит испуганный грозой (Лермонтов). 4. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов). 5. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (М. Горький). 6. Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом (Трифонов). 7. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (Паустовский). 8. Шацкого поражала выдержка Миллера штурвального Балтийского флота (Паустовский). 9. Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи соловей загнездившийся в речной уреме (Пермитов). 10. В лабораториях уже существуют приборы фотоэлементы превращающие энергию солнца в электрическую (Паустовский). 11. Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (Катаев). 12. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою (Пушкин). 13. Жильцы веков и стражи северных просторов холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (Федоров). 14. Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова (Чернышевский). 15. И Биркопф как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (Тургенев).

Упражнение 24. Найдите в предложениях обособленные определения, приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок в чёрном длинном одеянии с рыжей бородкой с птичьим носом и зелёными глазками (М. Горький). 2. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать (М. Горький). 3. Меня учила тихая пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами (М. Горький). 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу (Фадеев). 5. Ах, будь она эта война проклята (А.Т. Толстой). 6. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (Тургенев). 7. Он всем по сердцу приходился сразу красавец, балагур и острослов (Сурков). 8. Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Новиков-Прибой). 9. В таинственном храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей (Брюсов). 10. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Федин). 11. Современник Л. Толстого Чехова и Горького Н. Рериха и Рахманинова страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками (Крутикова). 12. По ночам часто плакал во сне пёс по прозванию Фунтик маленькая рыжая такса (Паустовский). 13. Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев (Песков). 14. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сурков). 15. Я чувствовал, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Толстой). 16. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Паустовский). 17. Этим пожатием адмирал, казалось, не только прощал сына но и выражал как справедливый человек невольное уважением к юному «смельчаку» не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство (Станюкович). 18. Дрожат осинки чуткие барометры лесов (Г. Некрасов). 19. У Антона часто снимала трубку бабка вредоносная старуха следившая за внуком с неусыпной бдительностью (Трифонов). 20. Брат отца дядя Николай был лётчиком одним из первых русских лётчиков погибших на германской войне (Трифонов). 21. Мастер Григорий Иванович плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно связывал руки дяди полотенцем (М. Горький).

Обособленные определения и приложения

Обособленные обстоятельства

Согласованные определения (прилагательное, причастие)

Несогласованные определения (существительное с предлогом)

(при изменении главное, зависимое слово не изменяется)

Обособленные приложения.

Отвечает на вопросы КТО ТАКОЙ, ЧТО ТАКОЕ? (выражено существительным)

(при изменении изменяется вместе с главным словом)

Выраженные деепричастием

Выраженные существительным с предлогами

1. Относится к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не ссорились.

2. Находятся после определяемого слова

Ягоды , собранные детьми , были вкусны.

3. Находятся перед определяемым словом и имеют значение причинности (будучи)

Измученные тяжелой дорогой , ребята быстро уснули.

1.Оносится к имени собственному Лукич , без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди.

2.Относится к личному местоимению

Она, в длинном нарядном платье, вышла к гостям.

1. Относится к личному местоимению

Я , как истинный друг , не мог бросить его.

2.Находятся после определяемого слова

Сергей , опытный разведчик , возглавлял отряд.

3.Относится к нарицательному существительному и уточняет его (можно заменить словами А ИМЕННО)

Остальные братья , Мартын и Прохор, до мелочей похожи на мать.

4.Однословные приложения присоединяются к существительному посредством дефиса.

Проводить Алексей пришли несколько соседей -рыбаков.

1.Независимо от места нахождения.

Встречая утро , со всех сторон перекликались птицы.

Бежал ручей, сверкая и журча.

2.Не обособляется деепричастие в роли наречия

Он читал лежа.

3. Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом.

Он бежал сломя голову.

ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО

Несмотря на предупреждение , они все-таки отправились в горы.

Благодаря нашим усилиям , мы получили первый приз.

Обособленные дополнения – это дополнения, которые выделены интонационно и пунктуационно. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Обособленные дополнения выражаются:

именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др.

со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением .

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья , не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи , горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

  1. Читаем внимательно все предложения.
  2. Анализируем постановку знаков препинания.
  3. Выделяем все «подозрительные» знаки препинания.
  4. Определяем характер осложнения в предложении

1.Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться.

2.Среди предложений 17–20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

4.Среди предложений 16–24 найдите предложение с обособленным приложением.

(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.(20)Конечно, «пятёрка»!

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:

– (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

5. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

6.Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением.

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта
у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться. (35)Проснувшись, братья долго молча сидели
у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном
и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

8. Среди предложений 20–29 найдите предложения с обособленным согласованным определением.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала. (22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу». (25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда. (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

9.Среди предложений 34–37 найдите предложение с обособленным приложением.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.

10.Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями.

(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!

11.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.


Упражнение 1. Распространенные и нераспространенные определения относятся к личному местоимению. Подчеркните определения. Расставьте знаки препинания.

1. Я наученный горьким опытом буду внимательнее к ней. 2. И утомленный своим счастьем он заснул. 3. Усталый с лирою я прекращаю спор. 4. Осененная реющей влагой распустила ты пряди волос. 5. Сердитый на вид он был добряк в душе. 6. Мир знает их веселых и влюбленных.

Упражнение 2. Определение стоит после определяемого слова. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.

Образец. Утро, \ясное под лучами солнца \, расцветало. (Цветом выделены определения)

1. Сад огражденный высоким забором молчаливо облетает. 2. Ее лицо мокрое от слез улыбалось. 3. Там оказался переулок не замеченный с корабля. 4. Поляны усыпанные березовым листом были полны солнца. 5. Отряд вышедший рано утром прошел уже четыре версты. 6. Иван бледный от гнева вышел в коридор.

Упражнение 3. Определение стоит перед определяемым словом. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.

Образец. \Покрытые росой \ тополя медленно покачивались.

1. В Риме умевший печь хлеб раб стоил в 10 раз дороже гладиатора. 2. У древних римлян изготовленный с помощью дрожжей хлеб считался роскошью. 3. Это была самая удаленная от земли точка. 4. Археологи рассматривали высеченные первобытным человеком изображения. 5. На поросшей мхом сосне мелькает белка. 6. Сопровождаемый офицером комендант вошел в дом.

Упражнение 4. Определение стоит перед определяемым словом, но имеет обстоятельственное значение. Подчеркните оборот, укажите слово, к которому он относится. Задайте к определению обстоятельственный вопрос, расставьте знаки.

Образец. \Подгоняемая шестами \, лодка хорошо шла по течению (почему?).

1. Талантливо написанная книга обычно живет дольше автора (_____). 2. Подавленный воспоминаниями Василий надолго замолчал. (_____) 3. Разбуженная их голосами мать вышла из дома. (_____) 4. Потрясенная чудовищной картиной бегства рота остановилась у спусков в порт. _____ 5. Принужденный к бездействию император упустил минуты переправы русских через Неман. (_____)

Упражнение 5. Выполните по образцу. Берег, \плоский и песчаный \ ,был хорошо виден.

1. Парк угрюмый и печальный тянулся вдоль реки. 2. Глаза внимательные и добрые смотрели на меня. 3. Иван бледный и взволнованный выбежал в коридор. 4. Мысль простая и яркая крепко легла в его голову.

Упражнение 6. Сравните предложения. Обратите внимание на место определительного оборота и на слово, к которому он относится. Объясните в каждом случае знаки препинания.

1. Наряженная в белое девушка шла на экзамен. _____________

2. Наряженная в белое , девушка не решилась сесть на скамейку.

________________________________________________________________________________________

3. Девушка, наряженная в белое , шла на экзамен. _______________________________________

4. Наряженная в белое , она шла на экзамен. ___________________________________________

5. Кто-то наряженный в белое шел на экзамен. ___________________________________________

6. Все наряженные в белое шли на экзамен. ______________________________________________

Упражнение 7. Обособление несогласованных определений.

Сравните:

Аня,

Она, в светлой шубке, была особенно хороша.

Мама, в светлой шубке, была особенно хороша.

Девушка _ в светлой шубке_ была особенно хороша.

Сделайте вывод, когда обособляются несогласованные определения. ______________________________________________________________________

Упражнение 8. Определите, в каких предложениях несогласованные определения будут обособляться.

1. Вдалеке показался город с населением 60 тысяч человек.

2. И вся она в старенькой гимнастерке показалась Алексею очень усталой.

3. Коля в своей новой курточке был героем дня.

4. Третий пассажир был некий майор с гладко выбритой головой.

5. Из экипажа вышел человек в зеленой шубе.

Упражнение 9. Сравните два предложения. Попробуйте определить, чем по смыслу отличается предложение с запятыми от предложения без запятых.

Дед в сером тулупе и старой шапке сидел на завалинке.

Дед, в сером тулупе и старой шапке, сидел на завалинке.

Обособление приложений

Упражнение 1. Приложение относится к личному местоимению. Укажите местоимения, подчеркните предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Он старожил этих мест повел спутников тайными тропами. 2. Сумерки, но мы дети еще на улице. 3. Он даже снился мне этот рояль. 4. Талантливый инженер он очень помог нам. 5. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою.

Упражнение 2. Приложение относится к собственному перед существительным. Подчеркните приложение, отметьте слово, к которому оно относится.

1. Великий русский поэт Пушкин родился в Москве. 2. Журналист районной газеты Арефьев ходит по комнате. 3. Младший офицер седьмой роты Яхонтов первый раз участвовал в больших маневрах. 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью и вышел ей навстречу. 5. Единственный сын Егора Михайловича Костя Рыжов сделался охотником.

Упражнение 3. Приложение относится к собственному имени существительному и стоит после существительного. Подчеркните приложения, отметьте слово, к которому они относятся. Расставьте знаки препинания.

1. Андрей Николаевич Бекетов ботаник был ректором Петербургского университета. 2. Алексей Алексеевич человек военного склада всегда был аккуратно одет. 3. Командир думал, что Птицыну этому далеко не молодому человеку сам бог велел быть ординарцем. 4. Америго Веспуччи мелкий служащий банкирского дома участвовал в экспедиции в Новый Свет. 5. Альфред Нобель прославленный изобретатель динамита подписал 27 ноября 1895 года знаменитое завещание.

Упражнение 4. И определяемое слово, и приложение являются существительными нарицательными. Подчеркните приложения, укажите слова, к которым они относятся. Расставьте знаки препинания.

1. Стены его сарая бывшего курятника были завешаны этюдами. 2. Цвел шиповник спутник июньских ночей. 3. Ветер известный шалун захлопнул калитку. 4. Лотос символ красоты и мудрости растет на Востоке. 5. Остров затянут туманом серой неподвижной мглой.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.