§5.Техника звучащей речи.

Интонационные средства

Интонация - это различные изменения в силе, тембре и темпе голоса.

Самым основным элементом интонации являются повышение и понижение высоты тона, а также паузы.

Интонация выполняет важную коммуникативную функцию.

Интонация конкретизирует смысл предложения.

79. С помощью интонации говорящий может выражать своё отношение к высказываемому. Прочитайте предложения в соответствии с ремарками.

  1. Идёшь! (Радостно.) Идёшь. (Раздражённо.) Идёшь? (Удивлённо.) Идёшь? (Сомневаясь.)
  2. Тише! (Повелительно.) Тише. (Как просьба.)

80. Прочитайте предложения, делая паузы там, где они обозначены. Как изменяется смысл предложения с изменением интонационного членения предложения? Приведите подобные примеры.

    Катя вспомнила //: сестра / забыла взять книгу.

    Катя, / вспомнила сестра, / забыла взять книгу.

81. Прочитайте предложения в соответствии с интонационными схемами. Какие оттенки значения передаёт интонация? В каких ситуациях могут быть использованы эти предложения?

Слово, наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса - логическим, смысловым ударением .

Логическое ударение может падать на любое слово, которое выдвигается по своей значимости на первый план. Например: Брат уехал в Санкт-Петербург (а не в Москву). Брат уехал в Санкт-Петербург (а не улетел). Брат уехал в Санкт-Петербург (а не сестра).

82. Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещённому справа.

83. В Москве, как и в ряде других городов России, многим улицам вернули их исторические названия. Пользуясь материалом для справок, составьте предложения по образцу.

Прочитайте составленные предложения вслух, выделяя с помощью логического ударения наиболее важные по смыслу слова.

Материал для справок:

Историческое название, которое возвращено: 1) Большая Дмитровка; 2) Малая Дмитровка; 3) Тверская; 4) Гранатный переулок.

Названия до 90-х годов: 1) Пушкинская улица; 2) улица Чехова; 3) улица Горького; 4) улица Грановского.

Логическое ударение придаёт речи особую выразительность.

Оно чаще используется в разговорной и публицистической речи, при чтении вслух художественных текстов.

84. Прочитайте сначала про себя, а затем вслух стихотворение И. Бунина, выделяя с помощью логического ударения слова, которые в тексте употреблены как антонимы.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

    У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
    Как горько было сердцу молодому,
    Когда я уходил с отцовского двора,
    Сказать прости родному дому!

    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
    Как бьётся сердце, горестно и громко,
    Когдавхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
    С своей уж ветхою котомкой.

85. Прочитайте текст. Какие негативные приметы современной звучащей речи в нём отмечаются?

Образцом настоящего бескультурья является манера говорить с экрана истеричной, захлёбывающейся скороговоркой: «Жлучкшечные зблевания», «Мнистрандел» и т. д.

Так и кажется, что кто-то стоит у них за спиной с кнутом в руке и подгоняет: скорей, ещё скорей, догнать и перегнать.

Скороговорка всегда считалась у нас признаком недостаточной культуры.

(По В. Александровскому)

86. Понаблюдайте за звучащей речью, постарайтесь услышать в ней те недочёты, которые мешают нам воспринимать смысл высказывания.

87. Интонационный диктант.

При записи отмечайте одной вертикальной линией небольшую паузу между группой подлежащего, т. е. подлежащего с зависимыми словами, и группой сказуемого, т. е. сказуемого с зависимыми словами.

Двумя вертикальными линиями обозначьте интонацию законченности в конце повествовательного предложения.

  1. Московская топонимика неотделима от топонимики всей страны.
  2. Все народы внесли в неё свой вклад.
  3. Тверская улица названа по дороге на Тверь.
  4. Большая Татарская улица - в честь замоскворецкой Татарской слободы.

Рассмотрите таблицу.

Подберите примеры, иллюстрирующие каждый из видов интонации.

Произнесите подобранные вами примеры.

Умение следить за своей речью - важная основа в искусстве общения

«Понимаете, что я имею в виду?»

«Знаете, да?»

«Вы меня понимаете?»

Привычка заканчивать любое предложение восходящей Характерной именно для вопросов) интонацией создает у собеседника впечатление, будто вы хотите услышать его одобрение, прежде чем продолжить разговор. Такая манера придает речи неуверенность, и она более характерна для женщин, чем для мужчин.

♦ вот

♦ ну

♦ как бы

♦ на самом деле

♦ в общем

♦ в принципе

Верныйспособнайтиусебяэти «грешки» -записатьсвоюречьнадиктофон,апотом прослушатьее и подсчитать, насколькочасто вы употребляете ничего незначащиеслова, выраженияипредложения,атакжепереспрашиваетебезнеобходимости.Такжеможно попросить коллегу, чтобы он последил за вашей речью и отметил примерное количество и частотууказанныхоплошностей,допускаемыхвамивповседневномобщении.Дурные привычки легко привязываются, но избавиться от них потом трудно.

Не надо все время извиняться перед собеседником

Будьте кратки и прямолинейны: не ходите вокруг да около, чтобы высказать свое предложение,инерассыпайтесьвизвинениях.Старайтесьговоритьтак: «Мне бы хотелось, чтобы вы взялись за работу на этой неделе» или: «Не хотите ли выпить со мной чашечкукофе?». А вот так говорить не следует: «Я подумал,чтовы,можетбыть, согласитесь, ну, как бы, взяться за данную работу на этой неделе?» или: «Я подумал, что есливысейчаснеоченьзаняты,ну,тоесть,еслиуваснетникакихособыхдел,то, может быть, вы хотите, в общем, это... выпить со мной чашечку кофе?»

Также не следует чрезмерно оправдываться. Например: «Мне неловко обращаться к тебе по такому поводу, но назавтра я осталась без машины, она понадобилась мужу - он на ней поехалв Лондонподелам,аэлектричкизавтрасутравсеотменены -такчто, может

быть, ты смогла бы подвезти меня на работу?»

Лучше простосказать: «Лора, ты не могла бы подвезти менязавтра на работу? А то я сейчас без машины...»

Если вам необходимо извиниться, не рассыпайтесь в извинениях, а просто скажите: «Прошу прощения». Или, если вы хотите, чтобы ваши слова звучали более убедительно, можете сказать: «Я должен перед вами извиниться, я был неправ».

ДЛЯ того чтобы ваша речьзвучала увереннее, используйте высказывания от первого лица . Например:

♦ мне кажется

♦ я думаю

♦ по моему мнению

♦ я предпочитаю

насколько я понимаю

♦ я считаю

Избегайте высказывать в отношении себя суждения негативного характера, например:

«Я в этом ничего не смыслю»

«Ты ж меня знаешь, от меня в этом деле никакого толку»

«Мне это не под силу...»

Люди в конце концов поверят в это, да и вы сами тоже поверите. Если ваш мозг будет говорить вам, что вы не в состоянии что-либо сделать, то вы и вправду этого не сможете!

Наибольшейубедительностьюисилойобладают,какправило,словасбольшим количеством гласных - например, «необходимо» или «пожалуйста».

Так,предложение «Намнеобходимочто-топредпринять»выражаеткрайнюю необходимостьилучшедействуетналюдей,чемфраза «Мы моглибы что-то предпринять», содержащая оттенок вопросительности. Высказывание «Мы обязаны что-то предпринять»звучит,скорее,какприказаниеиможетвызватьреакцию: «Яобязан?Да неужели?» или: «Я должен? Да что вы говорите!» А сказав: «Вы должны принять во внимание...», вы вполне можете получить ответ: «С какой это стати я должен?»

На слушающих оказывает огромное влияние то, как звучи наша речь: под этим я подразумеваю не столько произношение (хотя и оно тоже несет в себе много информации), сколько о краску, звучность, эмоциональность и интонационное разнообразие голоса.

Вспомните, например, как вы говорите с больным человеком? Мягко, сочувственно, с пониманием. Как вы приветствуете старого друга, завидев его на другой стороне улицы? Как вы предостерегаете ребенка, чтобы онслучайно невыбежал на проезжую часть? Как звучит ваш голос, когда вы отчитываете кого-нибудь?

Если вы говорите монотонно, то речь ваша делается скучной и неинтересной (независимо от ее содержания) и не вызывает к себе никакого доверия. А ведь от доверия к говорящему зависит и убедительная сила его высказывания. Вам никогда не удастся добиться цели, если вы будете говорить вяло и невыразительно!

Старайтесьварьироватьвысотуголосаитемпречи,сделайтеманеруговоритьболее эмоциональной. Для этого хорошо помогает чтение вслух маленьким детям: вам придется читать выразительно и «на разные голоса» - иначе дети просто не станут вас слушать.

Если вы говорите очень высоким «детским» голосом (это в основном касается женщин), вас простонебудутвосприниматьвсерьез.Нетараторьте,замедлитетемпречи,увеличьте длительность пауз и несколько понизьте тон голоса.

Возьмите за правило говорить четко, звучным и ровным голосом, не срываясь на крик, но и небубнясебеподнос.Выступаяпередгруппойлюдей,обязательноподдерживайте визуальный контакт и с теми, кто находится дальше всего от вас: это поможет вам донести

до них смысл своего выступления.

Дляустановления контактас человеком подстраивайтесь подтемпего речи и тон голоса. Это вовсе не означает, что вы должны обезьянничать: просто, если человек говорит мягко и медленно, понижайте свой голос и замедляйте темп речи. Если же человек говорит быстро, старайтесь выдерживать тот же темп.

Независимоотхарактеравашегосообщенияподавайтееготак,чтобыдругимбыло интересноэтослушать.Подумайте,ккомувыобращаетесь,ирешите,какимголосом говорить и какие слова использовать. Всем нам знакомы люди, которые любят употреблять всвоейречипрофессиональныйжаргонониделаюттак,чтобыпоставитьсвоего собеседника в неловкое положение или принизить его. В таком случае не позволяйте себя смутить и, слыша непонятные для вас слова, не извиняйтесь: «Простите, пожалуйста, но я не совсем понимаю вас». Если ваш собеседник говорит так - это его вина, поэтому просто вежливо и доброжелательно скажите: «Объясните, пожалуйста, что вы имеете в виду».

Вы должны верить в важность своих слов и передавать эту уверенность другим. Чем экспрессивнеевашаречь,тембольшеевоздействиеонаоказывает.Однаконеследует чересчурувлекаться,забываяослушателях:чрезмерныйэнтузиазм можетвызватьуних неприятие. Итак, мы уже подошли к теме нашей следующей главы - слушанию.

Статья подготовлена по материалам книги Полины Роусон «Техника общения»

Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются «барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность, создает настроение.

Речевые изъяны очень устойчивы. Из бытовой речи они часто «перекочевывают» в публичную, в деловое общение. Однако официальная обстановка, в отличие от непринужденной, требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т. е. внятного проговаривания при среднем темпе. К примеру, фразы «здравствуйте», «она говорит» в полном стиле звучат так: [здраствуjть], [на гвърит], а в неполном наблюдается сильное редуцирование (сокращение гласных), иногда даже пропуск слогов: [здрас"т"ь], [на грит].

Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.

Что представляет собой механизм голосообразования? Охарактеризуем произносительный аппарат человека, состоящий из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов, артикуляторов. Дыхательные органы (мускулатура) позволяют втягивать воздух в легкие и выталкивать наружу. На пути прохождения воздушной струи через гортань находятся голосовые связки - вибраторы. Это эластичные образования, расположенные с левой и правой сторон гортани и вытянутые спереди назад. Передние концы связок находятся под углом друг к другу. Голос создается в результате периодических колебаний этих речевых мышц, которые сближаются и натягиваются. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая и ротовая полость), которые усиливают и обогащают звучание. Работу завершают артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Они превращают музыкальный тон (голос) в звуки речи родного языка.

Все части речевого аппарата участвуют в создании акустических характеристик: темпа, громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения. Темп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить. Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы. Русская речь склонна к некоторой минорности, и часто в голосе слышатся высокие плаксивые нотки, капризно - просительное звучание, хорошей профилактикой против которых служит понижение тона. Высота звука должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением . Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п. Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи. Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).

Систему вышеперечисленных фонетических средств (высотных, силовых, временных) часто называют интонацией , а также просодикой .

Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом (фонационном) дыхании . Его основой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц. При произношении речи после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох, во время которого надо уметь рационально расходовать запас воздуха. Расслабление мышц, удерживающих грудную клетку в расширенном состоянии, должно происходить постепенно, подчиняясь воле говорящего. Через нос вдыхают только перед началом монолога или на больших паузах. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса.

Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить. Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений. Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе».

Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М., 1978).

  • 1. Тренировка речевого дыхания.
  • 1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.
  • 2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.
  • 3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.
  • 4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».
  • 5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».
  • 6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.
  • 7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.
  • 11. Голосовые упражнения.
  • 1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».
  • 2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м!, бам - м - м!», стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).
  • 3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно - синюю гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

Слушайте - послушайте,

Государевы люди,

Государеву волю!

Идите в красные ворота

На красный царский двор!

С красного двора в новы сени,

На частые ступени,

В дубовые двери,

В государевы палаты,

Суд судить, ряд рядить.

  • 5) Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Стремитесь выработать нормальный темп.
  • 6) Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).
  • 7) Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.
  • 8) Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал... И вдохновенье рождалось в работе».

  • 111. Артикуляционные упражнения.
  • 1) Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:
    • -И, Э, А, О, У, Ы;
    • -Е, Я, Й, Ю;
    • -иа, эа, аа, оа, уа, ыа;
    • -еа, яа, йа, юа;
    • -Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;
    • -АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;
    • -БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

Ша, шо, шу, ши,

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

Ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

  • -С - З - З -...; ТР - Р..., ДР - Р...;
  • -ПТК, ПКТ, КТП
  • 2) Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

3) Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп:

На дворе - трава, на траве - дрова;

не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Король - орел.

Либретто «Риголетто».

Прецедент с претендентом.

Константин констатировал.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

4) Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова:

Реплика - стимул

Реплика - реакция

1. Вопрос - сомнение

Яблоко от яблони недалеко падает?

Шила в мешке не утаишь?!

До поры остры топоры?!

Топоры остры до поры?!

Около кола - колокола?!

Утверждение

Яблоко от яблони недалеко падает .

Шила в мешке не утаишь !

Топоры остры до поры!

До поры остры топоры!

Около кола - колокола!

Около кола колокола !

2. Вопрос - удивление

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

Восхищение

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

3. Восхищение.

Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком!

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.

Сомнение (недоверие).

Стоит поп на копне !

Колпак на попе?

Копна под попом ?

Сам - под колпаком ?

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка ?

5) Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:

«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

  • 6) Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.
  • 7) Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас:

корреспонденция, предшествовавший,

неистовствовать, обусловливаемый,

транспортируемая, катастрофический,

взгромоздившееся, искренность, изданный,

обыкновенно, усовершенствование,

присутствие, делопроизводство, артиллерия,

забаррикадироваться, спектрограф.

  • 1. Приведите примеры искусственных знаковых систем.
  • 2. Что такое уровневое представление о системе языка?
  • 3. Какая речь преобладает в современной жизни - письменная или устная?
  • 4. Почему письменный монолог и устный диалог являются полярными видами речи?
  • 5. Перечислите ситуации, в которых звучит публичная диалогическая речь.
  • 6. Есть ли различия между мышлением и внутренней речью?
  • 7. Как вы понимаете слова Ф. И. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь!»?
  • 8. Исследования Н. И. Жинкина показали, что речевой слух развивается при многократном повторении, т. е. в результате усиленной тренировки голосового аппарата, речевых мышц. Исходя из этого, объясните, почему очень эффективен для повышения орфографический грамотности метод диктанта?
  • 9. В каких ситуациях уместно рефлексивное, а в каких нерефлексивное аудирование?
  • 10. В чем преимущество умения слушать эффективно, по мнению А. Моруа: «Множество женщин сделало блестящую карьеру, умея внимательно слушать, разумно отвечать и говорить тогда, когда это уже необходимо»? Прав ли, на ваш взгляд, французский писатель?
  • 11. Одна из американских методик слушания рекомендует: «Слушай, что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать». Как вы понимаете этот совет?
  • 12. Как образуется звук?
  • 13. Из чего складывается интонация?
  • 14. Какую роль играют паузы в устной речи?
  • 15. Раскройте зависимость звучания голоса от характера (состояния) человека.
  • 16. В чем отличие полного стиля произношения от неполного?
  • 17. Чем отличается чистоговорка от скороговорки?
  • 18. И. Андроников - известный литературовед, исполнитель устных рассказов - читал лермонтовские стихи очень ритмично, соразмерно чередовал паузы. Можно ли объяснить такое совершенство прирожденным чутким музыкальным слухом мастера? Следует ли рекомендовать пение для развития техники речи?
  • 1. Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»? Объясните это, опираясь на этимологию (См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1996; Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997)
  • 2. В каких значениях употреблены слова «язык» и «речь», приведите синонимы: Он не владеет языком. Говорит тяжелым языком. Притча во языцех. И назовет меня всяк сущий в ней язык. Язык мой - враг мой. Язык формул. Трудный для понимания язык. Язык колокола. Шершавым языком плаката. Он изучает русский язык.

Одна речь не пословица. Изучение родной речи - великое дело. Речь Посполита. Речи слышали, да дела не видели. Не верь своим очам, верь моим речам. Владеть речью. Дар речи. Отчетливая речь. Стихотворная речь. Умные речи приятно и слушать. Об этом не может быть и речи. Выступить с речью. Он изучает русскую речь

  • 3. Определите, какой вид речи представлен в следующих ситуациях:
    • а) ученик рассказывает наизусть стихотворение А. С. Пушкина;
    • б) студент дословно воспроизводит по памяти определение понятия «речевая деятельность»;
    • в) драматург написал диалог героев своего нового произведения;
    • г) журналист готовит к публикации текст интервью с известным бизнесменом;
    • д) менеджеры 2 фирм ведут деловую беседу;
    • е) ученые - филологи вышли с диктофоном на улицы с целью записи городских бытовых диалогов для последующего изучения современной разговорной речи.
  • 4. Понаблюдайте за дикторами телевидения, постарайтесь определить, заучен текст или звучит импровизация.
  • 5. Выявите особенности устной монологической речи, проанализировав фрагмент выступления на собрании - конференции трудового коллектива - вице-президента Волжского автомобильного завода Ю. Б. Степанова (газета «Автостроитель», 24 октября 1997 года): «Прежде, чем вы приступите к голосованию, мне бы хотелось развеять некоторые ошибочные мнения, которые прозвучали.

Наверное, ни для кого не секрет, что ждать помощи, помощи материальной от Волжского автомобильного завода, который сам сегодня находится не просто в тяжелейших условиях... Эти условия трудно охарактеризовать, потому что они таковы, что мы обязаны помимо всех текущих платежей, помимо тех налогов, которые уже платим, платить громадные суммы задолженности, которые образовались, и для вас это не секрет - почему. Эти задолженности образовались в момент постановки десятого автомобиля на Волжском автомобильном заводе. И ни один рубль не потрачен больше ни на что, что и подтверждается любыми комиссиями правительства. Но эти задолженности громадные, они триллионные. И сегодня мы в безвыходной ситуации. Мы обязаны платить. В соответствии с 254 постановлением правительства любая неуплата в течение двух месяцев подряд или два раза в течение года приводит к немедленному банкротству. Поэтому все выступления, которые прозвучали - там есть богатый дядя, который решит все наши проблемы, они не верны».

Заметили ли вы избыточность речи (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения), экономию языковых средств (пропуск слов), перебивы? Что мешало понять говорящего, а что, наоборот, помогало?

  • 6. Произнесите фрагмент вышеприведенного текста с имитацией под живую речь. Для этого отметьте смысловые ударения (), возможные паузы (/, //), изменения громкости (,), убыстрение или замедление темпа.
  • 7. Чтобы лучше осознать свою манеру слушать, ответьте на Вопросы теста из книги американского исследователя М. Беркли - Ален «Забытое искусство слушать» (СПб, 1997). Варианты ответов: 1) «в большинстве случаев», 2) «часто», 3) «иногда», 4) «почти никогда».
  • 1. «Отключаетесь» ли вы, слушая тех людей, с которыми вы не согласны или которых слушать не хотите?
  • 2. Сосредоточиваетесь ли вы на сказанном даже тогда, когда это вам не интересно?
  • 3. Прекращаете ли вы слушать говорящего, если знаете, что он собирается сказать?
  • 4. Повторяете ли вы услышанное своими словами?
  • 5. Выслушиваете ли точку зрения другого человека, даже если она расходится с вашей?
  • 6. Берете ли вы что - либо от каждого собеседника, пусть даже самое незначительное?
  • 7. Выясняете ли вы, что значат услышанные вами незнакомые слова?
  • 8. Готовите ли вы мысленно выражения, пока собеседник говорит?
  • 9. Делаете ли вы вид, что слушаете, когда на самом деле совсем не слушаете?
  • 10. Витаете ли вы мыслями где - то далеко, когда с вами кто - то говорит?
  • 11. Воспринимаете ли вы сообщение целиком, включая его словесное и несловесное выражение?
  • 12. Признаете ли вы, что одни и те же слова для разных людей значат разное?
  • 13. Прислушиваетесь ли вы только к тому, что хотите услышать, не замечая остального?
  • 14. Смотрите ли вы на говорящего?
  • 15. Концентрируетесь ли вы больше на сути сказанного или на внешнем виде говорящего?
  • 16. Известно ли вам, на какие слова и выражения вы сильнее всего реагируете эмоционально?
  • 17. Думаете ли вы заранее, какой цели собираетесь достичь в данном акте общения?
  • 18. Планируете ли вы время, когда лучше высказать свою мысль?
  • 19. Думаете ли вы о том, как другой человек прореагирует на сказанное вами?
  • 20. Учитываете ли вы то, каким образом лучше осуществить акт общения (в письменной форме, устно, по телефону, с помощью доски объявлений, записки и т. п.)?
  • 21. Имеете ли вы в виду, с каким человеком говорите (враждебно настроенным, незаинтересованным, застенчивым, упрямым...).
  • 22. Перебиватете ли вы говорящего?
  • 23. Думаете ли вы иногда: «А я - то предполагал, что он это должен знать»?
  • 24. Позволяете ли вы собеседнику выражать его отрицательное отношение к вам, не занимая при этом оборонительной позиции?
  • 25. Занимаетесь ли вы регулярно упражнениями для совершенствования своего умения слушать?
  • 26. Делаете ли вы записи «на память»?
  • 27. Не отвлекают ли вас посторонние звуки и шум?
  • 28. Слушаете ли вы говорящего, не критикуя его и не осуждая?
  • 29. Повторяете ли вы полученные инструкции и сообщения, чтобы убедиться, что вы их правильно поняли?

Выражаете ли вы своими словами то, что, по вашему мнению, чувствует говорящий?

Вычислите результат, заменяя ответ баллом:

Номер вопроса

В большинстве случаев

Почти никогда

  • 8. Выберите из нижеперечисленных истинные утверждения:
  • 1) Аудирование - это непроизвольный процесс.
  • 2) Умение слушать - приобретаемый навык.
  • 3) На процесс слушания затрачивается немного энергии; это несложный процесс.
  • 4) Говорение - более важный вид речевой деятельности, чем аудирование.
  • 5) Некоторые искажают речь партнера так, что воспринимают только то, что хотят слышать.
  • 6) Когда человек погружен в свои мысли, он не в состоянии слушать, что ему говорят.
  • 7) На восприятие услышанного влияют профессиональная подготовка, жизненный опыт, знания личности.
  • 8) Ответственность за успех общения полностью лежит на говорящем.
  • 9) В умении слушать проявляется воспитанность человека.
  • 10) Во время аудирования лучше не проявлять интереса к другой стороне, демонстрируя свое если не безразличное, то малозаинтересованное отношение.

На основе анализа отрывков из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» охарактеризуйте стиль слушания Пьера Безухова и Наташи Ростовой в ситуациях: «Слушая рассказы капитана, как это часто бывает в позднюю вечернюю пору и под влиянием вина, Пьер следил за всем тем, что говорил капитан, понимал все и вместе с тем следил за рядом личных воспоминаний, вдруг почему - то представших его воображению. Когда он слушал эти рассказы любви, его собственная любовь к Наташе неожиданно вдруг вспомнилась ему, и, перебирая в своем воображении картины этой любви, он мысленно сравнивал их с рассказами. Следя за рассказом о борьбе дома с любовью, Пьер видел перед собой все малейшие подробности своей последней встречи с предметом своей любви у Сухаревой башни. Тогда эта встреча не произвела на него влияния; он даже ни разу не вспомнил о ней. Но теперь ему казалось, что встреча эта имела что - то очень значительное и поэтическое» (т 3, и XX1X, ч. 11);

«Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая» (т 4, гл. XV1, ч V1);

«Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, - не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того, чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагивания мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера» (т 4, гл. XV11, ч. 111).

10. Проведите игру «Снежный ком». Участников должно быть не более десяти. Первый игрок начинает что - то рассказывать (историю, рассказ, сказку), например, «иду я вчера». Второй должен повторить то, что сказал первый, и продолжить сообщение: «иду я вчера домой». Третий участник восстанавливает то, что сказали первый и второй рассказчик, вставляет новое слово. Тот, кто пропустил свою очередь, неточно воспроизвел услышанное, выходит из игры. Побеждает оставшийся последним.

Ответьте на Вопросы: «Отвлекались ли вы? Почему? В каких случаях? Перебивали ли вы собеседника?»

  • 11. Устройте радио - или телеэкзамен: прослушайте вместе с кем - нибудь передачу и проверьте, сколько положений каждый запомнил.
  • 12. Попробуйте определить основные недостатки собственного голоса, дикции, используя магнитофон. Составьте план тренировки речи
  • 1. Атватер И. Я. Вас слушаю. М., 1988.
  • 2. Беркли - Ален М. Забытое искусство слушать. СПб, 1997.
  • 3. Введенская Л. А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи. Ростов - на - Дону, 1997.
  • 4. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.
  • 5. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М., 1977.
  • 6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1972.
  • 7. Никольская С. Т. Техника речи. М., 1978.
  • 8. Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. М., 1983.
  • 9. Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1996.
  • 10. Сахарный Л. В. К тайнам мысли и слова. М., 1983.
  • 11. Тумина Л. Е. Учимся слушать // Русский язык в школе, 1993, №1.
  • 12. Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь. М., 1987.
  • 13. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974.

Интонация - отличительный признак устной речи

В устной звучащей речи используются разнооб­разные средства, которые ее обогащают, делают вы­разительной, эмоциональной, усиливают ее воздей­ствие на слушателей.

Что же это за средства? Что они собой представ­ляют?

Известный русский лингвист А.Б. Шапиро харак­теризует их таким образом:

В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замед­лений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в пись­менном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количе­ство разнообразных знаков, - наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их тре­буется для музыкальных текстов (ср.: диезы, бемоли, синкопы и т. п.).

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и на­строение говорящих, их отношение к предмету бесе­ды или друг к другу.

Передавая интонацию речи героев, писатель рас­крывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голо­сом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой

По интонации героев произведения читатель по­нимает, в каком состоянии они находятся, какие чув­ства охватили их.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповто­римый, индивидуальный характер.

Однако этим не исчерпывается назначение инто­нации. Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или неза­конченность, то, к какому типу относится предложе­ние, содержит ли оно вопрос, восклицание или пове­ствование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Интонация - сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, темп речи и тембр голоса. Что же собой представляют слагае­мые интонации?

Но прежде вспомним, что звук как акустическая единица также заключает в себе признаки высоты, силы, тембра и длительности. Высота звука - ко­личество колебаний голосовых связок. Оно измеря­ется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Сила звука, его интенсивность зави­сят от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряются в децибелах. Тембр - совокупность ос­новного тона и обертонов. Обертоны (разкочастотные колебания частиц воздуха) образуются в ротовой полости. Их различие зависит от формы и объема рта, меняющихся во время артикуляции звуков. Дли­тельность звука определяется количеством времени, необходимого для произнесения звука.

Следует подчеркнуть, что звуки и интонация со­стоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объясняется тем, что образование звуков и инто­нации - единый артикуляционно-акустический процесс.

Прежде чем охарактеризовать слагаемые инто­нации, обратимся к истории ее изучения.

8.2. Из истории исследования интонации

Интонация присуща речи с начала ее зарождения.

А вот на вопрос, когда на нее обратили внимание, когда она стала объектом научного изучения и по­чему, ответить без знания истории науки трудно.

Интонация прежде всего заинтересовала теорети­ков ораторского искусства еще в античные времена. Оратор должен уметь говорить четко, ясно, чтобы все понимали, о чем он ведет речь. Кроме того, оратор должен воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателей, уметь завоевать их симпатию, склонить на свою сторону, вызвать нужную ему ре­акцию, Ему необходимо знать, как это сделать, какие средства звучащей речи надо для этого использовать. Вот почему ораторы Древней Греции и Древнего Рима, закладывая основы ораторского искусства, писали и об интонации.

В их трудах, дошедших до нас, описана речевая мелодия, определено ее отличие от музыкальной, оха­рактеризованы ритм, темп, паузы, говорится о важно­сти разделения потока речи на смысловые части. Можно действительно сказать, что интонацией стали интересоваться со времен легендарного Ромула, ос­новавшего Рим.

Проблема интонации привлекала внимание тео­ретиков публичной речи и в средние века. Но для нас больший интерес представляют работы, появив­шиеся в XVIII в. Именно в это время формулируют­ся основные теоретические положения ораторского искусства, которые остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких теоретиков был М.В. Ломоно­сов, Часть четвертая его «Краткого руководства к риторике» называется «О произношении». Здесь он пишет о том, что произношение «имеет великую силу», поэтому «кто подлинный ритор быть желает, тот в приличном слову произношении должен часто уп­ражняться и наблюдать следующие правила».

В XVII - XIX вв. с развитием театрального искус­ства интонацию начинают рассматривать как важ­ный элемент сценической речи. Для актера, как и для оратора, звучащая речь - основное средство передачи мыслей, чувств, средство воздействия на зрителей, поэтому актер должен уметь использовать все возможности языка, знать его законы.

Специалисты по выразительному чтению, актерс­кому мастерству» сравнивая сценическую речь с обы­денной, определили особенности ее интонации. На примере анализа художественного произведения они показали, какую функцию выполняет интонация, каковы ее составляющие, с какой интонацией следу­ет читать то или иное произведение.

Особое внимание уделялось связи пунктуации с характером произношения текста, подчеркивалось, что знаки препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, требуют повышения или понижения тона. Уже в то время правильно определили зависимость интенсив­ности произношения от логического ударения, от порядка слов в предложении, от того, к какой части речи принадлежит слово, каким членом предложе­ния является и какое место в нем занимает.

Теоретические высказывания о характере русской интонации и советы по практическому ее использо­ванию в сценической речи обобщил и развил дальше выдающийся режиссер, актер, педагог, теоретик теат­рального искусства Константин Сергеевич Станис­лавский (1863-1938). В сочинениях «Работа актера над собой», «Работа актера над ролью», «Моя жизнь в искусстве» он неоднократно обращается к вопросу о звучащей речи, высказывает ряд интересных суж­дений и всегда облекает их в живую, красочную, ув­лекательную форму. Читать его сочинения - одно удовольствие. Многое иначе начинаешь воспринимать и понимать.

Проводя эксперименты со своим голосом, следя за его изменениями в результате специальных уп­ражнений, внимательно прислушиваясь к интона­ции драматических и оперных актеров, беседуя с мастерами сцены об их работе над голосом, Ста­ниславский пришел к выводу: характер интона­ции, окраска голоса зависят от звучания как глас­ных, так и согласных. Он любил повторять фразу: «Гласные - река, согласные - берега». Пение с рыхлыми согласными, по образному выражению Станиславского, уподобляется реке без берегов, превратившейся в разлив с болотом, с топью, в кото­рых вязнут и тонут слова.

Разрабатывая теорию интонации, он стремится осмыслить роль и функцию согласных в звучащей речи, их отличительные физиологические и акусти­ческие особенности.

По глубокому убеждению Станиславского, чтобы овладеть в совершенстве интонацией, необходимо знать, при каком положении рта, губ, языка образуются те или иные звуки, т. е. знать устройство речевого аппа­рата, его резонаторов. И не только знать его устройство, ко и четко представлять, какой оттенок приобретает звук в зависимости от того, в какой полости он резони­рует, куда направлен. Например, специалисты по вока­лу считают, что звук, который «кладется на зубы» или посылается «в кость», т. е, в череп, приобретает металл и силу; звуки, которые попадают в мягкие части неба или в голосовую щель, резонируют, как в вате.

А губы? Насколько важна для образования зву­ков хорошо развитая их артикуляция? Вот какой, по словам Станиславского, она бывает у натренирован­ного артиста:

Я внимательно следил за его губами. Они напоминали мне тщательно пришлифо­ванные клапаны духового музыкального ин­струмента. При их открытии или закрытии воздух не просачивается в щели. Благодаря этой математической точности звук получа­ет исключительную четкость и чистоту. В таком совершенном речевом аппарате <...> артикуляция губ производится с невероят­ной легкостью, быстротой и точностью.

Затем Станиславский сравнивает увиденное с артикуляцией своих губ:

У меня не то. Как клапаны дешевого инструмента плохой фабрики, мои губы недостаточно плотно сжимаются. Они про­пускают воздух, они отскакивают, у них плохая пришлифовка. Благодаря этому со­гласные не получают необходимой четкос­ти и чистоты.

Заканчивается рассуждение о роли артикуляции губ словами:

Когда вы это поймете так же, как теперь понял это я, вы сами сознательно захотите заняться и развить артикуляцию губного аппарата, языка и всех тех частей, которые четко вытачивают и оформляют согласные.

Был у К.С. Станиславского и свой взгляд на про­исхождение звуков, слогов, слов. Он считал, что они не придуманы человеком, а появились естественным путем, «подсказаны нашим инстинктом, побужде­ниями, самой природой, временем и местом, самой жизнью».

Отсюда следует вывод:

У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содер­жание, которые должен почувствовать гово­рящий. Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически вяло, бездушно, пусто, то оно подобно тру­пу, в котором не бьется пульс. Живое слово насыщено изнутри. Оно имеет свое опреде­ленное лицо и должно оставаться таким, каким создала его природа.

И вот эту душу слов, из которых складываются фразы, формируется текст, его внутреннее содержа­ние, смысл, говорящий должен уметь раскрыть, пере­дать другим, используя все богатство интонации, ее мелодию.

Однако не у каждого человека бывает сильный, гибкий, с большим диапазоном голос. Он может быть хриплым, гнусавым, очень слабым, блеклым, невыра­зительным. Станиславский предупреждает, что не­которые недостатки вокала неисправимы, таково их природное свойство или результат болезни голоса. Но чаще всего голосовые изъяны можно устранить с помощью правильной постановки звука, а при болез­ни - с помощью лечения. В любом случае надо ис­пользовать все средства, чтобы быть всегда «в голо­се», т. е. «чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и силь­но передает все малейшие детали, переливы, оттенки творчества».

«Как же этого добиться?» - спросите вы. Ведь вам тоже это нужно знать. Особенно если вы мечта­ете служить искусству, быть актером или станете ученым; да кем бы вы ни стали - политиком, биз­несменом, врачом, учителем, юристом, священни­ком, - следует научиться владеть и управлять сво­им голосом.

Об обучении культуре и технике речи имеется специальная литература, доступная каждому, кто осознал важность и необходимость таких занятий. Заметим только, что Станиславский, приступив к за­нятиям по исправлению своей речи, дал обет: «Буду все время, постоянно следить за собой и за постанов­кой голоса! Превращу жизнь в сплошной урок! Та­ким путем я разучусь говорить неправильно». Не следует ли и вам прислушаться к этим словам?

В конце XIX в. исследованием интонации ста­ли заниматься лингвисты. Это не значит, что рань­ше в их трудах не говорилось об интонации. О ней писали, например, в учебных пособиях. Однако в них давалась только общая характеристика интонации без соответствующего анализа. Для примера обра­тимся к «Российской грамматике» М.В. Ломоносова, изданной в 1755 г.

Насколько большое значение придавал ее автор интонации, говорит то, что начал он с главы под на­званием «О голосе». В ней Ломоносов прежде всего пишет о великом даре, которым природа наделила человека, - о слухе и голосе. Ломоносов удивляет­ся тому, сколько разнообразных «идей» воспринима­ется зрением, «но едва ли меньше дивиться должно несчетному их множеству, посредством слуха при­емлемому». Так формулирует Михаил Васильевич мысль о бесконечных возможностях интонации, ее богатстве и разнообразии.

Далее речь идет о компонентах интонации. Хотя терминология автора отличается от современной, но по описанию понятно, что он различает тон («возвы­шение и опущение» голоса), темп («протяжение дол­готою и краткостию»), интенсивность звучания («на­пряжение громкостию и тихостию»).

Любопытно высказывание ученого о тембре голо­са, который, по его мнению, не зависит от повышения, напряжения и протяжения:

Такие изменения примечаем в сиповатом, звонком, тупом и в других голосах разных. Отмена их коль многочисленна, из того ви­деть можем, что из великого множества зна­комых людей каждого узнаем по голосу, в лице не видя.

Основы научного подхода к изучению интонации в отечественном языкознании были заложены Ва­силием Алексеевичем Богородицким (1857-1941), который создал первую в России эксперименталь­ную фонетическую лабораторию, Александром Мат­веевичем Пешковским (1878-1933), Львом Влади­мировичем Щербой (1880-1944), возглавлявшим ленинградскую фонологическую школу. Первона­чально интонация интересовала ученых как акус­тическое средство оформления предложений, т. е. ее синтаксический аспект. Лингвисты достаточно подробно описали интонацию вопросительных, вос­клицательных, побудительных, повествовательных предложений, исследовали и показали, как интона­ция оформляет высказывание, помогает различать его части с учетом их значимости.

С середины XX в. стали уточнять структуру ин­тонации, выделять ее компоненты. В этом вопро­се мнения исследователей разошлись. В одной из работ по интонации приводится частотный спи­сок ее элементов, выделенных авторами 85 иссле­дований, опубликованных в XIX - XX вв. Большин­ство авторов к интонации относят мелодию (83), темп (71), силу или интенсивность звучания (55). Затем идут пауза (47), тембр (45), ударение (27), ритм (17), диапазон (3). Как видим, некоторые из исследователей в состав интонации включают па-Узу, ударение, выделяют как ее составную часть ритм, диапазон голоса.

Ученые давно установили, что интонация выпол­няет три основные функции: семантическую, син­таксическую и стилистическую. В последние два

десятилетия возрос интерес к изучению стилистичес­кой функции интонации, ее роли в формировании текста.

Поскольку любой текст произносится в опреде­ленном стиле (официально-деловом, научном, публи­цистическом, обиходно-разговорном), принадлежит к какому-то жанру, лингвисты выясняют, как изменя­ется интонация соответственно стилю и жанру. При­влекает исследователей и роль интонации в художе­ственных произведениях, в которых она служит изоб­разительным средством, помогает раскрыть харак­тер персонажей,

В работах стилистического характера особое вни­мание уделяется интеллектуальному значению ин­тонации, поскольку она позволяет говорящему выде­лить в высказывании то, что является наиболее важ­ным в момент речи.

Помимо интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное (лат voluntas - «воля») значение, когда она выражает волевые действия: приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, по­веление, мольбу, упрек, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор. В связи с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей: 1) обвязывание или побуждение (приказ, требование, просьба); 2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрек); 3) убеждение (предложение, совет, инструкция). Следо­вательно, интонацию рассматривают и с точки зрения ее воздействия на слушателя,

Исследование интонации в настоящее время ве­дется на высоком научном уровне с использованием новейших достижений техники, в том числе и ЭВМ.

Результаты исследования интонации используют­ся при обучении родному и иностранному языкам, диагностике некоторых заболеваний, а также когда необходимо установить, кому принадлежит голос, за­писанный на магнитную ленту или на какой-либо из записывающих аппаратов, - иными словами, по интонации устанавливается идентификация лично­сти, а также эмоциональное состояние человека во время записи речи.

| | |