Самые способные абитуриенты, имеющие хорошие знания и оценки в аттестате, выбирают Московский госуниверситет без раздумий. Но вот с факультетом не удается быстро определиться. Самый известный вуз нашей страны имеет очень много структурных подразделений. Одно из них относится к сфере фундаментальной физико-химической инженерии - ФФФХИ МГУ.
Появление факультета и причины его открытия
Факультет является довольно молодым структурным подразделением. Свою образовательную деятельность он ведет с 2011 года. Однако в 2011 году он не был создан с нуля. Его появление было связано с преобразованием физико-химического факультета, существующего с 2006 года и подготавливающего специалистов в области химии и физики.
Открытие ФФФХИ - это не какое-то обычное желание руководящего состава Московского госуниверситета. Основание нового структурного подразделения было спровоцировано развитием вуза, изменениями в мире, научным прогрессом. Факультет фундаментальной физико-химической инженерии был призван обеспечить предоставление современного
Сущность нового структурного подразделения
Вуз заявляет, что перед современным инженерии стоит определенная задача. Она заключается в усилении технологической составляющей классического естественнонаучного образования, реализации междисциплинарной подготовки кадров в области химии, физики, биологии. Сотрудники МГУ говорят, что те студенты, которые обучаются в этом структурном подразделении, могут после окончания вуза реализовывать инновационные научные и инженерные идеи на практике.
Что же собой представляет факультет в реальности? ФФФХИ МГУ действительно подготавливает современных специалистов. Студенты в процессе учебы получают знания из разных областей, учатся комбинировать их и благодаря такому необычному подходу решать определенные практические задачи. В образовательном процессе есть инженерная составляющая. Она представлена такими дисциплинами как материаловедческие основы конструирования, менеджмент промышленности и инноваций и т. д. Дополнительно ведется фундаментальная университетская подготовка. Она заключается в преподавании предметов, связанных с математикой, биологией, физикой и химией.
«Прикладные математика и физика»
ФФФХИ МГУ в своей организационной структуре имеет 2 отделения. Одно из них связано с инженерной физикой твердого тела. Это отделение предлагает 1 программу бакалавриата - «прикладные математика и физика». Направление ориентировано на подготовку научных и научно-инженерных технологических кадров.
Выпускники находят себя в разных областях жизни. Кто-то после получения диплома занимается научно-исследовательской деятельностью, кто-то выбирает сферу высоких и наукоемких технологий и пробует себя в инновационной, конструкторско- и производственно-технической деятельности. Часть выпускников решает получить более глубокие знания и поступает на магистерскую программу отделения, носящую такое же название, как на бакалавриате.
«Фундаментальная и прикладная химия»
Второе отделение факультета связано с инженерной химической физикой. Оно отвечает за подготовку полноценных специалистов (не бакалавров) по программе «фундаментальная и прикладная химия». Специальность интересная. Студенты во время учебы исследуют химические процессы, происходящие в природе или лаборатории, выявляют общие закономерности их протекания, ищут возможности управления этими процессами.
«Фундаментальная и прикладная химия» (как и предыдущие программы обучения ФФФХИ МГУ) открывает студентам несколько дорог в жизнь. Обучающиеся стоят перед выбором, какой деятельностью в будущем заниматься. После окончания вуза можно:
- вести научно-исследовательскую работу (быть ученым);
- отправиться в научно-производственную сферу (стать специалистом какого-либо предприятия, связанного с химическими процессами);
- заняться педагогической деятельностью (стать преподавателем).
Информация приемной комиссии МГУ
Нацелен на высококачественную подготовку кадров. Вуз не «штампует» специалистов, имеющих только корочки. Именно поэтому количество мест (как бюджетных, так и платных) на факультете физико-химической инженерии ограничено. На «прикладных математике и физике» возможность получить бесплатное образование предоставляется только 15 людям. На «фундаментальной и прикладной химии» бюджетных мест чуть больше. Их насчитывается 25.
Платных мест очень мало. И на той, и на другой программе их всего 5. Платное обучение в ФФФХИ - это удовольствие не из дешевых. За один учебный год студенты факультета физико-химической инженерии вносят чуть более 350 тысяч рублей. Ежегодно цена немного меняется. Уточнить ее можно в приемной комиссии МГУ.
Вступительные экзамены и проходные баллы
«Прикладные математика и физика» - направление, на котором предусмотрено 4 вступительных экзамена. Абитуриенты в форме ЕГЭ сдают русский язык, физику и математику. Дополнительное испытание, проводимое в МГУ - письменная работа по математике. На «фундаментальной и прикладной химии» предусмотрено еще больше экзаменов. Русский язык, физику, математику и химию требуется сдавать в форме ЕГЭ. Дополнительно в университете сдается химия в письменном виде.
Конкурс и проходной балл - достаточно высокие показатели. На «прикладные математику и физику» в 2017 году было подано 276 заявлений. Это значит, что на 1 место примерно претендовало 18 человек. Проходной балл в ФФФХИ МГУ составил 276. На «фундаментальную и прикладную химию» изъявили желание поступить 218 человек. Конкурс составил 8,72 человек на 1 место, а проходной балл оказался равным 373.
Что ждет абитуриентов
Учеба на ФФФХИ сложна, но интересна. Дисциплины преподают высококвалифицированные специалисты, ученые РАН. На занятиях они не просто излагают теоретический материал, но и приводят примеры из собственной научной практики. Активно на факультете в образовательной деятельности используются современные технологии. Они облегчают жизнь студентам - снижают аудиторную нагрузку, увеличивают объем самостоятельной работы.
Очень интересный факт о факультете - студенты уже во время учебы начинают зарабатывать трудовой стаж, зарплату. Происходит подобное по той причине, что структурное подразделение зачисляет своих обучающихся в штат базового института. Цель подобного действия - усилить интерес к учебе, получению новых знаний и навыков, побудить к более ответственному отношению к работе, оказать материальную поддержку.
Наука, объясняющая химические явления и устанавливающая их закономерности на основе общих принципов физики. Название науки Физическая химия введено М. В. Ломоносовым, который впервые (1752 1753) сформулировал ее предмет и задачи и установил один… … Большой Энциклопедический словарь
ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ - ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, «наука, объясняющая на основании положений и опытов физическую причину того, что происходит через хим. операции в сложных телах». Это определение, к рое ей дал первый физико химик М. В. Ломоносов в курсе, прочитанном … Большая медицинская энциклопедия
ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, наука, изучающая физические изменения, связанные с ХИМИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ, а также связь между физическими свойствами и химическим составом. Главные разделы физической химии ТЕРМОДИНАМИКА, занимающаяся изменениями энергии в… … Научно-технический энциклопедический словарь
Физическая химия - – раздел химии, в котором изучаются химические свойства веществ на основе физических свойств составляющих их атомов и молекул. Современная физическая химия – широкая междисциплинарная область, граничащая с различными разделами физики … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, объясняет химические явления и устанавливает их закономерности на основе общих принципов физики. Включает химическую термодинамику, химическую кинетику, учение о катализе и др. Термин физическая химия ввел М.В. Ломоносов в 1753 … Современная энциклопедия
Физическая химия - ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, объясняет химические явления и устанавливает их закономерности на основе общих принципов физики. Включает химическую термодинамику, химическую кинетику, учение о катализе и др. Термин “физическая химия” ввел М.В. Ломоносов в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ - раздел хим. науки, изучающий хим. явления на основе принципов физики (см. (1)) и физ. экспериментальных методов. Ф. х. (как и химия) включает учение о строении вещества, хим. термодинамику и хим. кинетику, электрохимию и коллоидную химию, учение… … Большая политехническая энциклопедия
Сущ., кол во синонимов: 1 физхим (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
физическая химия - — EN physical chemistry A science dealing with the effects of physical phenomena on chemical properties. (Source: LEE) … … Справочник технического переводчика
физическая химия - – наука, объясняющая химические явления и устанавливающая их закономерности на основе физических принципов. Словарь по аналитической химии … Химические термины
Книги
- Физическая химия , А. В. Артемов , Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям подготовки бакалавров, предусматривающими изучение дисциплины `Физическая химия`.… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Высшее образование Издатель: Дрофа , Производитель: Дрофа ,
- Физическая химия , Ю. Я. Харитонов , В учебнике изложены основы физической химии в соответствии с примерной программой по дисциплине "Физическая и коллоидная химия" для специальности 060301 "Фармация". Издание предназначено… Категория: Абитуриентам и студентам Издатель:
Образование на факультете фундаментальной физико-химической инженерии - это новая форма инженерного образования, отвечающая требованиям времени и вызовам науки XXI века. Обучение на факультете призвано усилить технологическую составляющую классического естественнонаучного образования, нацелено на реализацию инновационной междисциплинарной подготовки специалистов в области физики, химии и биологии.
Для занятий научными исследованиями в базовых институтах РАН (Институт физики твёрдого тела РАН и Институт проблем химической физики РАН) под руководством персонального научного наставника на 1-3 курсах в учебном расписании выделен 1 день в неделю, с 4 курса — 2 дня в неделю. Проведение научных исследований формализовано в рамках выполнения курсовых работ.
Многие курсовые работы доводятся до уровня законченной научной работы, и студенты представляют эти работы на научных конференциях и в качестве публикаций в научных журналах. Для каждого студента темы курсовых работ по разделам химии, физики и междисциплинарным тематикам подобраны таким образом, чтобы все работы были объединены общей задачей и выполнялись в одной лаборатории. Это позволяет накопить значительный экспериментальный материал для выполнения дипломной, а затем и кандидатской работы.
Междисциплинарная учебная подготовка на факультете (физика + химия + биология) позволяет эффективно внедрять студентов в проведение научной работы по междисциплинарным тематикам стратегических направлений технологического прорыва, определённых Президентом РФ: «Энергоэффективность, энергосбережение и разработка новых видов топлива» и «Медицинские технологии, диагностическое оборудование и новые лекарственные средства». Актуальность научных тематик является обязательным условием научной работы студентов.
На факультете активно внедряются современные образовательные технологии и интерактивные сервисы, позволяющие без снижения качества образования снизить аудиторную нагрузку и увеличить долю самостоятельной работы студентов, превратить слушателей в активных участников процесса обучения, увеличить удельный вес индивидуальных контактов с преподавателем и создать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента. К преподаванию на факультете активно привлекаются учёные РАН, имеющие опыт преподавательской работы. Учебные курсы преподавателей факультета мобильно обновляются и идут в ногу со временем, интересны, активно воспринимаются, т.к. снабжены примерами из реальной научной практики и демонстрационным экспериментом. Это возбуждает интерес студентов к предмету и ведёт к более глубокому и полному усвоению материала.
ФИЗИЧЕСКАЯ
, наука
об общих законах, определяющих строение и хим. превращения в-в при разл. внеш.
условиях. Исследует хим. явления с помощью теоретич. и эксперим. методов физики.
Как самостоят, наука физическая оформилась к . 18 в. Термин "физическая " принадлежит М.В. Ломоносову,
к-рый в 1752 впервые прочитал студентам Петербургского университета курс физической . Ему же принадлежит след. определение: "Физическая есть наука,
объясняющая на основе положений и опытов физики то, что происходит в смешанных
телах при химических операциях". Первый научный журнал, предназначенный
для публикации статей по физической , был основан в 1887 В. Ост-вальдом и Я. Вант-Гоффом.
Ф
изическая является основным
теоретич. фундаментом совр. , опирающимся на такие важнейшие разделы физики,
как , статистич. физика и , нелинейная динамика,
теория поля и др. Она включает учение о строении в-ва, в т.ч. о , и . В качестве
отдельных разделов в физической часто выделяют также ,
физическую (в т. ч. ), учение о , физико-химию высокомол. соед.
и др. Весьма близко примыкают к физической и подчас рассматриваются как ее самостоят.
разделы , и .
Большинство разделов физической имеет достаточно четкие границы по объектам и
методам исследования, по методологич. особенностям и используемому аппарату.
Совр. этапу развития физической присущи углубленный анализ общих закономерностей хим. превращений на мол.
уровне, широкое использование мат. , расширение диапазона внеш.
воздействий на хим. систему (высокие и криогенные т-ры, высокие , сильные
радиац. и магн. воздействия), изучение сверхбыстрых процессов, способов накопления
энергии в хим. в-вах и т. п.
Применение квантовой теории,
прежде всего , при объяснении хим. явлений повлекло за собой
значит. усиление внимания к уровню интерпретации и привело к выделению двух
направлений в . Направление, опирающееся на квантовомех. теорию и оперирующее
на микроскопич. уровне объяснения явлений, часто называют хим. физикой, а направление,
оперирующее с ансамблями большого числа частиц, где в силу вступают статистич.
законы,- физической . При таком подразделении граница между физической химияей и хим. физикой не
м. б. проведена резко, что особенно проявляется в теории скоростей хим. р-ций.
Учение о строении в-ва
и
обобщает обширный эксперим. материал, полученный при
использовании таких физ. методов, как молекулярная , изучающая
взаимод. электромагн. излучения с в-вом в разл. диапазонах длин волн, фото-
и , и рентгенодиффракционные
методы, методы на основе магнитооптич. эффектов и др. Эти методы позволяют получать
структурные данные об электронной , о равновесных положениях
и амплитудах колебаний ядер в и конденсир. в-ве, о системе энергетич.
уровней и переходах между ними, об изменении геом. конфигураций при
изменении окружения или отдельных ее фрагментов и т.д.
Наряду с задачей соотнесения
свойств в-в с их строением совр. физическая активно занимается и обратной задачей
прогнозирования строения соединений с заданными св-вами.
Весьма важным источником
информации о , их характеристиках в разл. состояниях и особенностях
хим. превращений служат результаты квантовохим. расчетов. дает
систему понятий и представлений, к-рая используется в физической при рассмотрении
поведения хим. соединений на мол. уровне и при установлении корреляций между
характеристиками , образующих в-во, и св-вами этого в-ва. Благодаря результатам
квантовохим. расчетов пов-стей потенциальной энергии хим. систем в разл. и эксперим. возможностям последних лет, прежде всего развитию , физическая вплотную подошла к всестороннему изучению св-в соед. в возбужденных
и высоковозбужденных состояниях, к анализу особенностей строения соед. в таких
состояниях и специфики проявления этих особенностей в динамике хим. превращений.
Ограничением обычной
является то, что она позволяет описывать только равновесные состояния и обратимые
процессы. Реальные необратимые процессы составляют предмет возникшей в 30-е
гг. 20 в. . Эта область физической изучает
неравновесные макроскопич. системы, в к-рых скорость возникновения
локально сохраняется постоянной (такие системы локально близки к равновесным).
Она позволяет рассматривать системы с хим. р-циями и переносом массы (),
тепла, электрич. зарядов и т. п.
изучает превращения хим. в-в во времени, т. е. скорости хим. р-ций, механизмы
этих превращений, а также зависимость хим. процесса от условий его осуществления.
Она устанавливает закономерности измене
ния
состава превращающейся системы во времени, выявляет связь между скоростью хим.
р-ции и внешними условиями, а также изучает факторы, влияющие на скорость и
направление хим. р-ций.
Большинство хим. р-ций
представляет собой сложные многостадийные процессы, состоящие из отдельных элементарных
хим. превращения, транспорта и переноса энергии. Теоретич. хим.
кинетика включает изучение механизмов элементарных р-ций и проводит расчет таких процессов на основе идей и аппарата классич. механики и квантовой
теории, занимается построением моделей сложных хим. процессов, устанавливает
связь между строением хим. соединений и их реакц. способностью. Выявление кинетич.
закономерностей для сложных р-ций (формальная кинетика) базируется часто на
мат. и позволяет осуществлять проверку гипотез о механизмах сложных
р-ций, а также устанавливать систему дифференц. ур-ний, описывающих результаты
осуществления процесса при разл. внеш. условиях.
Для хим. кинетики характерно
использование многих физ. методов исследования, позволяющих проводить локальные
возбуждения реагирующих , изучать быстрые (вплоть до фемтосекундных)
превращения, автоматизировать регистрацию кинетич. данных с одновременной обработкой
их на ЭВМ и т. п. Интенсивно накапливается кинетич. информация через кинетич.
, в т.ч. для хим. р-ций в экстремальных условиях.
Весьма важным разделом физической , тесно связанным с хим. кинетикой, является учение о , т. е. об изменении скорости и направления хим. р-ции при воздействии в-в (
Декан - академик РАН Алдошин Сергей Михайлович
В настоящее время в России остро стоит вопрос об интеграции образования, фундаментальных научных исследований и наукоемких производств, без которых невозможно существование высокоразвитого, экономически независимого государства. Один из наиболее перспективных путей решения этого вопроса - сочетание фундаментального университетского образования студентов со специализацией на базе активно действующих научно-исследовательских центров Российской академии наук (РАН). Этот принцип заложен в основу организации учебного процесса факультета.
На факультете студенты обучаются на трех отделениях: инженерная физика твёрдого тела (направление подготовки «Прикладные математика и физика»); инженерная химическая физика(специальность «Фундаментальная и прикладная химия»); инженерия материалов для авиации и космоса (специальность «Фундаментальная и прикладная химия»).
Для занятий научными исследованиями в базовых институтах РАН (Институт физики твёрдого тела РАН и Институт проблем химической физики РАН) под руководством персонального научного наставника на 1–3 курсах в учебном расписании выделен 1 день в неделю, с 4 курса - 2 дня в неделю. Проведение научных исследований формализовано в рамках выполнения курсовых работ. Многие курсовые работы доводятся до уровня законченной научной работы, и студенты представляют эти работы на научных конференциях и в качестве публикаций в научных журналах. Для каждого студента темы курсовых работ по разделам химии, физики и междисциплинарным тематикам подобраны таким образом, чтобы все работы были объединены общей задачей и выполнялись в одной лаборатории. Это позволяет накопить значительный экспериментальный материал для выполнения дипломной, а затем и кандидатской работы. Междисциплинарная учебная подготовка на факультете (физика + химия + биология) позволяет эффективно внедрять студентов в проведение научной работы по междисциплинарным тематикам стратегических направлений технологического прорыва, определённых Президентом РФ: «Энергоэффективность, энергосбережение и разработка новых видов топлива» и «Медицинские технологии, диагностическое оборудование и новые лекарственные средства». Актуальность научных тематик является обязательным условием научной работы студентов.
На факультете активно внедряются современные образовательные технологии и интерактивные сервисы, позволяющие без снижения качества образования снизить аудиторную нагрузку и увеличить долю самостоятельной работы студентов, превратить слушателей в активных участников процесса обучения, увеличить удельный вес индивидуальных контактов с преподавателем и создать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента. К преподаванию на факультете активно привлекаются учёные РАН, имеющие опыт преподавательской работы. Учебные курсы преподавателей факультета мобильно обновляются и идут в ногу со временем, интересны, активно воспринимаются, т.к. снабжены примерами из реальной научной практики и демонстрационным экспериментом. Это возбуждает интерес студентов к предмету и ведёт к более глубокому и полному усвоению материала.