Презентация на тему "Образ грозы в произведениях поэтов XX века". Гроза в художественной литературе и физике Описание первой грозы

Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром. На Дон с неба обрушилась лавина дождя. Он хлестал по волнам толстыми плетями. А волны, огрызаясь, били навстречу тугим дождевым нитям. И в борт теплохода волны колотили шумно и угрожающе.

Молнии вспыхивали почти непрерывно одна за другой. Не утихая, гремела в тучах гулкая небесная канонада. И от этого блистания и грохотания трепетно сжималось сердце… Гроза бушевала долго, по меньшей мере минут тридцать. И оборвалась она так же разом, как и началась. Тучи разбежались и исчезли за горизонтом. Еще ярче засияло солнце, переливаясь мириадами радуг в каплях, повисших на листьях деревьев. Постепенно успокаиваясь, как после отбитой атаки, угомонился и рассвирепевший было Дон.

Колесников Г. Гроза // Тайны степного леса /

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит.. .
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.. .

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам.. .

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

Мне очень нравится описание грозы М. Ю. Лермонтова.
Гроза
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьется
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятется -
И здесь стою недвижим я.

Стою - ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,
Губитель-пламень, вьешься ты?

О нет! - летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.

Под Ваше требование подходит первая часть данного стихотворения: краткое и красивое описание грозы. Надеюсь, я смогла Вам помочь.

Моё любимое:

Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далёко, может быть, в края,
Где девушка живёт моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь. И снова мир.
Как равнодушье, как овал.

Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!

Случалось ли вам когда-нибудь попасть под первый весенний дождь? Оказаться в поле в разгар грозы? Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе? Эти впечатления остаются надолго – пугающие и захватывающие одновременно, очаровывающие дыханием

Вступившей в свои права весны. Весенняя гроза совсем не похожа на грозу летом или осенью. Это совершенно особенное явление. Как-то раз на майские праздники мы отправились на природу. Расположились в небольшом дачном домике, разложили продукты для пикника. Взрослые занялись приготовлениями, а мы с друзьями побежали разведывать территорию. Денек стоял прекрасный. Весна начинала проявлять себя во всей красе. Все деревья были в цвету, и в воздухе стоял неповторимый аромат. Весеннее солнышко, иногда скрываемое набегающими облаками, радовало своим теплом. Птицы щебетали, радуясь весне. Иногда налетал свежий ветерок, а потом затихал. И казалось, что все вокруг затаилось на время вместе с ним, словно прислушиваясь. А что же дальше. Все-таки природа знает: весенняя погода так переменчива!

Увлеченные игрой и разговорами, мы не заметили, как отошли довольно далеко от домика. И тут все изменилось… Набежали тучи, все вокруг потемнело. Небо из приветливо-голубого стало грозным и тяжелым. Вдали оно казалось почти черным. Мы повернули обратно и поспешили вернуться в дом. Вдруг небо разрезала молния, а с другой стороны – еще одна. И, будто прямо над нашими головами, грянул гром. Он раздался, словно внезапный выстрел, и, прокатившись по полям, нехотя затих где-то за горизонтом. Тут же, как бы в ответ ему, откуда-то издалека донесся другой раскат. Грохочущие звуки то нарастали, то затихали, возобновлялись вновь и уходили вдаль. Казалось, что там, наверху, кто-то ведет бурный спор. О чем? Неизвестно. Но становилось как-то страшновато. На какое-то мгновение все стихло. Не слышалось ни грома, ни шума ветра. Листочки замерли на деревьях в ожидании чего-то, смолкли голоса птиц.

Вот шевельнулась травинка, где-то чирикнула маленькая птичка. В лицо пахнуло ветерком, но уже не тем, теплым и ласковым. В воздухе запахло свежестью и легким холодком… И тут полил дождь – первый этой весной, словно кто-то опрокинул с небес огромный ушат воды. Укрыться от дождя было негде, до домика было еще далеко. Вода была кругом, дождь лил сплошной стеной. Мы бежали почти наугад, ничего не видя перед собой. В небе еще кое-где сверкали молнии и раздавались отзвуки грома, но уже далеко. Они становились все реже и все слабее. И вдруг все прекратилось, так же внезапно, как и началось.

Небо быстро прояснилось, и снова выглянуло солнышко. Птицы опять перекликались, перелетая с ветки на ветку. И тот, кто появился бы здесь только сейчас, очень удивился бы, увидев бесконечные потоки воды, бегущие по дороге. И нас, промокших до нитки, словно искупавшихся в речке прямо в одежде. Родители встретили нас с сердитыми лицами, но затем сменили свой гнев на милость. Нас переодели, посадили за стол. И эта майская гроза осталась в прошлом. Но я уверена, что воспоминания о ней сохранятся надолго!

Вчерашнее утро было тихое, теплое и безоблачное. В такие дни особенно не хочется идти в школу, потому что, когда сидишь у окна, невозможно слушать объяснения учителя. Крики малышей на улице, пение птиц на деревьях, близость каникул не дают сосредоточиться на уроках – взял бы, да и выпрыгнул прямо в окошко на зеленую траву, в кусты сирени.

Однако солнечная погода продержалась только до начала третьего урока. Быстро-быстро, как будто их кто-то подгонял сзади, набежали хмурые сизые тучи, вдалеке громыхнул гром. Внезапно так сильно потемнело, что в классе пришлось включить свет. Мы притихли, даже самые беспокойные ребята перестали разговаривать. И вот, когда в классе возникла минута “мертвой” тишины, прямо за окном раздался раскат грома и сверкнула молния. Удар был настолько сильным, что у меня зазвенело в ушах, а многие наши девчонки завизжали. Через несколько секунд полил такой ливень, что соседний дом стал трудно различим. Учитель сказал нам побыстрее закрыть форточки. Было видно, как по дорогам несутся бурлящие потоки грязной воды, смывая с асфальта мусор и пыль. Многие пешеходы вброд перебирались через лужи. Никто из них не взял зонтик, да это все равно было бы слабой защитой от такого ливня.

Внезапно все стихло. Дождь перестал, за несколько минут растянуло тучи. В окошко заглянуло ласковое солнышко: не бойтесь, гроза закончилась!

Сочинения по темам:

  1. Передо мной произведение знаменитого художника, живописца К. Е. Маковского. В своих картинах, он обращается к разным темам. Есть у него...

Гроза, молния и гром в художественной литературе и физике. Ученица 9 класса Туманненской СОШ: Свириденко Наталья Учитель: Брызгалова Е. С.

Немного истории… М. В. Ломоносов (1711 -1765) и Бенджамин Франклин (1706 -1790) приложили немало сил для доказательства того, что молния – это искра. Георг Рихман (1711 -1753) поплатился своей жизнью при попытке отвести молнию в Землю через проводящий ток бечевку - хвост воздушного змея, запущенного в небо во время грозы.

Задачи моего исследования: 1. Познакомиться с описанием грозы, грома и молнии в художественной литературе. 2. Выяснить что такое гроза, гром и молния. 3. Что возникает раньше гром или молния? 4. Всегда ли гроза сопровождается громом и молнией? 5. Узнать какие виды молний существуют.

Весенняя гроза Ф. И. Тютчев Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный. Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. Начало 1850 -х годов

К. К. Случевский *** Упала молния в ручей. Вода не стала горячей. А что ручей до дна пронзен, Сквозь шелест струй не слышит он. Зато и молния струя, Упав, лишилась бытия. Другого не было пути… И я прощу, и ты прости.

Под дождем А. Н. Майков Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома, Вдруг застал нас ливень далеко от дома; Мы спешили скрыться под мохнатой елью…

Мастер и Маргарита М. И. Булгаков Другие трепетные мерцания вызывали из бездны, противостоящей храму на западном холме, дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.

Грозаатмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии.

Молниягигантский электрический искровой разряд между облаками или между облаками и земной поверхностью длиной несколько км, диаметром десятки см и длительностью десятые доли секунд. Виды разрядов

Гром звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения (а, следовательно, повышения давления) воздуха на пути молнии.

Молния – это свет, т. е. электромагнитная волна. Её скорость – 30000 м/с Гром – это звуковая волна. Её скорость – 330 м/с. ЗНАЧИТ: молния появляется раньше.

Интересные цифры о молнии Напряжение между облаками и землей 10 8 -10 9 В Сила тока колеблется от десятков до сотен ампер Диаметр светящегося канала 10 -20 см

Литература: 1. Китайгородский А. И. Физика для всех: Электроны. М. : Наука. Главная редакция физикоматематической литературы, 1982. 2. Три века русской поэзии. Антология: В 2 т. Т. 1: 1819 в. в. - М. : Литература, Мир книги, 2003. 3. «Советская энциклопедия» . Издание четвертое. М, 1988 4. Семке А. И. Физика + литература // Физика № 15, 2000

Дуговой разряд Получил впервые В. В. Петров еще в 1802 г. Для поддержания разряда нужно напряжение, порядка 40 -50 В. Ток может достигать сотен ампер, поскольку сопротивление светящегося газового столба невелико. Используется: при сварке и резании металлов, а также в электрометаллургии.

Тлеющий разряд Происходит в газосветных трубках, или как их еще называют, лампах дневного света. Трубка конструируется и наполняется газом (давление существенно меньше атмосферного) так, чтобы обеспечить ее работу в условиях напряжения, превосходящего напряжение зажигания. Газосветная трубка зажигается не сразу.

Коронный разряд Он наблюдается при атмосферном давлении в сильно неоднородном поле, например вблизи проволок или заострений. Можно сказать, что коронный разряд - это неполный пробой газового промежутка. Корона светится лишь в том небольшом участке около острия, внутри которого существует электронная лавина.

Шаровая молния Это светящие шары газовой плазмы диаметром 10 -20 см. Они медленно двигаются, а иногда стоят на месте. Существуют несколько секунд или минут, а затем исчезают с сильным взрывом. Очень ярко светят, но притом не имеют никаких очевидных источников энергий.

Карманова Валерия

Введение.

На уроках физики и литературы я сталкиваюсь с понятием «гроза». С одной стороны, я изучаю данное понятие как физическое явление, с другой стороны как фоновый пейзаж, на котором развёртывается сюжет произведения. Мне стало интересно, используют ли писатели физические знания о грозе при её изображении в художественном произведении.

Цель исследования:

Определить, в каких произведениях и с какой целью встречается описание грозы, узнать подробнее об этом явлении в физике и выяснить, используют ли писатели знания по физике при изображении данного природного явления. Кроме того, выяснить, что ощущают литературные герои во время грозы.

Задачи:

· познакомиться с информацией о грозе;

· изучить произведения, содержащие описание грозы;

· сопоставить изображение данного явления в физике и художественной литературе.

Методы исследования:

· анализ художественной литературы.

· работа с интернетом.

· изучение научной литературы

· систематизация и обобщение.

· сравнительный анализ.

· наблюдение

· социологический опрос.

Перед началом работы я провела социологический опрос среди моих одноклассников и людей старше 60 лет. Был предложен один вопрос: как вы относитесь к грозе? После обработки данных получилось:

Равнодушно - 29%,

Страшно – 56%

красивое зрелище – 15%

Актуальность исследования

Состоит в том, что в последнее время в природе наблюдаются сильные грозы, сопровождающиеся шквалистым ветром, несущим разрушения и гибель людей, поэтому гроза страшна. Пожилые люди (51 % из 56%) , считают, раньше таких страшных гроз не было.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Валерия Карманова , 7 кл.

МКОУ СОШ № 2 с УИОП г. Котельнича

Руководители С.В.Шубёнкина, Т.Б.Патрушева

Гроза в художественной литературе и физике

На уроках физики и литературы мы сталкиваюсь с понятием «гроза». С одной стороны, мы изучаем данное понятие как физическое явление, с другой стороны как фоновый пейзаж, на котором развёртывается сюжет произведения. Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время в природе наблюдаются сильные грозы, сопровождающиеся шквалистым ветром, несущим разрушения и гибель людей, поэтому гроза страшна. Пожилые люди (51 % из 56%) , считают, раньше таких страшных гроз не было.

Грозовые облака, яркие вспышки молнии, громкие раскаты грома – все эти атмосферные явления знакомы каждому человеку. Однако мало кто задумывался над вопросом о происхождении этих громких раскатов. Из школьных уроков физики известно, что облака накапливают электрический заряд. Постепенно облако растет, поднимаясь к высоким слоям атмосферы с отрицательной температурой, так начинается образование тяжелых кристалликов льда. Облако темнеет, окрашиваясь в «свинцовый» оттенок. Капли воды и кристаллы льда электризуются внутри облака при столкновении с частицами воздуха. В итоге, падая, капли воды и льдинки переносят отрицательный заряд на нижнюю часть тучи. Происходит притяжение отрицательно заряженной – нижней части тучи и положительно заряженной – верхней части тучи. Возникает огромное напряжение в десятки и сотни миллионов Вольт. Появляется молния – огромная искра протяженностью в несколько километров между землей и грозовым облаком. Эта вспышка нагревает воздух, вследствие чего он «взрывается». Этот взрыв и называется громом. Но это не просто одиночный взрыв, он гремит раскатами, отзываясь эхом. Объясняется это явление просто – скорость света намного выше скорости звука, поэтому молния видна сразу, а гром как бы догоняет и доходит до ушей не сразу, поэтому он звучит раскатами.

Гроза в художественном произведении является частью пейзажа, на фоне которого разворачивается сюжет, а пейзаж является средством характеристики героев произведения. Обратимся к автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство», к главе, которая так и называется «Гроза». Сравним, как изображается гроза в художественном произведении с физическим объяснением данного явления. В научной литературе понятие грозы как природного явления даётся с помощью физических терминов, а в художественной литературе гроза описывается с использованием изобразительно-выразительных средств: гиперболы : «кажется, весь свод небес рушится над нами», «дождь лил как из ведра»; эпитеты : «мрачный характер», «величественный гул», «зловещие, черные тени» олицетворения : «большая темно-лиловая туча быстро подвигалась к нам.» сравнения : «Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички» метафоры : «гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск».

Иногда искрящиеся вспышки молний и громкие звуки грома могут напугать. Давайте проследим, что чувствует во время грозы главный герой повести Николенька Иртеньев: « Я не знал, куда деваться... Всё это усиливало моё нетерпение скорей приехать на постоялый двор.» «Гроза наводила на меня невыразимо тяжёлое чувство тоски и страха». «Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах». «… треск, заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий!» «Мальчик боится пошевелиться и с минуты на минуту ожидает своей погибели. Он безнадёжно следит за происходящим».

А кто-то может бесконечно любоваться переливающимся небом, воочию наблюдая за борьбой стихий.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.

Ф.И. Тютчев

Автор не показывает начало и последовательное продолжение грозы. Но уже в первой строфе он выражает чувство любви к весенней майской грозе. Описывая это природное явление, он использует яркое сравнение: гром «…как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. Чтобы мы слышали весенний гром, Тютчев использует приём звукописи. Употребление звука «р» в каждой строфе передаёт ощущение раскатов грома. Любование дождём передано использованием метафор: капли – «перлы дождевые», струи дождя – «нити золотые». Использование слова возвышенной лексики «перлы» вместо «жемчужины» придаёт метафоре особую поэтическую окраску. В третьей строфе также рисуется не страшная, не пугающая, не тревожащая душу, а радующая человека гроза. При этом Тютчев подчёркивает всеобщую радость, гармонию всех сил природы, в едином настроении: «всё вторит весело громам».

Грозы бывают летние, весенние. В художественной литературе мы прослеживаем изображение обоих видов гроз. По происхождению грозы делятся на внутримассовые и фронтальные. Внутримассовые грозы наблюдаются двух типов: в холодных воздушных массах, перемещающихся на тёплую земную поверхность, над прогретой сушей летом (их ещё называют местные или тепловые).

В отрывке из повести Толстого «Детство» изображена местная (тепловая) гроза. Такие грозы возникают летом в полуденное или послеполуденное время. Прогревание воздуха от земной поверхности приводит к развитию в нём восходящих токов местной конвекции и к образованию мощных кучево-дождевых облаков. В больших по размеру грозовых облаках постоянно витают кристаллики льда и капельки воды. В результате их дробления и трения между собой образуются положительные и отрицательные заряды, возникает сильное электростатическое поле (около 100000 в/м) Разница потенциалов между отдельными частями облака и землёй достигает огромных величин и приводит к искровому разряду молнии.

Данное исследование позволило, во-первых, с научной точки выяснить, что такое гроза, причины возникновения грозы, во-вторых, анализируя произведения писателей 19 века, оказывается, что и двести лет назад случались сильные грозы, и люди так же их боялись. Каждому человеку важно знать простые правила поведения, чтобы избежать трагедий во время этого природного явления.

Библиография.

  1. Г.П.Лазаренко. Тютчев в школе. Дрофа. М.2007
  2. Л.И.Толстой. Отрочество. Юность. Дрофа. М.2007
  3. Русская литература XIX века. Дрофа, М.2007
  4. http://lib.rus.ec/b/271986/read
  5. http://festival.1september.ru/articles/559919/













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • учебная: помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе; научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст;
  • развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
  • воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе, родной природе.

Эпиграф:

“Каждое художественное слово… тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений, объяснений”.
Л.Н.Толстой.

Краткое описание: урок направлен на развитие навыков исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников.

Используемое оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор.

Материал к уроку: учебник-хрестоматия для 5 класса, автор-составитель А.И. Княжицкий; изображения Зевса, Гебы; Концерт "Лето" ("Гроза") из цикла "Времена года" (А. Вивальди)

Раздаточный материал: стихи Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; названия греческих богов

Ход урока

1. Организация начала урока.

– Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока “Тема грозы в литературе”.

2. Индукция.

(Звучит мелодия “Гроза”.)

– Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово “Гроза”? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).

3. Самоконструкция. (Учащиеся называют).

– Обсудите в группе, дополните свои записи.

4. Социоконструкция.

1. – Мы продолжаем нашу работу по теме художественного произведения. Давайте вспомним, что читали ранее? Какое впечатление произвели на вас эти произведения? (Л.Н. Толстой отрывок из повести "Отрочество" "Гроза", В.В. Набоков "Гроза", А.С. Пушкин "Тучи").

– В ходе работы над этим произведением мы с вами пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.

– Итак, что мы знаем о грозе в литературе? Какая гроза у Толстого? Набокова? Пушкина? Вспомните, минуту на размышление (Туча Толстого страшная, ужасающая; Набокова – волшебная, как громовержец Илья; Пушкина – грозная) . Какой вывод мы можем сделать из этого? (Тема одна, а понимание ее разное) . Отчего это зависит? (От фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира ) . Давайте вспомним текст главы II “Гроза” повести Л.Н.Толстого “Отрочество”. Особое внимание обратим на средства выражения позиции героя – повествователя и их роль в художественно-образном строе текста. Чтобы работа была интересной и творческой, вам даны вопросы.

  1. Определите тему текста и её отражение в название главы.
  2. С чьей точки зрения представлена, как это выражено грамматически.
  3. Как отражается развитие происходящего в тесте во времени: что было сначала, потом и наконец.
  4. На какие части можно разделить текст. Выделите микротему каждой части. И ключевые образы.
  5. Как можно представить композицию повествования.
  6. Выделите в тексте слова и фразы, выражающие позицию героя повествователя, его чувства и оценку происходящего. Какими средствами создаётся описание (эпитеты, сравнение, метафоры).

Анализ текста в классе

Вопрос 1. Комментарий.Тема главы – гроза – отражена в названии, однако текст представляет художественный образ грозы в соотношении с чувствами главного героя, с его восприятием и оценкой.

Вопрос 2. Комментарий.Повествование ведется с точки зрения главного героя – Николеньки и представляет собой воспоминания о своем детстве. Грамматически выражено формой первого лица, местоимений Я и Мы.

Вопрос 3. Комментарий.Гроза даётся во временном развитии: сначала – томительное ожидание грозы под палящим солнцем;

Затем – появление первых признаков грозы, её назревание и развитие, и события, случившиеся во время грозы: поломка брички и появление нищего;

Наконец – завершение грозы и радость маленького Николеньки.

Вопрос 4. Комментарий.Можно разделить на пять частей:

  • 1-я часть (первый абзац) – “Предчувствие грозы”; микротема – соотношение мира и человека в ожидании грозы; ключевые образы: солнце, пыль, страх, томление.
  • 2-я часть (второй абзац) – “Гроза надвигается” (гнев Божий); микротема – начало грозы, ключевые образы – туча, мрак, движение, тревога, трепет, молния, гром.
  • 3-я часть (третий, четвертый, пятый абзацы) – “Бричка сломалась”, ключевые образы – бричка, остановка, страх и ожидание “общей погибели”.
  • 4-я часть (от слов “Тревожные чувства тоски и страха <…>до слов <…> за равномерным шумом дождя” – абзацы 6, 7, 8, 9, 10) – “Гроза в разгаре”, ключевые образы – нищий, молния, гром, ветер, дождь, страх, холодный ужас.
  • 5-я часть (заключительная от слов “Но вот дождь становится мельче <…> до конца), ее микротема – конец грозы и смена чувства страха радостью. Эту часть можно озаглавить “Повеселевшая природа”, ключевые образы – солнце, свежий воздух, блеск и радость, счастье жизни, простор, лес, птицы, звуки, черёмуха.

Вопрос 5. Комментарий.В композиции выделяем завязку (часть 1), развитие действия (вторая, третья часть), кульминация (часть 4), развязка (часть 5).

Заключение. Гроза как властная, грозная стихия, в тоже время освещающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передачи состояния природы настроению человека – от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.

Дома я вас просила выучить стихотворение А.С. Пушкина "Тучи". (1 человек рассказывает стихотворение наизусть).

– Творческое задание. Вы – туча. Что вы чувствуете? (Ребята читают тексты, стихотворения собственного сочинения о грозе).
– Перед нами стихотворение Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза" . Цель – выяснить, какая гроза Тютчева, как он видит мир).
– Стихотворение "Весенняя гроза" вам уже знакомо, поэтому прочитайте его самостоятельно, а затем вслух. Постарайтесь выделить в нем главное для себя, давая при чтении понять это другим. (Нужно читать весело, игриво; выделить "люблю").
– Прочитайте последнюю строфу стихотворения

Ты скажешь; ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

– Что здесь происходит? О чем речь? (Мифическое содержание, речь идет о древнегреческом громовержце Зевсе.)
– Кто такая "ветреная Геба"? Зевс? (Зевс – верховный древнегреческий бог, громовержец, символ солнечной силы, огня, бессмертия. Стрелы молний в мифе обычно держал в когтях орел Зевса. Богиня вечной юности Геба подносила орлу кубок с нектаром. )
– Обратите внимание, что меняет Тютчев в стихотворении по отношению к мифу? (Геба поила орла нектаром в мифе, а у Тютчева – "громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила".)
– Почему Тютчев так поступает? Определите очень важное отличие в творчестве Тютчева от других писателей. (Радостное миропонимание.)
– Выясним, отступление ли это от логики? Какая гроза у Тютчева? (Первая, весенняя.)
– Обратите внимание, не похоже ли на то, что мы уже читали?
– Здесь не оригинален Тютчев. Почему же именно так заканчивается стихотворение? (Пояснение из истории, мифическое объяснение природы; гроза фантастическая и объяснение ее фантастическое). Мы пришли к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий. Запишите его в тетрадь (Особенности стихотворения "Весенняя гроза": радостное мировосприятие, культурный комментарий) . Прочитайте вслух стихотворение еще раз, переставив 2 и 3 строфу (чтение стихотворения учащимися)
– Что изменилось? Как скользит взгляд поэта? (Гроза – то, что слышимо, поток воды – видимо; происходит подготовка к мифологическому образу грозы.)
– Откуда и куда проходит взгляд поэта? (Нет неба и земли, есть одно между ними пространство, в котором находится душа.)
– Перечислите звуковые образы. (Гремят раскаты молодые, птичий гам.)
– Как соотносятся звуковые образы, почему они находятся в пространстве? (Происходит перекличка, эхо: сначала гроза (на небе), а потом откликается ей то, что на земле).
– Мы с вами увидели действительно необычную грозу. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Найдите в стихотворении и прочитайте строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы. (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул).
– Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы "резвяся и играя". После "молодых раскатов" "дождик брызнул". Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто "дождик брызнул", "пыль летит". Вся картина удивительная прозрачная и светлая.
– Если бы вы эти положили на музыку, какой бы она была? Какие инструменты вы бы использовали? (Фортепиано, барабаны, тарелки). Характер? Медленная или быстрая ? Легкая или тяжелая? Лад – мажор или минор? Короткое или длинное произведение вы бы написали?
– Прослушайте музыку и определите, какая гроза: весенняя или летняя? Почему? (Звучит музыка А. Вивальди.)
– Действительно, это летняя гроза: стремительная музыка, тяжелая. Ее автором является Вивальди. Он изобразил грозу в цикле "Времена года". Какие инструменты использует автор? Какая музыка по характеру? Почему исполняется быстро? Судя по произведению, какие события происходят, что видит композитор? Чем отличается летняя гроза от весенней?
– Ф.И. Тютчев обращается тоже к летней грозе. В другом своем стихотворении "Как весел грохот летних бурь" поэт говорит совсем о другой грозе. Настроение этого стихотворения отличается от настроения "Весенней грозы". Но в то же время многое напоминает нам его (стихотворение читает учитель)

5. Социализация

Постановка проблемного вопроса:

Может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу, чтобы проверить, что самые мрачные, грозные, наполняющие душу тревогой события нашей жизни неизбежно завершаются умиротворением, душевным покоем и радостью.

а) Запишите в тетради ваше мнение по этому вопросу.
б) Выявление мнения учащихся. (Зачитывают вслух.)

Работа в группах

в) Объединение в группы с одинаковым мнением: придумать аргументы – 5 мин. Выбрать аналитиков.
г) Обсуждение и заслушивание аргументов. Подведение итогов дискуссии. (Выступление представителя от группы аналитиков).

Задание группам:

– Прочитать рассказы А.П. Чехов “Степь”, В.П. Астафьев “Летняя гроза”, А.И. Солженицын “Молния”.
– Какие чувства, какое настроение в душе каждого рассказчика вызывает гроза? Какого писателя больше интересуют события, какого – переживания, а какого – возможность подумать о жизни, о том, какие явления встречаются в ней, как они преобразуются воображением человека?

А.П. Чехов “Степь” (… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром… Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…).

Учитель. Ребята, эта глава имеет важное значение в содержании повести. В ней автор выразил гнетущую атмосферу, тягость, тоску до отчаяния не только в создании образа грозы, но и состоянии нашего героя.

– Какие контрастные краски использует писатель в описании этого природного явления? (Черный и белый цвета.)
Каково состояние героя во время грозы?
Какие метафоры использует автор в описании этого природного явления?

Вывод учащихся и учителя. Звукопись, используемая Чеховым совместно с цветовыми эпитетами делает выразительным описание грозы, заставляя нас услышать и своими глазами увидеть происходящее, почувствовать напряженность момента. Итак, цветовая гамма и пятна играют особую роль в восприятии читателя: они помогают отразить душевное состояние героя Егорушки, раскрыть его внутренний мир.

Ученик. Стихотворение “Молния” также построено на сравнении: удар молнии во время грозы сравнивается с “ударом кары-совести”. Однажды автор увидел после грозы, что “среди высочайших сосен избрала молния и не самую высокую липу – а за что? …Прошла через её живое и в себе уверенное нутро”. Дерево погибло. Рассказ об этом событии, очевидцем которого стал автор, завершается размышлением писателя о том, что удар молнии, погубивший липу, подобен удару “кары-совести”, который неизбежно настигнет человека за содеянное зло.

Учитель. Итак, стихотворения в прозе Солженицына различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными чувствами, другие – печальными, пессимистическими; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматическое, радостное и грустное. Поэтическое и прозаическое начала тесно переплетаются в каждой миниатюре Солженицына. Это своего рода лирический дневник, и во многом он созвучен рассказам К.Паустовского М. Пришвина. Познание человеком окружающего мира помогает человеку понять истинные ценности и смысл жизни человека.

6. Афиширование.

Задание группам:

А теперь попробуем обобщить понятие и полученную информацию при помощи синквейна. Это творческая работа, которая состоит из 5 строк (пятистрочная строфа) .

Синквейн учит определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах – важное умение.

Пример синквейна:

Гроза
Первая, весенняя
Гремит, надвигается, пугает
Люблю грозу в начале мая
Свежесть.

Учащиеся на основе собранной лексики создают Синквейн, записывают его на листе ватмана, вывешивают на доску. Защита синквейна.

7. Разрыв

Задание группам:

– Познакомьтесь с материалом с.120. Как он соотносится с темой урока?

Задание группам:

Работа со справочным материалом.

Гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.

9. Завершение урока.

– Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам.

В жизни можно
По-разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так:
Поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнажённое солнце достать
И подарить его людям.

– Я очень хочу, чтобы после грозы, после всех наших страхов и неудач, всегда светило СОЛНЦЕ!

10. Домашнее задание: Написать этюд на тему “Гроза”.

11. Итог урока.

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.