Изложение о царскосельском лицее. Пушкин в лицее Составление плана изложения

Цели урока: формирование навыков культуры речи, проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Задача: закрепить и повторить полученные знания по теме «Суффиксы причастий».

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. 19 октября 2007 года исполнилось 196 лет со дня открытия Царскосельского лицея – привилегированного учебного заведения для мальчиков из дворянских семей. Сегодня вы познакомитесь с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят в учебное заведение, в котором они проживут шесть лет.

После знакомства с темой и целями урока учитель читает текст изложения.

ПРИЕЗД В ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

Подробное изложение

И вот с утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. Казалось, хозяин принимает гостей. Со стуком подъезжали кареты, из которых степенно выходили подростки-мальчики в сопровождении родных. Но лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. Они приехали не в гости. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. Кто привез Александра Пушкина – неизвестно. Возможно, его дядя Василий Львович. А может быть, старинный друг семьи Пушкиных, добрейший Александр Иванович Тургенев, благодаря влиянию которого и удалось поместить двенадцатилетнего Александра во вновь открываемое учебное заведение.

Встречал приезжающих сам директор – Василий Федорович Малиновский. Было ему уже за сорок. Его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. Держался он скромно, просто, приветливо. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их ободрить, успокоить, рассеять.

«Новобранцы» прибывали по одному. Отобедали тут же, у директора. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и памятуя пословицу «Долгие проводы – лишние слезы».

Родные уехали, и воспитанники остались одни с гувернерами и инспектором.

После вечернего чая всех повели переодеваться. В несколько минут мальчики преобразились. Сброшены неказистые домашние курточки, панталоны, башмаки. На каждом синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки.

Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. Одни уже воображали себя министрами, другие сенаторами, третьи просто наслаждались своим парадным видом. Довольны были все.

(233 слова)
(М.Басина)

2. Беседа по услышанному тексту.

В какое учебное заведение прибыли мальчики-подростки?

Что вам известно о Царскосельском лицее?

Объясните лексическое значение существительного новобранцы .

Подберите синонимы к прилагательному неказистые .

Постарайтесь раскрыть значение существительных гувернер, инспектор; сенатор. (Можно воспользоваться словарем.)

Все фамилии и имена-отчества выпишите на доске.

3. Повторение темы «Написание суффиксов причастий».

Перед повторным прослушиванием текста ученики получают задание выписать из него словосочетания с причастиями, указать разряд, время причастий, выделить в них суффиксы, графически объяснить их написание (вновь открываем ое учебное заведение; в душе привезенн ых к нему мальчиков; сброшен ы неказистые курточки; блестящ ими гладкими пуговицами).

4. Составление плана изложения.

1. Оживление возле директорского дома.

2. Неизвестно, кто привез Александра Пушкина.

3. Василий Федорович Малиновский.

4. «Долгие проводы – лишние слезы».

5. Быстрое преображение «новобранцев».

5. Написание изложения.

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва

СОДЕРЖАНИЕ

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

2. ЛИЦЕЙ

3.” СОЮЗ ЛИЦЕИСТОВ”

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

А.С.Пушкин
«В началежизни школу помню я...» 1830

Когда-то на окраинеАфин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великимфилософом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе,близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицейв чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, вЦарском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только омире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницахрусской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле,Чесме, Морее

Постановление о Лицеебыло подписано Александром I , в нем констатировалось, что он учреждаетсяс «целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частямгосударственной службы». В Лицей зачислялись отличнейшие воспитанникидворянского происхождения, от 10 до 12 лет" числом не менее 20, но неболее 50. Отметим, что один из пунктов документа гласит: «Лицей в правах ипреимуществах своих совершенно равняется с российскими университетами».

Окончившие курсполучали при поступлении на службу гражданские чины от XIV до IX класса.Желающие пойти по военной стезе приравнивались к воспитанникам пажеского корпуса.Этот акт следует рассматривать в свете реформаторских веяний «днейалександровых прекрасного начала».

2.ЛИЦЕЙ

Идея открыть Лицейпринадлежит М.М.Сперанскому, твердо убежденному, что «законы без нравов немогут иметь полного действия». В трактате «О силе общего мнения»он писал: "Дух народный, если не рождается, по крайней мере, сильноускоряется действиями и податливыми началами правительства… В государствах,где существует общее мнение о предметах управления, суждения могут быть в видахсвоих весьма различны, но все они идут к одной цели, к общему добру. Там добрый закон не скользит по поверхности, но ускоряется в сердцах, и исполнениеего делается общественною потребностью ". В питомцах Лицея Сперанский хотел найти молодых проводников, задуманных им реформ государственногоустройства России.

Первоначально предполагалось, что в числевоспитанников Лицея будут великие князья Николай и Михаил. Николай родился в1796 г., Михаил - в 1798 г. Однако даже мысль об этом одобрялась далеко невсеми в августейшем семействе. Устроители ожидали, что аристократическиесемейства поместят в Лицей своих наследников. На деле оказалось все не так.Богатые дворяне предпочитали давать детям домашнее образование. Волей-неволей вакансиив привилегированном учебном заведении заполнили отпрыски служилого дворянства,быстро оценившие преимущества Лицея для будущей карьеры. При поступлениитребовалось только удостоверение о дворянском происхождении. Остальное должнабыла восполнить всепроникающая протекция. В результате лицеисты составили кудаболее демократичную среду, чем ожидалось. Семь отроков, зачисленных в Лицей,ранее учились в Благородном пансионе при Московском университете; трое (в томчисле Горчаков) - в С.Петербургской гимназии; большинство - дома. Великиекнязья в Лицей помещены не были (правда, это решилось только в самый последниймомент), что неофициально понизило статус нового учреждения. У двора уже небыло причин оказывать ему первостепенное внимание

ЦарскосельскийЛицей не был отгорожен непроницаемыми стенами от веяний времени. У истоковрусского просвещения стоял масон Новиков. Благородный пансион при Московскомуниверситете, по образцу которого строилась педагогическая системаЦарскосельского Лицея, был детищем мартинистов. Профессора-масоны былиносителями высокого религиозно-нравственного сознания. Это – в числе прочихпричин – несмотря на недостаточную продуманность и сумбурное исполнениепедагогического эксперимента, в конечном итоге определило уникальность егорезультата. В системе образования России прошлого века существовало несколькоэлитных учебных заведений, среди которых первостепенное место занималЦарскосельский лицей. Это было учебно-воспитательное заведение, приравненное куниверситету. В Царскосельском лицее получили образование известные деятелинауки, литературы, государственные и военные деятели.

Лицей был закрытымвоспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строгорегламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмогочаса нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семьчасов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеистызавтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, гдезанимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончаниикоторой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часазанятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занималисьвоспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались сотдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельскомсаду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическимиупражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны былиплавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы,способствующие эстетическому развитию - рисование, чистописание, музыка, пение- и сейчас есть в программе средней школы. Обучение в лицее разделялось на двакурса, один из которых назывался начальным, а другой окончательным. Каждыйпродолжался по три года.

На первом этапеизучались языки (русский, латинский, французский, немецкий), основы законаБожия, логики, математические, естественные, исторические науки,“первоначальные основания изящных письмен: избранные места из лучшихписателей с разбором оных… изящныеискусства… чистописание,рисование, танцы, фехтование...”. На первом этапе обучения педагогам вменялосьособое внимание уделять словесным наукам. Считалось, что “поелику словесныенауки для возраста, в котором воспитанники будут проходить курс начальный,удобовразумительнее..., то и в распределении времени приоритетом должныпользоваться предметы, относящиеся к словесным наукам, чтобы последние“составляли предпочтительное занятие воспитанника перед науками, которыеназываются точными”. Уроки словесности должны были учить воспитанников ясно илогично мыслить, прививать им вкус к изящному слову. Что же касалось уроковтанцев, пения, рисования, то они на первом этапе обучения должны былидоставлять радость и развлечение.

На втором этапеобучения упор делался на развитии рационального мышления. Это достигалось нестолько введением новых дисциплин, сколько коренным изменением содержанияпрежде изучаемых. На первый план на этом этапе выдвигались науки“нравственные”, рассказывающие об устройстве гражданского общества, правах иобязанностях гражданина, физические и математические науки.

При изучениинаук, связанных с изящными искусствами, упор делался на рассмотрении ихтеоретических основ: “словесность во втором курсе должна также приближатьсяболее к упражнениям разума, нежели памяти, и поелику круг слов, постепеннорасширяясь, наконец делается смежным со всеми рядами изящного, то в сем курсе ксловесности собственно так называемой, присоединяется познание изящного вообщев искусствах и природе, что собственно и называется эстетикою”. То есть вначале XIX века мы сталкиваемся с тем, что в общеобразовательном учебномзаведении (правда, учебном заведении совершенно особого рода) начинаетсяизучение эстетики. Причем примечательно, что европеизированные в целом правилапреподавания в лицее применительно к эстетике отходят от традиций европейскойфилософии (в частности, Канта и Гегеля) и предписывают преподавать эстетику некак философию искусства, а как “познание изящного вообще в искусствах и природе ”(курсив мой - В.Л.). Подобный подход к эстетическому впоследствии сталраспространенным в русской эстетике.

УстроителиЛицея находились под влиянием педагогических взглядов Ж.Ж.Руссо. Французскийфилософ предложил своеобразную схему периодов детского роста. Отроки отдвенадцати до пятнадцати относились им к третьему периоду детства, отпятнадцати до восемнадцати - к четвертому периоду. В третьем периоде акцентставился на «умственное» воспитание, в четвертом - на«нравственное». Легко заметить влияние руссоистской схемы как наподбор воспитанников по возрасту, так и на программу Лицея. Широкий диапазонпредметов создавал впечатление, в лучшем случае, «энциклопедизма», вхудшем - пестроты. Однако это соответствовало замыслу устроителей. Воспитанникидолжны были получить только понятие о науках, не углубляясь в их сложности.Желающий приобрести основательные знания в какой-нибудь узкой отрасли мог прижелании сделать это в университете. Человеку же, предназначенному длягосударственной службы, в первую очередь необходима была широта мышления, а неспециальные сведения. Здесь принципиальный момент, отличающий оба типа учебных заведений.Царскосельский Лицей никоим образом не был закрытым привилегированнымуниверситетом.

Налицо былсмелый замысел, но пути его реализации оставались туманными. Ю.М.Лотманиронизирует, что распорядку дня лицеистов и их форме уделялось гораздо большевнимания, чем планам учебных занятий. Лицеист Корф зло, но по-своемусправедливо вспоминает: "Нам нужны были сперва начальные учителя, адали тотчас профессоров, которые притом сами никогда нигде еще непреподавали… Нас - по крайней мере, в последние три года - надлежалоспециально подготовить к будущему нашему назначению, а вместо того до самогоконца для всех продолжался какой-то общий курс, полу гимназический и полууниверситетский, обо всем на свете… Лицей был в то время не университетом, негимназиею, не начальным училищем, а какою-то безобразною смесью всего этоговместе, и, вопреки мнению Сперанского, смею думать, что он был заведением, несоответствовавшим ни своей особенной, ни вообще какой-нибудь цели ". Ноэти слова Корфа справедливы только в определенных пределах.

В дни празднованиястолетней годовщины Лицея в 1911 г. один из его воспитанников академикК.С.Веселовский справедливо подчеркивал, отвечая на привычные обвинения вповерхностности даваемого в стенах Лицея образования, что нельзя подходить кзаслуженному и богатому традициями учреждению с мерками текущего дня. Наоборот,«если учесть уровень учебных заведений того периода, то окажется, чтоЛицей был лучшим из них». На первый взгляд, среди профессоров Лицея нет крупныхнаучных имен. Отсюда делается вывод, что глубоких знаний от своих учителейПушкин не получил. Однако Лицей и не ставил своей задачей готовитьспециалистов; он стремился создать основу для становления гармоничной личности.Кроме того, как правило, выдающиеся исследователи редко бывают хорошимипреподавателями. Профессора Лицея не выделялись учеными достижениями; но они(Малиновский, Энгельгардт, Куницын, Кошанский, Галич) оказались умелыми,вдумчивыми воспитателями. Самый известный в этом перечне - А.П.Куницын. Этим онобязан постоянным упоминаниям в стихотворениях Пушкина. Правда, его предмет(политические и нравственные науки) был далек от интересов юного поэта. Пушкинапривлекала, прежде всего, незаурядная личность профессора. Большой эффектпроизвела речь Куницына на церемонии открытия Лицея. Близкий к Сперанскомумолодой правовед, витийствуя об обязанностях гражданина и воина, взял на себясмелость ни словом не обмолвиться о присутствующем императоре. Впрочем,Александр I остался доволен. За свою речь искусный оратор был тут же на местенагражден орденом Владимира 4-й степени. Невозможно отрицать блестящийпедагогический дар Куницына и его высокий нравственный облик, но как ученый онне оставил заметного следа.

Следуетсказать, что Пушкин был настоящим питомцем Лицея. Его энциклопедическаяобразованность общеизвестна. Но только в тех областях, где он питалспецифический интерес (литература, история), его знания были по-настоящемуглубокими. Следовательно, наставники поэта исполнили свою задачу, пробудив вюноше страсть к «умственным исканиям». Почему же из одной биографиипоэта в другую переходит невысокая оценка Лицея как учебного заведения? Этоосновывается, прежде всего, на словах Пушкина из письма брату Льву (ноябрь 1824г.), в котором он проклинает «недостатки проклятого своеговоспитания», как бы перекликаясь с Корфом. Однако гораздо чаще у Пушкинаможно встретить благодарные слова, относящиеся к Лицею. Но Пушкин вынес из«царско-сельских садов» и другое «наследие юности». Это был«прекрасный союз» лицеистов, которому он был верен всю жизнь.

3.”СОЮЗ ЛИЦЕИСТОВ”

Ныне лицейскую дружбу невозможно понять, если не сделать попытку погрузиться вдуховную атмосферу начала XIX в. О. Г.Флоровский пишет: "То было времявеликих исторических переломов и переделов, исторических гроз и сотрясений,время нового некоего переселения народов… Все было вокруг точно заряженобеспокойством. Самый ритм происшествий был лихорадочным. Сбывались тогда самыенесбыточные опасения и предчувствия. Душа в недоумениях двоилась междуожиданием и страхом. Сентиментальная впечатлительность скрещивается сэсхатологическим нетерпением.… Искус этих горячечных лет был слишком труднымиспытанием для мечтательного поколения людей с таким неустойчивым и слишкомлегко возбудимым воображением. И возбуждалась какая-то апокалиптическаямнительность… Дух мечтательного отвлечения и отрешения от«внешнего» или «наружного» в христианстве сочетается в тогдашнемсамочувствии с самым несдержанным чаянием именно видимого наступления ЦарстваБожия на этой здешней земле... ". Таков духовный климат, в которомформировался «прекрасный союз.

Пафослицейской дружбы вызывал враждебность у охранительно настроенных деятелей тогопериода. Они находили, что это плоды опасных влияний. Уже в марте 1820г. едкий В.И.Каразин изливал свою желчь в письме министру внутренних дел графуВ.П.Кочубею: „Натверживание молодым людям сумасбродных книг под именемБожественной философии и пр., навязывание Библии нисколько не сделало ихлучшими, а заставляло смеяться над религией или на нее досадовать“; что жекасается лицеистов, то „все они связаны каким-то подозрительным союзом,похожим на масонство .“ Каразин полагал это следствием негодной системывоспитания. Окончательный приговор „лицейскому союзу“ вынесФ.В.Булгарин в своей записке „Нечто о Царскосельском лицее и духеоного“. Ничтоже сумняшеся, он объявил, что тон в Лицее задает мартинизм,который „первое начало либерализма и всех вольных идей“. Лицейскийдух воспринимался как законное детище религиозного вольномыслия „сектымартинистов“, основанной Н.И.Новиковым. Булгарин намечает прямую линиюпреемственности между трудами неутомимого „ревнителя российского просвещения“и системой лицейского образования: „Новикова и мартинистов забыли, нодух их пережил и, глубоко укоренившись, производил беспрестанно горькие плоды

Попыткибывшего директора Е.А.Энгельгардта реабилитировать Лицей (он опубликовал открытоеписьмо как бы в ответ на донос издателя „Северной пчелы“) успеха неимели. К его словам не пожелали прислушаться еще и потому, что, несмотря навсевозможные оговорки, он продолжал упорно отстаивать лицейскую системувоспитания. Энгельгардт пришел в Лицей в 1816г., сменив умершегоВ.Ф.Малиновского. Правящие верхи были убеждены, что именно он сделал Лицейколыбелью либерализма. Вероятно, и сам Энгельгардт косвенно чувствовал себяпричастным к формированию „лицейского союза“. Новый директор сталинициатором лицейской выпускной традиции: торжественно разбивался колокол, звуккоторого целых шесть лет призывал воспитанников в классы. Это повторялосьвплоть до закрытия Лицея в 1918 г. Осколки раздавали выпускникам, которые ихбережно хранили. Для первого „пушкинского“ выпуска Энгельгардтзаказал каждому лицеисту кольцо из осколков в форме сжатых рук, оченьнапоминающее соответствующую масонскую атрибутику. Он вообще питал большойинтерес к эзотерическому символизму. При Павле I Энгельгардт был секретарем магистраМальтийского ордена (т.е. самого императора); на заседаниях капитула он не развыручал цесаревича Александра, нетвердого в тонкостях орденского ритуала.Правительство все это прекрасно помнило. Николай I не скрывал, что он больше непотерпит в Лицее ничего подобного тому, что происходило за его стенами приЭнгельгардте

Учитываясказанное, становится ясным, что смысл, как культа лицейской дружбы, так инападок на него можно понять, лишь обращаясь к культурно-историческомуконтексту эпохи.

Естественно предположить, чтоносителями мартинизма могли быть, прежде всего, преподаватели Лицея.Действительно, из их числа масонами были: профессор немецкой словесностиФ.М.Гауеншильд и профессор российской и латинской словесности Н.Ф.Кошанский идругие.

Особоевнимание следует уделить первому директору Лицея В.Ф.Малиновскому. Младший братизвестного историка и архивиста А.Ф.Малиновского - именно он, скорее всего,явился связующим звеном между „новиковской сектой“ и „лицейскимбратством“. С первого взгляда он не оказал на юного Пушкина большоговлияния. В биографиях великого поэта Малиновский чаще всего упоминается в связис его неудачным вcтупительным словом на церемонии открытия Лицея.Невыразительное вступление директора была заслонено блестящей речью Куницына,благодаря которой последний едва переступил через порог лицея, как и дошагнулдо блистательной известности. Однако придавать этому эпизоду решающее значениеникоим образом не следует. По- видимому, Малиновский вообще не обладалораторским даром. Нельзя также забывать, что на него всей тяжестью легли трудыпо подготовке Лицея к открытию, разработке устава и учебных программ,приглашению преподавателей. Будущий директор Лицея родился в семье московскогосвященника, на которого во время следствия над Новиковым указывали как на»принадлежащего к масонству". Он учился в московском университете вэпоху активной деятельности И.П.Тургенева. Малиновский был вернымпоследователем своих учителей, ибо «война была излишнею в понятии масонов,как людей, не признававших узко национальных идей и не разделявших взгляда, чтоодно государство может явиться непримиримым врагом другого». Годом ранеев 1802 г. Малиновский (стремясь принять активное участие в реформаторскихначинаниях правительства) подал канцлеру В.П.Кочубею «Записку обосвобождении рабов», в которой обосновывал необходимость упразднения всехвидов крепостного права очевидной истиной, что свобода есть естественнаяпотребность человека; она столь же необходима ему, как воздух. Несомненно,подобных воззрений Малиновский придерживался и в своей педагогической практике.

4 . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Царскосельский Лицей не был отгорожен непроницаемыми стенами от веяний времени.«Дней александровых прекрасное начало» было противоречивой эпохой. Еедвойственность прекрасно определяется выражением «просвещенныймистицизм». Это было время, когда «свет просвещения» и«масонский свет» воспринимались как нечто аналогичное. У истоковрусского просвещения стоял масон Новиков. Благородный пансион при Московскомуниверситете, по образцу которого строилась педагогическая системаЦарскосельского Лицея, был детищем мартинистов.

Профессора-масоны- люди разных характеров и с присущими человеку недостатками - тем не менее,были носителями высокого религиозно-нравствен-ного сознания. Это - в числепрочих причин - несмотря на недостаточную продуманность и сумбурное исполнениепедагогического эксперимента, в конечном итоге определило уникальность егорезультата.

Лицейявился одним из воплощений мечтаний Новикова о том, что российское юношестворано или поздно вступит на стезю деятельного «творения добра».

5 . ЛИТЕРАТУРА

Сперанский М.М. Проекты и записки М.: Л., 1961. - С.81 2. Руденская М., Руденская С. Наставникам за благо воздадим. - Л., 1986. - С.131 . Кобеко Д. Императорский Царскосельский Лицей. - Спб., 1911. - С.272. Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. - Спб.; - С.41. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // О России и русской философской культуре. - М., 1990. - С. 57. Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. - М., 1982. - С.27.

«Странный поэт Гумилев, - говорил современнику Александр Блок. - Все люди ездят во Францию, а он в Африку. Все ходят в кепках, а он в цилиндре. У него и стихи такие же: в цилиндре». «Странный» - это еще не самое жесткое определение для Николая Степановича Гумилева, но, пожалуй, самое верное. В истории литературы его фигура накрепко связана с мифом, который гласит, что Гумилев был жертвой злокозненной судьбы. По воле рока его жизнь стала чередой испытаний: войны, опасные экспедиции, 2 попытки самоубийства и в конце расстрел за участие в заговоре. Испытания действительно были - это факт. Только судьба здесь ни при чем. Парадокс заключается в том, что Гумилев жил, как сам хотел, и все тяготы выбирал для себя совершенно сознательно. Ради подвига. Ни в Серебряный век, ни позже в русской литературе не нашлось второго такого поэта. Он был из тех, чей талант созревает поздно, и хорошие стихи начал писать только лет с 30, но готовился к ним всю предыдущую жизнь. Он действительно был уверен, что поэзии можно научиться, как учатся варить суп и тачать сапоги, и природная гениальность в этом деле - вовсе не самое главное, а нужно в первую очередь буквально поверить алгеброй гармонию, разъять стихосложение на составные части и освоить каждую из них в отдельности. Более того - он на собственном опыте доказал, что это работает. И еще более того: даже если бы Гумилев был от природы одарен гениальным стихийным даром - он все равно пошел бы по такому пути. Ради подвига. Он считал, что поэты должны управлять государствами, потому что они - самые умные люди. И объяснял это так: если человек может из миллионов слов выбрать самые гармоничные, так уж наверное он сумеет выбрать из перечня законов самый разумный! Но это еще не все: Гумилев был убежден, что поэт - это прямой наместник бога на земле, потому что может словом творить миры. И если поэт приказывает дождю «стой», у стихии один выбор - немедленно подчиниться. Эту теорию он развивал перед Честертоном во время своего недолгого пребывания в Англии, и так впечатлил последнего, что тот вывел в одном из своих рассказов персонажа, который как раз и пытался приказывать ливню. Рассказ называется «Человек, который был Четвергом». Гумилев был единственным поэтом, который воспевал радость преодоления испытаний. Счастье волевого и физического усилия, терпкую сладость подвига - но не мгновенного порыва на поле боя, нет: радость ежедневного подвига, совершаемого для преодоления себя. Он был упорен, как носорог, и работоспособен, как муравей. И постоянный труд не был для него унылой жертвой необходимости - он был вольным восторгом, чистым творчеством, таким же, как переводы или стихи. Он был как паладин - воин, исполненный радости. И его стих, закованный в граненый четырехстопный ямб, как в боевую броню, несет свет и эту самую радость, яркую и живую, как огонь. И потому Гумилева нет смысла читать, когда все хорошо. Но когда плохо - только его читать и стоит. Соловьи на кипарисах и над озером луна, Камень черный, камень белый, много выпил я вина. Мне сейчас бутылка пела громче сердца моего: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его! Виночерпия взлюбил я не сегодня, не вчера, Не вчера и не сегодня пьяный с самого утра. И хожу и похваляюсь, что узнал я торжество: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его! Я бродяга и трущобник, непутевый человек, Всё, чему я научился, всё забыл теперь навек, Ради розовой усмешки и напева одного: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его! Вот иду я по могилам, где лежат мои друзья, О любви спросить у мертвых неужели мне нельзя? И кричит из ямы череп тайну гроба своего: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его! Под луною всколыхнулись в дымном озере струи, На высоких кипарисах замолчали соловьи, Лишь один запел так громко, тот, не певший ничего: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его!

Лицей считался высшим учебным заведением. Профессора и все лицейское начальство смотрели на лицеистов как на взрослых студентов и предоставляли им полную свободу. Кто хотел учиться, тот учился, а кто не хотел, тот мог откровенно и безнаказанно предаваться лени.

Пушкин не был усердным школьником. Он охотно и даже с увлечением занимался только такими науками, которые ему были по душе. Он любил французскую, русскую словесность, историю, любил лекции профессора политических наук Куницына и пренебрегал другими.

Профессора почти единодушно отмечали его блистательное дарование и крайнее неприлежание. Особенно слаб он был в математике.

Вызвал раз его Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю». – «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Начальство поощряло литературные опыты лицеистов. Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер – лицейские поэты – объединились в кружок, издавали рукописные журналы со стихами и карикатурами.

В Лицее была огромная библиотека. В ней были те самые книги, которые принадлежали когда-то Вольтеру. Эти книги, эту «заразу умов» Александр I получил в наследство от бабки своей Екатерины II и передал Лицею. Лицеисты часто собирались в библиотеке и читали насмешливые, гневные книги Вольтера и Руссо.

В Пушкине рос дух независимости, любовь к человеку, презрение к чинам. Не о генеральских чинах, не о богатстве мечтал Пушкин в Лицее. Он мечтал быть поэтом, чтоб огненным словом своим пробуждать в сердцах подлинно человеческие чувства.

Где бы он ни был – бродил ли он в уединении по царскосельскому парку с мраморными статуями, с белыми лебедями на дремлющем пруду, гулял ли по окрестным лугам, замыкался ли в «келье» своей, сидел ли в классе, – всегда в голове его теснились рифмы и образы поэм, посланий, эпиграмм.

Пушкин не давал покоя ни бумаге, ни гусиным перьям, писал и переделывал стихи почти ежедневно. Вместе с друзьями он выпускал лицейские журналы, номер за номером, с веселыми, задорными стихами. Живой и пылкий, он серьезные занятия перемежал с проказами и шалостями, оттого воспитателям казался легкомысленным, ленивым и крайне неприлежным. Но Пушкин не был лентяем. Все существо его всегда было в непрестанном действии, голова всегда полна мыслями, а сердце – чувствами.

В 1815 году на экзамен в Лицей приехал знаменитый, уже дряхлеющий поэт Державин. Шестнадцатилетний Пушкин в его присутствии читал свои стихи «Воспоминания в Царском Селе». Когда Пушкин дошел до строк, в которых упоминалось имя Державина, голос его зазвенел и сердце забилось с упоительным восторгом. Державин был в восхищении.

После экзамена министр народного просвещения граф Разумовский устроил торжественный обед, на котором присутствовал и Державин, и отец Пушкина Сергей Львович. За обедом разговор шел о поэтическом даровании Пушкина и о воспитанниках, только что переведенных с младшего курса на старший. Граф Разумовский, обращаясь к Сергею Львовичу, сказал:

Я бы желал, однако же, образовать сына вашего к прозе.

Оставьте его поэтом! - с жаром воскликнул Державин.

Так в Лицее Пушкин получил благословение на трудный путь.

Русский язык

8 класс

План-конспект урока

Тема: Контрольное изложение текста «Могила Пушкина»

Цель:

Образовательная: проверить уровень сформировнности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков обучающихся;

Развивающая: расширить и углубить предметную компетенцию обучающихся;

Воспитательная: содействовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.

Оборудование: текст изложения, портрет А. С. Пушкина, цветная фотография могилы поэта, памятники.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

«Микрофон»

Что, по вашему мнению, означает выражение «памятник нерукотворный»?
III. Постановка учебной задачи

Мотивация учебной деятельности

Учитель Изложение – традиционная форма учебной деятельности.

Популярность изложения объясняется, прежде всего, тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему. В этом отношении изложение занимает как бы промежуточное положение между сочинением и диктантом, по отдельным позициям уступая им, но - как синтетическая форма - во многом их превосходя.

Во-первых, изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора.
Во-вторых, изложение «подталкивает» ученика к следованию образцу, к передаче структурных, композиционных и стилистических особенностей чужого текста, что, без всякого сомнения, способствует формированию определённых речевых навыков и - шире - того, что мы называем культурой речи.

IV. «Открытие нового знания»

  1. Вступительное слово учителя

Имя Александра Сергеевича Пушкина вам знакомо с раннего детства. Вы знаете многие его произведения, его биографию. Вам известно, что он родился в Москве, жил в Петербурге, был в ссылке на юге и в имении своих родителей – в селе Михайловском. Живя в Михайловском, он много и плодотворно работал.

Но знаете ли вы, где похоронен Пушкин? Его похоронили не в шумной Москве и не в великолепном Петербурге – могила Пушкина вдали от столиц, в глухой стороне, где живет простой народ, в тех местах, которые поэт очень любил, – это опсковская земля, «теплица юных дней поэта». Земля псковская неотделима от биографии Пушкина, неразрывно связана с его творчеством.

Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию Пушкин пронес в своей душе немеркнущую любовь к этим родным его сердцу местам.

Имя няни великого поэта Арины Родионовны известно практически каждому школьнику. Все знают и о том, что няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича». Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил. Няня Арина Родионовна Яковлева, по мужу Матвеева (вообще-то будущего поэта пестовали несколько нянек), не сегодня стала «историческим» лицом. Стократно был прав И. С. Аскаков, утверждая: «Этим няням и дядькам должно быть отведено почетное место в истории русской словесности». Уже при жизни своего воспитанника она приобрела достаточно широкую известность среди пушкинских друзей, которые посвящали ей стихи.

Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Неслучайно любимой няне А. С. Пушкин посвятил несколько стихотворений. В одном из них он писал:

Да еще ее помянем:

Сказки сказывать мы станем –

Мастерица ведь была

И откуда что брала…


Сам поэт в своих поризведениях создал романтический образ любимой няни. Возможно, поэтому А. Пушкин говорил: « Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
2. Чтение учителем текста изложения

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с большим душевным трепетом. Здесь хотят сохранить нетронутой каждую ветку на старой липе, здесь нельзя сдвинуть, даже чуть-чуть, старую скамью или убрать поросший мхом валун, здесь стоит какая-то особенная тишина,которую боятся спугнуть громким голосом, криком.

Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от биографии А. С. Пушкина и овеянная его поэтическим гением.

Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена (последнего пушкинского клена в Михайловском), среди густых кустов сирени, акаций и жасмина. Кое-где увитых зеленым хмелем, стоит маленький зеленый флигелёк. Флигелёк этот был построен еще Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце 18 века одновременно с большим господским домом. В нем помещались баня и светёлка. В баньке Пушкин принимал ванну, когда снаступлением холодов он не мог купаться в Сороти. При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна.

Пушкин в светлицу няни приходил, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у бога за пазухой, сюда он шёл отдохнуть, послушать её чудесные сказки. Здесь было всё простое, русское, деревенское, уютное… Старинные сундуки, лавки, в красном углу, «под святыми», стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено… В углу – русская печь с лежанкой, пучками душистых трав. Напротив печи на полке – медный самовар, дорожный погребец, глиняные бутылки для домашних наливок. На комоде - заветный ларец няни.

Шкатулка эта прямоугольной формы, дубовая, с отделкой из вишневого дерева, с откидной крышкой, в центре которой – небольшое, ныне заделанное отверстие «для копилки». Ларец закрывался на замок, сохранность его довольно хорошая.

Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны, дошедшая до наших дней.

Эту шкатулку Арина Родионовна подарила поэту Языкову,посетившему Пушкина летом 1826 года. Языков хранил в ней свои сувениры из Тригорского, письма к нему Пушкина и подаренный ему поэтом автограф стихов «У лукоморья дуб зелёный…». Спустя много-много лет потомок Языкова передал эту реликвию в Михайловское.

3.Частичный лингвистический анализ текста

Найдите осложненные предложения. Укажите, чем они осложнены.

Определите, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения; объясните знаки препинания при них.

Какие слова и словосочетания явлются ключевыми для понимания основной мысли прочитанного текста?

Прокомментируйте пунктограммы в простых предложениях (тире в неполных предложениях, пунктуация при однородных членах, вводных компонентах).

4.Частичный стилистический анализ текста

Дать общую характеристику текста (тип и стиль речи, тема, идея).

Комментарий-подсказка. Данный текст относится к описанию, так как автор описывает флигелёк Осипа Ганнибала, в котором жила Арина Родионовна. Для этого типа речи характерно использование прилагательных (старинные, русские, домотканые). Композиция этого текста соответствует структуре описания. Сначала автор даёт общее представление о флигельке, затем подробное описание внутреннего убранства (старинныесундуки, лавки, стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено).

Этот текст относится к художественному стилю. Его цель – вызвать чувсво уважения к памяти, связанной с именем Пушкина. Текст имеет характерные для этого стиля особенности:

  1. употребление слов в переносном значении (как у Христа за пазухой), эпитетов (жужжащее веретено, заветный ларец);
  2. морфологические – все многооооообразие морфологических норм: няня (существительное), деревенское (прилагательное), стоит (глагол), одиноко (наречие);
  3. синтаксические – автор воздействует на слушателя через ряд однородных членов предложений (здесь было всё простое, русское, деревенское, уютное) также повествовательными предложениями (При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна) и неполными предложениями (В углу – русская печь с лежанкой);
  4. текстовые – небольшие по объёму предложения (На комоде - заветный ларец няни).

Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: какие размышления вызывает у вас данный текст?

Передайте на письме содержание отрывка близко к тексту.

  1. Ознакомление с памятками «Как писать изложение», «Как составить простой план текста изложения», «Как работать над черновиком изложения и сочинения» (в парах)

Памятка №1 «Как писать изложение»

  1. Внимательно прослушайте текст.
  2. Сформулируйте основную мысль текста.
  3. Определите, к какому типу речи относится текст.
  4. Разделите текст на композиционные и смысловые части или составьте план.
  5. Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении.
  6. Прослушайте текст снова.
  7. Напишите первый вариант (черновик) изложения.
  8. Внимательно проверьте черновой вариант, устраните речевые недочёты.
  9. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.

Словарная работа

План – опорная схема. Состоит из опор-слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку.

Памятка №2 «Как составлять простой план»

  1. Внимательно прослушайте читаемый учителем текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  4. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  5. Послушайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  6. Проверьте, можно ли, руководсвуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст..
  7. Запишите план.

Требования к плану:

  1. план должен полностью охватывать содержание текста;
  2. в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться похожие формулировки.

Памятка №3 «Как работать над черновиком изложения и сочинения»

  1. Читая черновик молча, определите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
  2. Прочитайте черновик: нет ли в нем речевых ошибок и недочетов. Устраните их.
  3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.
  1. Коллективная работа над составлением плана контрольного изложения

Примерный план

  1. Уголок на псковской земле.
  2. Деревянный флигелёк в Михайловском.
  3. В светлице у няни – «как у бога за пазухой».
  4. Обстановка в светлице.
  5. Заветный ларец у няни.
  6. «Михайловская реликвия».
  7. Повторное чтение текста учителем. Написание изложения

V. Домашнее задание

Повторить теоретический материал по теме «Однородные члены предложения».