Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Сложное предложение с несколькими придаточными Я увидел что звезды стали туманиться

9/ № дата:

Тема: Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными».

Цели: организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными; организовать деятельность обучающихся по применению знаний о СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи: совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме; учить опознавать СПП с несколькими придаточными в тексте и определять способы подчинения в них; формировать умение строить СПП с несколькими придаточными; обогащение речевой практики учащихся на основе использования синтаксической конструкции СПП с несколькими придаточными.

Ход урока:

    Организационный момент

Перед вами громада- русский язык!

Наслажденье глубокое зовет вас,

Наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и

изловить чудные законы его.

Н.В.Гоголь

В словах великого писателя особо подчеркнуты 4 слова. Как вы думаете, какие?

Почему выделили эти слова? (научившись погружаться в язык, приходим к пониманию законов, правил, системы)

Когда приходит желание «изловить» законы языка? ( когда научимся чувствовать язык; понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут).

Сделаем вывод из этого высказывания: через постижение красоты языка, его богатства приходим к грамотной устной и письменной речи.

    Актуализация изученного.

Устная работа с карточкой

- Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.

    Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.

    Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.

    Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.

3. Целеполагание.

Почему третье предложение не соответствует ни одной из схем?

Как вы думаете, для чего включено в задание это предложение? (

Чтобы вы хотели узнать по данной теме?

Где проверяется знание этой темы? (ОГЭ)

Задача выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.

4. Первичное изучение темы

Вернемся к предложениям, которые соотносили со схемами. Согласны ли вы с первым высказыванием?

Знания станут по-настоящему нашим достоянием только тогда, когда будут добыты самостоятельно. Поэтому изучать новую тему вы будете самостоятельно.

Работа в группах

У вас есть листы самостоятельной работы.

1 ряд – 1 способ анализирует; 2 ряд – 2 способ; 3 ряд- 3 способ.

Задача: выявить особенности подчинения в СПП с несколькими придаточными.

Что вам нужно делать, для решения этой задачи?

1) проанализировать предложение;

2) составить схему предложения;

3) восстановить теорию, заполнив пробелы.

У меня карточки с реальными названиями способов подчинения. Распределите их в соответствии с составленными схемами на доске.

Работа с учебником. Теперь обратимся к теории учебника и посмотрим, удалось ли вам самостоятельно решить поставленную задачу

Вернемся к «лишнему» предложению из первого задания. Запишем его и определим способ подчинения.

Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.

5. Закрепление изучаемого

Конструирование предложений

Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.

    Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).

    Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).

Задание «Синтаксическое лото».

Предложение

Тип подчинения

Тренинг ОГЭ.

    Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.

    (1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Пар. 28, упр. 169-170

Закончите предложение: Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что….

Предложение

Тип подчинения

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.

4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Предложение

Тип подчинения

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.

4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными предложениями бывают двух основных типов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному; 2) первое придаточное присоединяется к главному, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному, могут быть однородными и параллельными (неоднородными).

1. Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными .

Если соподчинённые предложения соединяются сочинительными союзами, то запятая между ними ставится по тем же правилам, что и при однородных членах: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (П.) При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны одиночным союзом и , перед которым запятая не ставится:

Если же однородные придаточные не соединяются сочинительным союзом, между ними ставится запятая: Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. (Ч.) При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними стоит запятая:

Если однородных придаточных несколько, то знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и при однородных членах, ср.: Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны. При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) придаточных (времени); перед каждым придаточным стоит союз и ; перед вторым союзом и поставлена запятая:

Если при главном предложении имеются два однородных придаточных (определительные), которые очень распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

2. При главном предложении могут быть неоднородные придаточные , которые имеют разные значения, например: Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) При главном предложении находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением :

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, в которых придаточные предложения образуют цепь : первое относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т.д. Такая связь предложений называется последовательным подчинением , например: Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. (Т.)

Придаточное 1-й степени - придаточное времени; придаточное 2-й степени - придаточное определительное.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза, например: Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. При главном предложении имеется изъяснительное предложение, а при нём - придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного:

Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так , например: 1) Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать; 2) Брат строго сказал Алёше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить своё обещание.

III. Имеются такие сложноподчинённые предложения, в которых указанные виды предложений комбинируются, например: В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. (Пол.)

471. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений. (Л. Т.) 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колёс чтобы они ехали. (Л. Т.) 3) После экзамена нам с отцом тотчас же сказали что я принят и что мне даётся отпуск до первого сентября. (Бун.) 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. (К. С.) 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. (Купр.) 6) Когда их [рыбаков] работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой. (Купр.)) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. (Купр.) 8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 9) Сажая деревца и тем я веселюсь что если от него сам тени не дождусь то внук мой некогда той тенью насладится. (Кр.)

472. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы сложных предложений.

1) Будьте настойчивы упорны но не упрямы... Помните что на свете есть много умных людей которые могут заметить у вас ошибки и если они правы не стесняйтесь согласиться с ними. (Обр.) 2) Опыт подтверждает что добрые чувства должны уходить корнями в детство а человечность доброта ласка доброжелательность рождаются в труде заботах волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства эмоциональная культура это средоточие человечности. (Сухомл.) 3) Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы не потерять чувство этого языка нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой из-под куста лещины. (Пауст.)

473. Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчинённое и запишите его.

Образец. Природа - могучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение (хотя, потому что ). - Хотя природа - могучий источник воспитания человека, с познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений, потому что только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение.

1) Человеку в учении всё даётся легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни (если..., если..., который... ). 2) Чтение - один из источников мышления и умственного развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни (так как..., чтобы... ). 3) Надо усвоить одну простую истину. Мы живём в особую эпоху. Без прочных научных знаний невозможно активное участие в общественной жизни (что..., когда... ). 4) Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым (так что..., ибо... ).

474. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Составьте схемы 1-6-го предложений.

1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец ежели Андрей уедет не помирившись с ним. (Л. Т.) 2) Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно поддавшись внезапно пришедшей им фантазии. (Т.) 3) Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге что не совсем нравилось хозяйке как она ни толковала о том что для неё предрассудков не существует. (Т.) 4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чём у них теперь идёт разговор. (Пришв.) 5) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало ещё больше жаль парня. (М. Г.) 6) И вдруг на гребне этого холма в той точке где как бы кончалась езженая дорога возникло тёмное пятно которое быстро стало вытягиваться навстречу в виде тёмной узкой ленточки. (Ф.) 7) Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.) 8) Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее уснёшь тем скорее наступит утро. (Ч.) 9) Я люблю эту бедную природу может быть потому что какова она ни есть она всё-таки принадлежит мне. (С.-Щ.) 10) Пойми что если бы ты писал так рассказы как пишешь письма то давно бы уже был великим большущим человеком... Думаю что если не поленишься напишешь недурно. (Ч.)

475. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы 1-4-го предложений.

1) Теперь когда его нет особенно мучительно чувствуешь как драгоценно было каждое его слово улыбка движение взгляд в которых св..тилась его прекрасная избр..ная аристократическая душа. 2) Антон Павлович (не)любил и (не)много сердился когда ему говорили что его дача слишком мало защищена от пыли летящей (с)верху с шоссе и что сад плохо снабж..н водою. 3) Как часто должно быть думал он о будущем счасти.. человечества когда по утрам один молчаливо подрез..вал свои розы ещё влажные от росы или внимательно осматривал ран..ный ветром молодой побег. 4) С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще с которыми он сталкивался слуги разносчики носильщики странники почтальоны. 5) В хорошие тёплые утра его можно было вид..ть на скамейк.. за домом в самом укромн..м месте дачи где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 6) Но надо было вид. .ть Чехова в иные минуты увы столь редкие в последние годы когда им овл..девало веселье и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и покачиваясь взад и вперёд на кресле разражался мил..м искрен..м и глубоким смехом. (А. Куприн)

Цели:

  • Обучающие : углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
  • Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
  • Воспитывающие : продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Установка урока: организация учебного процесса с целью обеспечения достижения всеми учащимися базового уровня по теме, создание условий для усвоения материала на более высоком уровне для определенной группы учащихся.

Оформление к уроку: плакат "Изучаем сложноподчиненное предложение" (определены задачи, практические навыки при изучении темы); дидактический материал - карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация учащихся на урок. Цели и задачи урока; оформление записей в рабочей тетради.

Слово учителя:

Мы продолжаем изучать тему "Сложноподчиненное предложение". Задачи урока: углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Практически по этой большой теме мы работали на предыдущих уроках, дома вы отработали теоретический материал по теме (209, Учебник В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория. 5-9класс" - Просвещение, М. 2005)

Итак, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, характер подчинения, виды подчинения; отрабатываем практические навыки и умения слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; попутно повторим материал по анализу, синтаксической характеристике сложного предложения.

2. Реализация домашнего задания. Уплотненный опрос:

а) 4 ученика работают с карточками индивидуального задания у доски(карточки № 1, 2, 3, 4 - <Приложение 1 >)

б) Класс работает в парах. Задание: опрос - проговаривание изученного теоретического материала по теме урока (Параграф 209 учебного пособия), чертят, объясняют графические схемы сложноподчиненного предложения с разными типами подчинения.

Контроль осуществляется учащимися, оценки дети выставляют друг другу, затем передают листочки с оценками учителю. Учитель контролирует опрос, затем обращает внимание учащихся класса на доску - схемы предложений карточки № 2.

Проверим себя, умеем ли мы на слух определить вид подчинения, структуру предложения, вид придаточного; примеры карточек № 1, 3, 4.

Выводы по проверке домашнего задания и повторению готовят учащихся к следующему виду работы.

3. Графический диктант.

1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)

4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.

Контроль этого вида работы: на оборотной стороне доски заранее начерчены схемы продиктованных предложений. Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.

Подводится итог работы:

Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с текстом. Работаем в двух группах. На столах учащихся заранее разложены карточки с текстом и заданием к нему (Вариант "А" и "Б").

4. Работа с текстом (Вариант "А" и "Б" - <Приложение 2 >).

  • Задания № 1, 2, 3 выполняются устно.
  • Задание № 4 - письменно.

Контроль: по окончании выполнения работы, заслушиваем ответы учащихся группы "А", затем группы "Б"

Выводы по работе, связанной с анализом текстов (комплексный анализ текста). Особо подчеркиваем выводы по материалу, изучаемому на уроке - сложноподчиненное предложение с несколькими видами придаточных.

5. Следующий вид работы связан с умением пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, умением их конструировать; при этом отрабатывается навык в умении ставить знаки препинания, выделять смысловые части предложений, выразительно их читать.

Итак, развитие речи. Работаем в группах № 1, 2, 3. Находим карточки-задания "Развитие речи" <Приложение 3 >. По окончании работы с карточкой заслушиваем ответы учащихся из групп. Учитель обязательно обращает внимание детей на смысловую сторону текста в любом виде работы по теме.

Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что сложноподчиненные предложения используются в рассуждении в текстах публицистического характера.

6. Самостоятельная работа с текстом в двух вариантах (карточки-задания для самостоятельной работы и домашнего задания - варианты "А" и "Б" - <Приложение 4 >)

Предлагается, выполняя самостоятельную работу по тексту, понаблюдать за использованием сложных предложений в художественном стиле речи.

Учащиеся, не закончившие работу на уроке, берут ее в качестве домашнего задания, сдают на следующий урок.

7. Итоги урока. Учащиеся подводят итоги урока, говорят, что нового узнали они на уроке, чему научились.

Учитель обобщает выводы, комментирует оценки, выставленные за урок (оценки получили все учащиеся за теоретический материал и практическую работу, за самостоятельную работу - после проверки ее на следующем уроке)

Цели:

Обучающие:

  1. Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;
  2. Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;

Развивающие:

  1. Совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;

Воспитывающие:

  1. Продолжить формирование привычки к труду, самостоятельной работе;
  2. Развивать умение самооценки.

Тип урока – урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Средства обучения:

Информационные: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, табель оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме».

Цели:

Обучающие:

  1. Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;
  2. Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;

Развивающие:

  1. Совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;

Воспитывающие:

  1. Продолжить формирование привычки к труду, самостоятельной работе;
  2. Развивать умение самооценки.

Тип урока – урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Средства обучения:

Информационные: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, табель оценки.

Этапы:

  1. Входной контроль знаний. Упражнение на избирательность. Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными

Утверждения

В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны

Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним

СПП состоит только из двух простых предложений

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями

При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному

Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или или , запятая между ними не ставится

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением

Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное

При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению

При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению

  1. Актуализация знаний.

Рассмотрите схемы, какую информацию можно получить из схем?

Сформулируйте тему и цель урока. Проверка сразу после выполнения. В табель самооценки вносятся баллы.

1 , (потому что …), (что …).

Когда? Каких?

2 (когда …), , (которых …).

Зачем? Зачем?

3 , (что …), (что …).

Ответьте на вопросы пользуясь подсказками:

1. СПП с подчинением. Вопрос задается от предложения к придаточному, от придаточного предложения ко

Придаточному.

2. СПП с подчинением. Все придаточные относятся к предложению, но значения придаточных

3. . СПП с подчинением. Все придаточные относятся к предложению, но значения придаточных

  1. Закрепление:

Задание 1. «Синтаксическое лото».

Предложение

Схема

Тип подчинения

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.

4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Что?

  1. , (как …), (как …).

Когда? Что?

  1. (Когда …), , (что …).

Что? Куда?

  1. , (как …), (где …).

Как? Какого?

  1. , (как …), и (как …), (которого …).

Задание 2. Конструирование предложений.

Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.

  1. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).
  2. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).

СПП

Схема

Тип подчинения

4.Домашнее задание (на выбор по степени сложности - разноуровневое).

I уровень. Определите в СПП тип подчинения (знаки расставлены).

  1. Когда сани с Пущиным влетели в ворота Михайловского, Пушкин выскочил на крыльцо босиком, чтобы обнять лицейского друга.
  2. Ждала Татьяна с нетерпеньем, чтоб трепет сердца в ней затих, чтоб прошло ланит пыланье.
  3. Пушкин хотел поехать в деревню, чтобы заняться литературой, которая составляла для него главный смысл жизни.

II уровень . Расставить знаки препинания в СПП. Начертить схему предложения, определить тип подчинения.

  1. Первая встреча Пушкина с Николаем I состоялась 8 сентября 1826 года в Кремле куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки в которой он пробыл 2 года.
  2. Пушкин знал что в делах почти всех осужденных декабристов находили его стихи что эти стихи были широко распространены.
  3. Когда Пушкину стала грозить ссылка в Сибирь отец поэта обратился за помощью к Жуковскому который имел влияние при дворе.
Памятка 1

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными различаются следующие виды подчинения:
а) СПП с последовательным подчинением:

По возвращении домой Пьеру казалось , что он приехал из дальнего путешествия, где он провел десятки лет. (Л.Т.)
В предложении с последовательным подчинением придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному, второе – к первому придаточному, третье – ко второму и т.д.
б) СПП с однородным соподчинением:
Я увидел , как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада . (А.П.Чехов.)
В предложении с однородным соподчинением придаточные – одноименные, относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению.
в) СПП с параллельным подчинением (с неоднородным соподчинением):
В предложении с параллельным подчинением придаточные разноименные или относятся к разным членам главного предложения.
1 . Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых и вспомнил , как неделю назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник.

(А.П.Чехов.)
В предложении придаточные предложения разноименные:

1-е придаточное - времени, 2-е придаточное – изъяснительное.
2 . Смотритель осведомился , куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади ожидали его уже четвертые сутки. (П.)
В предложении придаточные одного типа (изъяснительные), но они относятся к разным членам главного предложения.
г) cпп с подчинением комбинированного (смешанного) типа:

Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители говорили , что , напротив, в С. очень хорошо , что в С. есть библиотека , театр , клуб , что , наконец, есть умные, интересные, приятные семьи , с которыми можно завести знакомства . (А.П.Чехов.)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Образец разбора:
Когда экипаж въехал во двор (2), господин был встречен трактирным слугою, живым и вертлявым до такой степени (1), что нельзя было рассмотреть (3), какое у него было лицо (4). (Н.В.Гоголь.)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное,

Состоит из 4-х частей: главное предложение (1) и придаточные (2,3,4).

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1
-Расставьте пропущенные знаки препинания.

Подчеркните грамматическую основу предложения.

Составьте схемы предложений. (см. образец выше)


    1. Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (Пауст.)

    1. Мальчики оделись и пошли в столовую где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка что запотели окна. (А.Н.Т.)

    1. На снежном обрыве где желтели пятна и полосы от золы которую сегодня выгребли из печек двигались маленькие фигурки. (А.Н.Т.) (главное предложение разорвано! )

    1. Он рассказывает как жилось прежде здорово, весело и интересно какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе. (Ч.)

    1. По возвращении Пьеру казалось что он приехал из какого-то дальнего путешествия где он провел десятки лет. (Л.Т.)

    1. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса.

    1. Едва увидел он массу воды как в голове его уже утвердилась мысль что у него будет свое собственное море. (С.-Щ.)

    1. Сам он не помнил как бежал лесом как попал в село и как добрался до своей родной хаты. (Купр.)

    1. Только трус у которого больше страха перед смертью чем достоинства может утешать себя тем что тело его будет со временем жить в траве в камне в жабе. (Ч.) (главное предложение разорвано! )
СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ.
Образец разбора


    1. Анна Михайловна поспешными шагами шла по слабо освещенной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера (1) , который хотя и не понимал (2) , для чего ему надо было идти к графу (3) и зачем ему надо было идти по задней лестнице (4) , но , судя по уверенности и поспешности Анны Павловны, решил про себя (2) , что это было необходимо (5).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из главного и 4-х придаточных предложений.
1-е предложение: главное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством.
2-е предложение : придаточное определительное, связано с 1-ым предложением союзным словом который , двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством образа действия.
3-е предложение : придаточное изъяснительное, присоединяется союзным словом с предлогом для чего , односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложнено.
4-е предложение : придаточное изъяснительное, присоединяется союзным словом зачем, однородно 3-ему, односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложнено.
5-е предложение : придаточное изъяснительное, присоединяется союзом что, двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2
Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений. Составьте схемы предложений (см. образец разбора выше)


  1. По сведениям полученным вчера по звукам колес и шагов слышанным ночью на
аванпостах по беспорядочности движения русских колонн по всем предположениям он ясно видел что союзники считали его далеко впереди себя что колонны двигавшиеся близ Працена составляли центр русской армии и что центр уже достаточно ослаблен чтобы успешно атаковать его (5). (Л.Н.Толстой.)

3. Соединенный так нечаянно с милой девушкой о которой еще утром я так мучительно беспокоился я не верил самому себе и воображал что всё со мною случившееся было пустое сновидение.

Типы текста и стили речи

Типы текста:



  1. Описание (Какой?)

  2. Рассуждение (Почему?)
Стили речи:

План характеристики стиля

Разговорный стиль

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Цель высказыва-ния

Общение, обмен мыслями









Сфера применения

- в устной речи

-в письменной речи


Дружеские письма, послания

Уроки, лекции, доклады

Законы, документы, объявления

Статьи в газетах, журналах

Типы текста и стили речи

Типы текста:


  1. Повествование (Что происходит? Что произошло?)

  2. Описание (Какой?)

  3. Рассуждение (Почему?)
Стили речи:

План характеристики стиля

Разговорный стиль

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Цель высказыва-ния

Общение, обмен мыслями

Сообщение, передача научной информации

Сообщение, передача деловой информации

Воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на слушателей или читателей произведения

Сфера применения

- в устной речи

-в письменной речи

Беседа в кругу близких людей, в не-официальной обстановке
Дружеские письма, послания

Уроки, лекции, доклады

Учебник, словарь, эн-циклопедия, научные и научно-популярные книги

Объявления по радио, телевидению

Законы, документы, объявления

Выступления на митингах, собраниях, съездах

Статьи в газетах, журналах

Произведения устного народного творчества

Произведения художественной литературы

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

Кто это? – спросил я.

Коростель, его ещё дергачом зовут, - ответил Пётр Иванович…

А какой же он с виду? – спросил я.

Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).


  • Задание:

  • определить тип и стиль речи,

  • определить вид предложений,


Директору управления

Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера.


  • Задание:

  • определить тип и стиль речи,

  • определить вид предложений,

  • найти СПП, определить их вид,

  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

  • Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

  • (Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

  • Задание:

  • определить тип и стиль речи,

  • определить вид предложений,

  • найти СПП, определить их вид,

  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

    • Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

    • (Л. Н. Толстой)

    • Задание:

    • определить тип и стиль речи,

    • определить вид предложений,

    • найти СПП, определить их вид,

    • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
    Нужны ли современному человеку стихи?

    Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.


    • Задание:

    • определить тип и стиль речи,

    • определить вид предложений,

    • найти СПП, определить их вид,

    • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

    Эксперимент 1


    Эксперимент 2


    Эксперимент 3

    Предложения для экспериментальной работы

    Эксперимент 1

    1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).
    Эксперимент 2

    1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).
    Эксперимент 3

    1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

    Предложения для экспериментальной работы

    Эксперимент 1

    1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).
    Эксперимент 2

    1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).
    Эксперимент 3

    1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).