Всероссийское родительское собрание провела министр образования ольга васильева. «Просвещение» министра Ольги Васильевой Ольга васильева о высшем образовании

Имя будущего министра образования стало известно ФедералПресс. Это Елена Шмелева, руководитель Центра для одаренных детей «Сириус», утверждают источники агентства в Минобрнауки и РАН. Ведомству, отвечающему за народное просвещение, по-видимому, предстоит путь реформ. Кто и почему двигает Шмелеву на министерский пост и какое место подготовлено действующему министру – в нашем материале.

На пороге реформ

Елена Шмелева приобрела широкую известность в начале этого года, когда стала не просто доверенным лицом Владимира Путина на выборах президента, а сопредседателем его предвыборного штаба. До этого ее знали только как руководителя сочинского центра для одаренных детей «Сириус».

Как отмечают наши источники, у Шмелевой уже есть на руках несколько проектов развития отечественного образования, в том числе школьного. В планах – открытие центров для одаренных детей по всей стране, развитие инклюзивного образования, которое противопоставляет себя принципу единых стандартов. И в этом смысле Шмелева – идеологический противник действующего министра образования Ольги Васильевой .

Потенциальная сменщица Васильевой выглядит на ее фоне более прогрессивной. Ее опыт работы с одаренными детьми в «Сириусе» лежит в общей плоскости с молодежной политикой Кремля в последние месяцы. В тренде этой политики – отбор самых талантливых представителей молодежи и их интеграция в систему государственной власти. О послужном списке Шмелевой написано немало.

Также существует версия, что после инаугурации президента Минобрнауки разделится на два ведомства: Министерство образования и Министерство науки и высоких технологий. Согласно этой теории, Шмелева возглавит первое.

Who is Елена Шмелева?

Если приглядеться к биографии Шмелевой, многое встанет на свои места. Ее близость к Владимиру Путину слишком явна. Она училась в том же университете (СПБГу), что и президент. Закончила социологический факультет в 1995 году. Одним из ее преподавателей и кураторов был легендарный политтехнолог Дмитрий Гавра , который бок о бок работал с Владимиром Путиным в команде Анатолия Собчака в начале 90-х. Ходят слухи, что Гавра до сих пор консультирует Шмелеву.

Но этим не ограничиваются связи Шмелевой и Путина. Фактическим основателем фонда «Талант и успех», который учредил образовательный центр «Сириус», является виолончелист Сергей Ролдугин – один из ближайших друзей президента. Напомним, что «Сириус» Шмелева возглавила в 2015 году. Так что Елена и Шмелева и Владимир Путин – давние знакомые, и в этом смысле ее приход на Министерское кресло логичен.

Кресло раздора

Только вот справится ли она с новыми полномочиями? Ведь кресло Министра образования в России за последние годы стало «расстрельным». Если Васильева действительно уйдет, то, получается, она продержалась на своем посту меньше двух лет, а ее предшественник Дмитрий Ливанов не многим больше – четыре года.

Минобрнауки – одно из ведомств, за которое идет постоянная борьба между башнями Кремля. Это борьба не за контроль финансовых потоков, хотя Минобрнауки контролирует достаточно приличные бюджеты. Первая причина – политическая, считает директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин .

«Ливанов представлял ту же группу, что и Фурсенко, поэтому можно сказать, что либеральных клан в образовании определял политику больше 10 лет. Когда Васильева начала делать первые шаги в смене политики, группы, которые форсировали Минобр, захотели вернуть это ведомство под свой контроль», – отмечает политолог.

Эксперты считают, что из-за близости к Владимиру Путину Шмелева может стать компромиссной фигурой для федеральных игроков, борющихся за власть в министерстве. А ее имидж может прийтись по духу протестным группам населения, которых не устраивает нынешняя система образования в России.

«Этап реформ в российском образовании завершился ЕГЭ, которым практически все недовольны, поскольку его формат предполагает обучение исполнителей, а не творчески, нестандартно мыслящих личностей. Общество ожидает, что такой механический подход к обучению с огромным набором ненужной вариативности будет скорректирован. И в такой ситуации позитивный имидж Шмелевой более уместен, чем консервативный имидж Ольги Васильевой», - считает эксперт Института кризиса Александр Асадчий .

Неудачи Васильевой

Васильева, действительно, будучи весьма консервативным министром, хотела проводить непопулярные реформы, которые не устраивали ряд федеральных игроков. Речь идет о введении единых учебников по ряду предметов: русский язык, литература, история и т.д. Васильевой противостояла вице-премьер Ольга Голодец, которая в начале этого года подвергла критике инициативы Министерства образования.

Велика вероятность, что Ольга Васильева уйдет с поста министра на позицию советника президента по делам религиозных конфессий. По данным наших источников, она является креатурой духовника Владимира Путина, епископа Тихона . Васильева – автор ряда теологических работ. Она никогда не скрывала свою религиозность, чем вызвала отторжение у более либеральных членов правительства.

Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев

. Что хотите изменить, что оставить?

У каждого человека есть в жизни приоритеты. У меня они тоже есть. Первый приоритет моей новый работы - это учитель, его служение, его миссия. От него зависит всё. Второй приоритет - это вместе с учительским сообществом, с общественными организациями профессиональными, с родителями, безусловно, осмыслить всё, что сделано в сфере образования в начале 21-го века и раньше, взять лучшее и двигаться вперёд. Вот два приоритета, которые будут определять первое направление работы.

- А что будет с ЕГЭ? У меня мама учитель, она переживает.

Вы знаете, всё, что касается вопросов тактических, мы обсудим чуть позже. А ваша мама как относится к ЕГЭ ?

- Она в начальных классах преподаёт.

Но она, наверно, тоже размышляет об этом экзамене?

Да, она волнуется за будущее своих учеников. Относится консервативно, придерживается скорее прежнего варианта - устной сдачи экзаменов. Но говорит, что с другой стороны - ЕГЭ можно поступить в любой университет.

Именно. Если человек прикладывает усилия, то здесь создаются новые и большие возможности. Ваша мама права.

- Ольга Юрьевна, ни в одном справочнике в вашей биографии не указано, в каком городе вы родились.

Давайте это останется маленькой тайной. Я совершенно не могу понять, зачем это нужно знать. Моя жизнь прошла в Москве . Вот если вы узнаете, где я родилась, что вам это даст?

- Возможно, вы прошли большой и упорный путь в столицу...

Это не так. Я в Москве. К счастью, или несчастью.

- Ольга Юрьевна, а как вы узнали о своём назначении? Какие эмоции испытали?

В отношение эмоций - божествование*, если вы понимаете. Божествование того, что ты делаешь.

КСТАТИ

*Мы попросили протоиерея Александра Абрамова, первого заместителя отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата , объяснить значение слова «божествование». Вот что он нам ответил:

Я не знаю, что точно имелла в виду Ольга Юрьевна, но могу предположить. Думаю, она полагала, что сбывается Божья Воля, которая не от её желания, ни от желания других физических лиц не зависит. А то, что должно было свершиться, свершилось.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Извините за «божествование»

В «Комсомольской правде» вышло моё оперативное интервью с новым министром образования Ольгой Васильевой . Запись разговора производилась на встроенный в телефон диктофон. Расшифровывая ответ на вопрос «Как вы узнали о своём назначении? Какие эмоции испытали?» из-за качества связи я неверно передал её слова. Вместо «долженствование» (необходимость того, что должно свершиться) указал «божествование». Подстраховавшись комментарием эксперта, объяснившего возможное значение термина, текст отправили в печать ()

ВОПРОС ДНЯ

Чего вы ждете от нового главы Минобра?

Виталий МИЛОНОВ, депутат Заксобрания Петербурга:

Надо помнить, что образование - это не только обучение, но и воспитание. Нельзя превращать детей в аналог китайского планшета с плохой производительностью, но большой памятью. Надо, чтобы дети помнили, что есть Родина, любовь и совесть.

Николай КАЛМЫКОВ, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС:

Жду укрепления связи образования с реальными запросами рынка труда. Сейчас нет системной работы с профориентацией молодежи. Вузы не несут никакой ответственности за тех, кого выпускают. Образование и наука должны быть главными источниками социальных лифтов и прорывов для развития страны.

Андрей ДОБРЫНИН, председатель Тюменского областного родительского комитета:

Ливанов - откровенный идейный западник. В последнее время у нас воспитывали космополитов. Надеюсь, новый министр понимает, что детей надо больше учить основам знания родной страны. Чтобы каждый ребенок понимал, что мы в первую очередь русские, россияне. И, конечно, надо сохранить традицию общероссийских родительских собраний.

Татьяна КОВАЛЬКОВА, начальник управления образования, город Владимир:

Больше всего надеюсь, что министр будет хорошо осведомлен о низовых проблемах школ и вузов. Глобальную модернизацию сделали, нужно ее теперь усовершенствовать. Чтобы было как с дорогами - раньше говорили, что у нас их нет, а сейчас даже внутри дворов тротуары.

Егор ХОЛМОГОРОВ, философ, публицист:

Прежде всего жду заботы об учителе! Чтобы педагог не ушел в бизнес. Надеюсь, Васильева - сама имевшая опыт работы в школе и вузе - покажет себя здесь с лучшей стороны.

Александр КАРАБАНОВ, адвокат:

Бисмарк сказал, что если мы не будем строить школы, то будем строить тюрьмы. Поэтому в первую очередь новый министр должен сделать профессию учителя престижной и хорошо оплачиваемой, это позволит привлечь талантливых педагогов и отразится на качестве образования. И, конечно, надо отменить ЕГЭ, так как это уничтожает у детей способность мыслить и формирует мышление однолинейного исполнителя.

Евгения МАШКО, бизнесвумен, мама шестерых детей:

Чтобы система образования стала такой же сильной, как в советское время. Тогда мы были в мировом топе. Хочется, чтобы дипломы российских вузов ценили во всем мире.

Юрий КУКЛАЧЕВ, дрессировщик:

Министр образования должен быть чувствительным. Он просто обязан любить свой народ и страну. Этого и жду.

Иван СОРОКА, читатель сайта KP.RU:

Жду, что каждое 1 сентября учителя и ученики будут начинать с просмотра бессмертного фильма «Доживем до понедельника».

МЕЖДУ ТЕМ

В Минобрнауки уже прокомментировали ситуацию

Перед Минобрнауки стоят задачи, направленные на развитие образования и науки в России , включая обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности, обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования, создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала? - поясняют в пресс-службе ведомства. - Министерство сосредоточено на выполнении поставленных задач и продолжает работать в штатном режиме, сконцентрировавшись на подготовке образовательных организаций к началу учебного года

Атака системных либералов на министра образования Ольгу Васильеву, начатая на фоне презентации нового федерального образовательного стандарта (ФГОС) по русскому языку и литературе, продолжает набирать обороты. Заказчики компании, Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина , уже даже не считают нужным скрывать своих «ушей», а равно своей цели-«уйти» Васильеву и поставить на ее место подконтрольного глобалистам человека, например директора центра «Сириус» Елену Шмелеву-которая продолжит линию Фурсенко и Ливанова на «вариативность» образования с поправкой на тотальную цифровизацию образования и «индивидуальные траектории развития». На днях в СМИ даже появился проект очередной реформы образования от Кудрина и ВШЭ стоимостью 8 трлн руб.

Сражение за будущее российских детей вступает в финальную фазу. На состоявшемся два дня назад заседании общественного совета при министерстве Васильева ясно дала понять, что обязательный минимум классических произведений с задачами воспитания патриотов, с ключевой ролью русского языка и русской культуры в ближайшее время годы будет введен в наши школы. Новый ФГОС, кроме всего прочего, призван нанести мощный удар по пресловутой «вариативности», послужив восстановлению уничтоженного либералами единого образовательного пространства.

Несмотря на развернутую либералами травлю, Васильева не стала останавливаться на ФГОС по русскому и литературе. На днях она покусилась на святое святых нашей глобалистской «элиты» - цифровизацию всех сфер жизни, назвав ее «дичью»: « Невозможно ввести «цифру» в школе, не зная как она будет влиять на детей определенного возраста. Этого нельзя делать. Невозможно этим заниматься, не зная как это отражается на детях в раннем возрасте», - заявила Васильева. Еще немного-и Ольга Юрьевна начнет отменять «вариативность» преподавания истории а потом, даст Бог, и до ЕГЭ доберется.

Граждане асмоловы и прочие фурсенки такого стерпеть, разумеется, не могли: не для того они верой и правдой 20 лет служили интересам американской метрополии, чтобы Васильева и К взяли и уничтожили все их «завоевания».

Неслучайно «Телеграм»-каналы, специализирующиеся на политических инсайдах, уже несколько месяцев переполнены слухами о скорой отставке Васильевой. Кто-то пишет, что к июню нынешнего года Минобрнауки будет преобразовано в два ведомство Министерство просвещения (начальное и общее образование) и Министерство науки (высшее образование), причем кандидатура Васильевой в качестве их главы даже не рассматривается. А кто-то прямо говорит, что Ольгу Юрьевну в новом правительстве в мае этого года заменит директор центра «Сириус» Елена Шмелева. Шмелева – 46-летний социолог, выпускница СПбГУ, руководитель образовательного фонда «Талант и успех», курирующего инновационный образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи . В «Сириусе» избранные дети получают образование по западным «модульным» стандартам (например, совмещение занятий по классическому балету с уроком английского языка), при этом территория центра-лагеря тщательно охраняется, а обязательным условием является отправка туда детей 10-17 лет в одиночестве, без возможности посещения родителями. В попечительском совете «Сириуса»-- предшественники Васильевой-бывшие министры образования Андрей Фурсенко и Дмитрий Ливанов (что само по себе говорит о многом) а саму Шмелеву в последнее время все чаще видят на официальных мероприятиях рядом с Президентом…

В такой ситуации консервативные силы российского общества пытаются объединяться чтобы выступить в поддержку Ольги Васильевой . «Катюша» уже сообщала о письме академиков из Гражданского комитета возрождения образования и науки, о выступлениях представителей родительских организаций и др. На днях аналогичное обращение в поддержку Васильевой направил секретариат Союза писателей России

«Литературу (как, впрочем, и историю!) исключили из обязательных выпускных экзаменов, до минимума сократили число часов на изучение этого предмета, изъяв из обязательных к прочтению литературных произведений огромное число классических сочинений, - возмущены труженики пера . - И вот сегодня, когда впервые за многие годы в Министерстве образования и науки стали появляться документы, возвращающие смысл самому слову «образование», в частности новый ФГОС по литературе, на инициатора этих процессов О.Ю. Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией.

Так что же скрывается за этими претензиями? Нам представляется, что это попытка либерального реванша в стратегической области – образовании. На протяжении десятилетий образовательная политика двигалась только в одном направлении: модернизации, плюрализации, формализации, технологизации, сегрегации и прагматизации. Во многом плачевное современное состояние российского образования является плодом именно такой политики. Сейчас выбран конкретный повод (дополнение к ФГОС) и важный политический момент (накануне формирования нового кабинета министров) для того, чтобы не дать возможность сделать реальные шаги по исправлению ситуации.

За этими претензиями и за организованным возмущением «профессионального сообщества» стоят те, кто находился у руля всех образовательных реформ последних десятилетий: либеральная «общественность», связанная с Высшей школой экономики и Федеральным институтом развития образования. От лица «простых педагогов» выступает немногочисленная, но весьма активная в публичном пространстве «Гильдия словесников». На самом деле подавляющее большинство рядовых педагогов-словесников поддерживает идею единого списка литературных произведений, обязательных для изучения. И писатели, выступающие перед школьниками, это прекрасно осознают и ощущают», – гласит заявление Союза писателей России.

К писателям присоединяются простые педагоги, причем делают это по зову сердца, а не берут «под козырек», как работающая в тесной связке с ВШЭ «Гильдия словесников». Один из них создал петицию в поддержку Васильевой на сайте change org, которую на момент написания материала поддержали более 11 тыс. человек. Уместно будет привести полный текст этого открытого письма на имя Президента России:

«Уважаемый господин Президент РФ, уважаемые депутаты Госдумы и члены правительства!

Мы, педагоги средней и высшей школы, категорически не согласны с распространяемым сегодня письмом ряда учителей-словесников, протестующих против введения Министерством образования новых стандартов по литературе, предложенных министром Васильевой. На наш взгляд, введение этих стандартов - как нельзя более своевременно.

Во-первых, аргумент о перегрузке детей здесь несостоятелен. Множество педагогов отмечают (и практика давно показывает), что перегрузка возникает не столько от объема знаний, сколько от нарушения дидактических и методических принципов образования, чем грешат современные ФГОСы, непрерывно сменяющие друг друга.

Во-вторых, общеизвестно в высшей степени благотворное и ничем не заменимое влияние именно серьезной классической литературы на формирование не только общей культуры подрастающего поколения, на его гражданское и нравственное воспитание, но и на развитие мышления, речи, памяти, что подтверждается уже многими исследованиями.

В-третьих, утверждаемая все последние годы «поливариативность» образовательных программ должна тем не менее, как прочное здание, покоиться на незыблемом фундаменте. Иначе вместо «поливариативности» мы получаем хаос и бессистемность. Для литературы как учебной дисциплины таким фундаментом служат именно произведения классиков. Напомним в связи с этим, что еще Гегель называл классическим то состояние общества, при котором достигается равновесие между индивидуальным и общественным – и с этих позиций можно назвать классическим то искусство, которое способствует этой цели. Поэтому оно не может «устареть»: оно вне времени.

Исходя из сказанного, убедительно просим Вас поддержать инициативу министра Ольги Васильевой по воссозданию некогда единого образовательного пространства с высоким качеством содержания учебных школьных программ в России ».

Между тем, в СМИ уже попало описание стратегических планов противников Васильевой. Как пишет РБК, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и глава направления «Человеческий капитал» в кудринском Центре Стратегических разработок Лилия Овчарова (которая сейчас пишет раздел по образованию в «10-летке детства» в рамках рабочей группы при правительстве РФ), представили некий доклад «12 решений для нового образования», в котором предлагают создать систему поддержки раннего развития для всех детей от нуля до трех лет, внедрить в школах учебные комплексы на базе искусственного интеллекта и построить 40 новых учебных центров по модели «Сириус».

Стоимость этой программы эксперты оценили в 8 трлн рублей.

Суть предложений, если вдуматься, довольно людоедская. «Система поддержки раннего развития» предлагает не что иное как внедрение обязательного ювенального патроната над всеми семьями путем создания службы сопровождения для всех детей от нуля до трех лет-которые должны ежемесячно наблюдать ребенка и консуль¬тировать родителей (любой нормальный человек понимает, что в столь раннем возрасте дети не умеют еще говорить и нуждаются не в кураторстве от г-на Кузьминова и ему подобных, а материнской ласке и любви) Целью этой системы является составление все той же «индивидуальной траектории развития». Определит Вашего ребеночка какая-нибудь девушка из ВШЭ в дворники в трехлетнем возрасте, и все, будет дворником-все дороги вне начертанной глобалистами «образовательной траектории» ему будут заказаны…

Не лучше и другие предложения от Кузьминова сотоварищи. Тотальная цифровизация образовательного процесса-- «радость» весьма сомнительная. Хотя бы потому что замена нормальных бумажных учебников на мониторы (равно как и подмена бумажных дневников электронными) лишает ребенка наглядности и демотивирует его. О замене живого общения с учителем на «тьюторов» и «общение» с искусственным интеллектом мы и не говорим… Что же до строительства кванториумов и Сириусов», то это, может, и неплохо-но это капля в море. Причем капля, которую системные либералы могут вырастить только за счет абсолютного большинства остальных детей, не попавших в число «избранных». Об истинных авторах и заказчиках этой идеологии «Катюша» недавно рассказывала: Всемирный банк , Фонд Сороса, Фонд Форда и др.

В общем, патриотам и все здравомыслящим людям пора объединяться и открыто выступать против экспериментаторов из ВШЭ-и проще все сделать это, поддержав Ольгу Васильеву. Активисты родительских организаций в Петербурге, Москве, Екатеринбурге и других городах готовят пикеты и митинги в поддержку государственнических инициатив министра и против продолжения либеральных экспериментов над детьми. Пока идет процесс согласований дат и мест с властями. РИА Катюша обязательно сообщит о об этих акциях. А пока предлагаем нашим читателям самостоятельно писать письма и телеграммы Президенту, взяв, при желании, в качестве образца то же письмо ГК ВОИН.

Андрей Цыганов, Иван Ваганов

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в беседе с корреспондентом «Известий» Александрой Красногородской рассказала о базовых основах образования, передаче школ регионам и человеческих ценностях. Материал опубликован 2 августа на сайте газеты «Известия».

Сдавать ЕГЭ даже под камерами - проще, чем 6–7 экзаменов по старинке, астрономия снова возвращается в курс школьной программы, в ближайшее время в России появится 55 тыс. новых учебных мест, а школы из муниципального подчинения переходят в региональное. Об этом в интервью «Известиям» рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Ольга Юрьевна, 19 августа исполнится год с момента вашего назначения на пост министра образования и науки РФ. Что вы могли бы отметить как достижения и, наоборот, что решить пока не удалось?

Год был очень сложным и интересным. Удалось разобраться в том, что было, и понять, куда двигаться дальше. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2004 года были очень расплывчатыми, в них не хватало самого главного - содержания образования. Поэтому ключевой задачей стало наполнение стандартов базовыми основами образования.

Они отличаются от прежних тем, что в них прописано содержание. Хочу отметить, что 24 июля министерство завершило двухнедельное общественное обсуждение проектов новых стандартов. Мы увидели большой интерес со стороны экспертного сообщества и понимание необходимости изменений. Пользователи могли посмотреть по каждому предмету, какое базовое содержание ребенок должен знать в каждом классе с первого по девятый. К дискуссии подключились более 7 тыс. человек, практически все отзывы носили позитивный характер, и мы получили почти 200 конкретных предложений. Сейчас эти предложения детально прорабатываются, после чего проекты будут переданы на антикоррупционную экспертизу. Это важно и для учителей, и для родителей, и для самого ребенка.

Если мы создаем единое образовательное пространство, то должны создать концептуальное видение, стандарты, на основании которых пишем учебники. 1423 учебника в федеральном перечне - это немыслимо много. Много дискуссий было по поводу историко-культурного стандарта, тем не менее наши ребята идут в этом году учиться по учебникам, написанным на базе историко-культурного стандарта. Подчеркиваю, что речь идет о двух или трех линейках учебников, среди которых обязательно должны быть базовый и углубленный учебники.

Вот основные задачи в школьном образовании, которые стояли передо мной в первый год.

- Есть задачи, которые хотелось решить, но пока не удалось?

Будучи человеком эмоциональным, я все-таки пытаюсь трезво оценивать то, что делаю. Конечно, не всё получается. Оппонентов у меня достаточно, я всегда приглашаю их к диалогу. Если вы считаете, что что-то плохо, приходите и докажите, объясните, вместе сделаем лучше.

Моя важнейшая забота - педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач. Здесь не будет революций - я только за эволюционный путь. Всё новое - хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях.

Это и вопросы подготовки предметной аттестации учителей. У нас есть прекрасная идея, которая очень скоро претворится в жизнь - национальная система учительского роста. Речь идет прежде всего о выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса.

Поручение разработать систему учительского роста президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.

В частности, необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемые результатами аттестации. Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.

Задач впереди больше, чем удалось сделать.

В ваш адрес звучат критические высказывания относительно переподчинения школ регионам. Оппоненты говорят, что в таком случае у муниципалитетов не будет мотивации привлекать дополнительные средства в учреждения.

У нас уже есть два региона, которые работают по такой схеме, - Москва и Самарская область. В этом вопросе сами за себя говорят цифры.

Например, в Самарской области изменения позволили сократить долю расходов на содержание органов управления образованием. С 8,2% до 3,1% от бюджета отрасли. И такой примечательный показатель: за последние шесть лет в конкурсе «Учитель года России» три победителя и один абсолютный победитель - представители Самарской области.

Москва по итогам 2016 года заняла шестое место в международном рейтинге образовательных систем PISA, который считается крупнейшим международным исследованием качества образования. Эта система оценивает грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в чтении, математике и естественных науках.

Плюс регионального подчинения в том, что содержательная часть выстраивается жестче и четче, и финансовая сторона становится более прозрачной. Я вижу много преимуществ передачи школ регионам. Когда мои оппоненты говорят, что будет плохо, я приглашаю к дискуссии.

- Можно ли назвать успешной программу укрупнения образовательных учреждений?

Всё индивидуально. В Москве, например, укрупнение в подавляющем большинстве случаев абсолютно обосновано. Это оптимизация управления, количество управленцев от образования сократилось на 3%, зарплата учителей поднялась, качество образования стало выше. Но мы не можем так сделать в каждом регионе. В Псковской области, например, есть школа на острове, где три ученика. Ни о каком укрупнении там речи быть не может. Ближайшая школа находится на слишком большом расстоянии, мы не можем возить детей так далеко.

- Можно подвести итоги ЕГЭ этого года? И какие изменения планируется ввести в ближайшее время?

Результаты ЕГЭ в этом году лучше, чем в предыдущем. И это заслуга Рособрнадзора. За четыре года поменялось восприятие экзамена, пришло осознание, что это государственная итоговая аттестация, а не натаскивание на сдачу теста.

В этом году ЕГЭ сдавали 703 тыс. человек, из них 617 тыс. - это выпускники 2017 года. Нарушений зафиксировано в полтора раза меньше, чем в прошлом году. Особенно отрадно для меня то, что в этом году практически в два раза больше ребят в сравнении с прошлым годом по всем предметам преодолели нижний балл. По русскому языку количество учеников, не преодолевших минимальный порог, сократилось - в 2 раза, по истории - в 2 раза, по физике - в 1,6 раза, по литературе - в 1,5 раза, по базовой математике и географии - почти в 1,5 раза, по обществознанию, информатике и английскому языку - на четверть.

Тесты остались только в устной части экзамена по иностранному языку. В настоящее время мы обсуждаем, в каких регионах в следующем году мы вводим устную часть в девятом классе по русскому языку в качестве пилотного проекта. Через два года планируем распространить это по всей стране, и уже подготовлены необходимые рекомендации.

Эксперты бьют тревогу, потому что, по различным оценкам, у 25–45% наших детей потеряно функциональное чтение. Ребенок читает текст и не может пересказать содержание. Я полностью согласна с тем, что это большая проблема, которую нужно решать.

- Что бы вы ответили противникам ЕГЭ, отмечающим невероятное нервное напряжение у детей при сдаче экзамена?

Люди либо забыли, сколько экзаменов они сдавали, либо они моложе тех, кто сдавал 6–7 экзаменов. Я уверена, что попроси страну сдать шесть экзаменов, будет еще сложнее.

- Говорят, что тяжело сдавать под камерами...

Для того чтобы в Сингапуре перестали бросать окурки мимо урны, десять лет стояли камеры на улицах. У нас прошло четыре года нового формата сдачи ЕГЭ. Я считаю, что мы добились больших успехов.

Самое важное, что меняется содержание. Главное - изменить отношение к ЕГЭ как к натаскиванию. Мы учим детей, они не боятся, потому что приходят сдавать экзамены по изученному материалу. Так когда-то учили нас. Не было дикого страха. Мы вернули сочинение как допуск к ЕГЭ. Русский устный будет пропуском к ГИА в девятом классе.

Многие ссылаются на опыт прошлых лет, подготовка к трем экзаменам вызывает страх, а шесть экзаменов как будем сдавать? Нужно не заниматься натаскиванием, а учить так, чтобы учащийся мог сдать экзамен. Это тот же экзамен, только в другой форме. Но когда мы учились в школе, у нас не было такого страха перед экзаменами.

- Чем отличаются советский и российский выпускники школы?

Трудно представить себе советского выпускника с таким информационным потенциалом, окруженного такой огромной базой во всемогущих гаджетах.

Конечно, возможности современных детей выпускнику двадцать лет назад были недоступны. Но те дети были, на мой взгляд, пытливее, более интересующиеся, потому что нужно было приложить больше сил, чтобы получить ответ на свой вопрос. Нужно было найти книгу, посмотреть, проанализировать. Такого объема готовых сочинений и всевозможных ответов не было.

Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога - развить и привить желание учиться.

- Учителя на местах это понимают?

Если человек верит в то, что делает, то он обязательно получит результат, даже если у него нет подручных материалов, но есть заряд, который он донесет до ребенка. Если ты равнодушен, тебе неинтересно, ты предметник плохой, ничего не получится.

В этом году в 15 регионах учителя готовы пройти предметную аттестацию - на знание предмета. Это будут русский язык и математика. Это не «ЕГЭ для учителей», ни в коем случае. Цель - проанализировать ситуацию вместе с регионами и выстроить систему повышения квалификации для тех, кто в этом нуждается. Я считаю, что каждый учитель обязательно должен повышать квалификацию: предметную или в другой области, но каждые три года, чтобы расти постоянно. Тогда будет результат.

Сегодня регионы активно работают над созданием крупных образовательных центров, и их создание и работа отражаются на уровне образования всего субъекта. Это Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Тюмень, Ленинградская и Московская области, Томск, Новосибирск, Екатеринбург. Там результаты оценочных работ, в том числе международных, очень высокие.

Кроме этого, наши школьники показывают высокие результаты и на международном уровне. Речь идет о международных олимпиадах: по физике - у пятерых золото, по химии - 3 золота и 2 серебра, у математиков - золото, серебро и бронза. Это говорит о том, что многое сделано для поддержки талантливых детей. И хочется дать еще больше. Нужно вспомнить о факультативной и кружковой работе.

- Каких предметов не хватает в школьной программе?

Многие эксперты констатируют избыточность предметов. Разговоры об увеличении или уменьшении нагрузки на ребенка, естественно, вызывают реакцию в обществе. Но есть предмет, который, по моему мнению, не должен вызывать больших споров и сомнений - это астрономия. С 1 сентября 2017 года она триумфально возвращается в школьную программу курсом в 35 часов. Парадокс: у страны, первой полетевшей в космос, в школах нет астрономии, но наши юноши несколько лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по астрономии.

Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка. Важно то, что методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно. И также обязательно должны быть бесплатными спортивные секции, литературные кружки, музыкальные. Получается классический набор из пяти направлений. Можно говорить и о навыках предпринимательской деятельности.

Есть внеурочная деятельность - обязательные 10 часов, которые нужно использовать. Дело за малым - нужно захотеть. Будут направляться рекомендации регионам. Кстати, в Самарской области в шахматы играют 42 школы. Тюменская область играет, Ханты-Мансийский округ играет. Огромные регионы, в которых играют повсеместно. Интерес к шахматам в обществе возвращается.

Вы перечисляете то, что лежало в основе советского образования, утраченного в 1990-е годы вместе с воспитательным базисом.

Правильно, образование - это воспитание и обучение. Воспитывать можно на уроках литературы, истории, внеурочных музыкальных занятиях. Ценностные вещи все-таки несет гуманитарный блок, хотя учитель химии и физики всегда привнесет их в урок - на то он и учитель. Это очень важно, с чем ребенок пойдет в жизнь.

- Насколько это соответствует вызовам сегодняшнего дня - новой технологической революции?

Я всей душой за новые технологии. Но как «цифра» меняет человеческие ценности? Любовь, милосердие, сострадание, жалость, способность радоваться, смеяться, любовь к труду редко напрямую соотносятся с «цифрой», но имеют прямое отношение к школе. Именно там о человеческих ценностях можно говорить, если семья о них не говорит. Глубинные основы закладываются в семье, но школа всегда помогала и будет помогать ей в этом. С гордостью говорю, что в России более 9,5 тыс. бесплатных психолого-педагогических центров для родителей, где можно получить консультацию психолога, педагога-психолога. Количество таких центров растет и будет расти.

- У любого воспитателя всегда есть кнут и пряник. Каким может быть кнут в школе?

Мое глубочайшее убеждение, что с малышами кнут не нужен. У маленького человека не должно быть хаоса. Должны быть смена деятельности и четкое представление, что он делает сейчас, будет делать через 10 минут, через 15. Объяснять, что хорошо, а что плохо, мы начинаем с рождения, поэтому жестких кнутов я здесь не вижу. И главное - любить.

В подростковом возрасте нужно объяснять, рассказывать о ситуациях, которые могут быть. Это очень сложный период в жизни. Подросток - как хрустальный сосуд.

- А в угол ставить на горох?

Как родитель могу сказать, что горох, наверное, не наша методика. Но запреты должны быть. Что можно, а что нельзя, маленький человек должен знать с самого начала. Объяснять нужно постоянно. Понимание не приходит ниоткуда.

Давайте от воспитательных вопросов вернемся к насущным. Где проблема строительства школ стоит особенно остро?

Проблемы в тех регионах, где есть третья смена. Это Дагестан, Чеченская республика. Эту проблему нужно решать сию секунду - третьей смены быть не должно. Правительство выделяет 25 млрд рублей на строительство новых школ. И в этом году у нас будет 55 тыс. новых мест. В программе в этом году участвуют 57 регионов. Мы надеемся, что этот год завершим так же удачно, как и прошлый.

Дополнительно из резервного фонда нам выделили 3,8 млрд на школы в регионах Северного Кавказа. Надеемся, что будем строить дополнительные школы по программе развития Северного Кавказа. Очень важно, что школы будут с современным оснащением, прекрасными лабораториями. Это будут не просто здания, не просто стулья и столы. Строят огромные школы на 1,2-2,2 тыс. человек и совсем маленькие сельские школы.

Как вы оцениваете уровень образования современных выпускников вузов? По мнению многих экспертов, им не так просто найти работу. Работодатели считают, что они ничего не знают.

Молодым людям и 20 лет назад говорили, что они ничего не знают, просто времена были другими. Уровень подготовки не такой плохой, как хотелось бы кому-то представить. Конечно, мы будем делать всё возможное, чтобы он стал лучше. Нужно менять правовую основу, чтобы компания или предприятие не говорили, что обязательно нужен опыт работы, чтобы вас взяли на работу. Уже есть наработки, которые дадут возможность ребятам начать работать. Это и поддержка самых талантливых, и студенческие инновационные предприятия, и лаборатории, которые уже есть. Инновационные предприятия, которые создаются при вузах, могут продолжать работу после того, как студенты закончат учебу. Много форм работы и в рамках НТИ. У нас есть хороший опыт, который можно повторить в новых реалиях.