Импрессионистический характер изображения природы у фета. Сочинения

Особенности тематики поэзии А. Фета

ПЛАН ОТВЕТА

Вопрос 29. Основные мотивы лирики А. А. Фета.

А. А. Фет

1. Слово о поэте.

2. Особенности тематики поэзии А. Фета.

3. Импрессионизм в лирике А. Фета.

4. Музыкальность поэзии А. Фета.

5. А. Фет о призвании поэта.

1. В русской поэзии трудно найти поэта более ʼʼмажорногоʼʼ, чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни - погружение в мир красоты. Именно красота - главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота͵ явленная в поэзии Фета͵ - стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия - храм искусства, а поэт - жрец этого храма.

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи, и руки воздеты,

Здесь на коленях я словно невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

Основные темы поэзии Фета - природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединœены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стихотворение Фета͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по праву можно назвать его поэтическим манифестом:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа всœе так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

Три поэтических предмета - природа, любовь и песня - тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую всœелœенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: ʼʼлес проснулсяʼʼ, ʼʼсолнце встало... затрепеталоʼʼ. И поэт полон жажды любви и творчества.

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем всœе больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всœего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ данный предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление принято называть импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию мороза...

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна...

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всœего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, ʼʼопрокинутыеʼʼ в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении ʼʼИваʼʼ столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и аналогично тому, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, ʼʼблаговонных ночейʼʼ, ʼʼблагоуханных зорьʼʼ:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Всех в нем цветов благовонья слышны...

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело.

………………………………………..

Я говорить хотел - и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

С какой мы робостью любви

Свое дыханье затаили!

Казалось мне, глаза твои

Не улетать ее молили.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Но иногда поэту всœе-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбинœе.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении ʼʼШепот, робкое дыханье...ʼʼ быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник - смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

Импрессионизм в лирике А. Фета. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Импрессионизм в лирике А. Фета." 2017, 2018.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема: «Трепет жизни».

(импрессионизм в лирике А.Фета)

Цели урока :

  1. Формировать понятие о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира.
  2. Учить выявлять общие черты импрессионизма в

Произведениях живописи, музыки, литературы.

3. Развивать навыки стилистического анализа текста.

4. Учить «чувству поэзии», восприятию и постижению

Прекрасного.

Оборудование :

1.Компьютерная презентация.

2. Записи музыкальных произведений К.Дебюсси.

Эпиграфы к уроку:

Не я, мой друг, а божий мир богат.

А.Фет.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала.

А.Фет

(В скобках даются предполагаемые ответы учащихся)

Ход урока:

I. На фоне музыки Дебюсси звучат стихотворения А. Фета.

«Только встречу улыбку твою…»

«Сияла ночь. Луной был полон сад…»

«На стоге сена ночью южной…»

«Ещё люблю, ещё томлюсь…».

Вот так, из рук в руки, лирик Фет передаёт читателю своё сердце, «трепет жизни».

Природа, любовь, красота – тематика стихотворений Фета. Причём эту красоту поэт находил не в мечтах и грёзах, как романтики, а на земле, в реальном мире.

(1 слайд) (запись в тетрадях)

Обращаемся к первому эпиграфу урока:

«Не я, мой друг, а божий мир богат».

Но ведь о любви и природе писали поэты всех времён и народов.

Что же сделало Фета неповторимым поэтом со своеобразным голосом? Почему его стихи восхищали Толстого и Тургенева?

II. Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, т. е. в чём заключается своеобразие его стиля.

Обратимся к самому известному фетовскому шедевру «Шепот, робкое дыханье»: (2-3 слайды)

О чём это стихотворение?

(сцена ночного свидания)

Но ведь слова «свидание» в нём нет, по каким приметам мы узнаём, о чём идёт речь.

(В тетрадях: Шепот, дыхание, милое лицо, лобзание, слёзы (чувства не названы, а слова, передающие чувства, расположены в определённом порядке: мы видим нарастание страсти)).

Как бы вы описали настроение этого стихотворения?

(Светлое, радостное, взволнованное.)

Давайте проанализируем звуковой состав этого стихотворения и попробуем проследить, как звуки создают такое настроение. Сделайте транскрипцию первых двух строчек.

([ ШОПОТ, РОПКОЙЭ ДЫХАН`ЙЭ, ТР`ЭЛ`И СОЛОВ`ЙА ])

Учитель: Какие гласные звуки преобладают?

(О,Э,А.)

Какие ассоциации вызывают эти звуки? Попробуйте соотнести звук и цвет.

(Работа в тетради)

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете . Целое направление в искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков музыки.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные , тоже могут восприниматься в цвете . А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:

А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый;
О – синий: тайну их скажу я в свой черед…

Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета : он считал И – синим, У – ярко-желтым, А – красным . Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И – небесно-голубой, А – красным, О – пурпурный . А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е – желто-зелёным, И – синим, У – чёрным, О – ярко-оранжевым . Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг .

Какому настроению человека соответствуют эти цвета?

Вывод: Итак цвета светлые, радостные, в то же время желтый цвет привносит какую-то изменчивость, непостоянность.

Сделайте транскрипцию последней строчки.

([ И ЗАР`А, ЗАР`А! ])

- Какой гласный звук преобладает?

("А").

- Какому цвету он соответствует и какое настроение привносит?

(Звук "А" соответствует красному цвету, он будоражащий, соответствует и цвету зари, и настроению восторга при виде нее.)

Как называется литературный троп, в котором используется повтор гласных звуков? (Ассонанс)

Проанализируйте согласные звуки. (4 слайд ) Как называется этот троп? (Аллитерация)

- Итак, мы увидели, что при помощи звукового ряда уже создается настроение: светлое, неяркое, в то же время в нем есть какая-то изменчивость, непостоянство

Выпишите слова, несущие значение цвета.

(Серебро белый

Свет ночной голубоватый

Тени цветные

Пурпур красный

Янтарь желтый

Заря алый) (5 слайд)

- Что помогает передать использование такой цветовой гаммы?

(Изменение цветовой гаммы от холодной к теплой помогает передать не только изменчивость мира, но и чувств)

Что ещё помогает ощутить это возрастающее напряжение?

(повторяющийся союз, повторение слова заря )

В любом поэтическом тексте любое слово значимо, и всё же какие строчки кажутся главными?

(и лобзания, и слёзы…)

Почему слёзы? По каким приметам можно догадаться, что это слёзы счастья?

(серебро ручья, тучки, милое лицо, пурпур)

Сам подбор лексики несёт в себе свет радости и счастья.

Обратите внимание на строчку

Ряд волшебных изменений милого лица.

Почему произошли эти изменения?

(Меняется состояние влюблённого, но происходят изменения и в природе, постепенно наступает рассвет: серебро ручья сменяется пурпуром тучек и янтарной зарёй. Природа как бы подыграла влюблённым).

(6 слайд)

На наших глазах произошло движение.

В связи с этим какую особенность стихотворения мы замечаем (обратите внимание на части речи)?

(в стихотворении нет глаголов, но поэт сумел передать движение).

За счет чего возникает движение?

- Выпишите из текста отглагольные имена существительные

(Дыханье

колыханье

изменение

отблеск

шепот)

Обратите внимание на строение предложений (они назывные, их особенность – зафиксировать какой-то миг жизни).

(7-8 слайды) Выводы: В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе. Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.

Фет сумел зафиксировать каждый миг.

«Каждое выражение – картина.»

Л. Толстой.

Какой вид искусства обладает способностью остановить миг? (живопись)

Это стремление передать жизнь во всём богатстве тонких, сложных, быстролётных видоизменений роднит лирику А. Фета с удивительным явлением в мировом искусстве – импрессионизмом.

(показ репродукций картин художников – импрессионистов).

III. Импрессионизм (9-11 слайды) :

Всё началось в 60-е годы 19 века в Париже. В Салоне (знаменитой выставке) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, а французская пресса « бандой сумасшедших» : Клода Моне, Эдуарда Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара.

Кажущаяся неуравновешенность, неожиданные ракурсы, раздельные мазки - создаётся трепетная, светлая, воздушная живопись, передающая динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.

Долго не приходило название новому направлению (критика: «Мазня»), но вот в Салоне была показана картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца», и всем вдруг стало понятно, что работы этих художников стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от неё.

Импрессионизм – впечатление.

Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Наша задача сегодня – понять и доказать это на конкретных примерах.

Картина К. Моне была написана в 1874г.,

А фетовское «Шёпот…» - в 1850г.

Так чутко уловил Фет новое веяние в жизни и в своих стихах предвосхитил 20-ый век, начав удивительную игру со словом, которой ещё не знала поэзия.

IV. Итак, первая особенность, к оторая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета, - стремление зафиксировать впечатление от мига , в котором отразилось движение жизни, переливы настроений, «трепет жизни».

Вторая общая примета – предмет изображения.

Тематика стихов Фета – Природа, Любовь, Красота.

(12-14 слайды)

О чём рассказывают картины импрессионистов? (о радости жизни, о красоте природы, о мимолётных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. Импрессионизм был светлой сказкой. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен).

(15 слайд)

- Стихотворение «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым сияньем

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

(Складывается ощущение, что все происходящее в мире сосредоточилось на этой бабочке, в данный момент она - центр Вселенной, это мгновение очень важно для поэта.)

- Почему именно бабочка привлекла внимание автора?

(Бабочка - воплощение красоты и изменчивости мира, она живет очень недолго, но в эти мгновения жизни она прекрасна .)

- Почему неважными становятся вопросы о том, где, куда, откуда появилась эта бабочка?

(Поэт уловил один миг существования ее красоты, неважны ее истоки, самое главное - ухватить этот миг.)

Вывод: Итак, для Фета важен лишь миг, когда прекрасная бабочка опустилась на цветок - в это время красота мира в его глазах сосредоточилась на ней, мир достиг гармонии на миг, но он так важен, этот миг.

Почему же Фет, битый жизнью, обиженный людьми, огрубелый практик, был вдохновенным и неутомимым певцом красоты и любви? (понимал, что в этом смысл жизни. Красота спасёт мир. Погружаясь в свою душу, он спасал своё «Я» от несовершенства мира).

V. Второй эпиграф к уроку:

«Целый мир от красоты…»

Какое название получила в русском литературоведении теория, которая объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства?

(« чистое искусство » - стремление воссоздать мир красоты помимо и

Вопреки действительности.)

Среди приверженцев данной теории имя Фета стоит на самой высокой вершине поэтического Олимпа. Даже Белинский, возглавлявший борьбу с «чистым искусством», признавал поэтичность стихов Фета, правда, добавлял: «Оно хорошо, но как же не стыдно тратить время и чернил на такие вздоры.»

Импрессионизм в живописи любят не все.

У художников особая манера письма.

Поэзия же Фета привлекает всех.

Он внёс в поэзию новые находки, своё самоценное слово.

Поиск новых способов художественной выразительности – одна из важных сторон импрессионизма. (16-18 слайды)

Но у поэзии и живописи свои приёмы.

Лев Толстой высоко ценил творчество Фета («Фетинька»), но и он говорил о «непонятной лирической дерзости» стихов Фета.

VI. Какое время суток чаще всего изображает Фет?

(ночь, сумерки.)

У Фета очень много ночных стихотворений. Прочтем некоторые из них.

Ноктюрны (слайд 19)

(Ученики читают стихи, выделяют основные черты)

Учитель: Какого цвета ночь у Фета? (20 слайд)

Есть ли там чёрный цвет? Почему? Чёрный – гибель оттенка чувства

Звёзды – излюбленный образ у Фета. Они то поют, то шепчутся, то молятся.

Вывод (21 слайд): Для поэта характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь у него не несёт в себе ничего страшного или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь прекрасна .

Художникам – импрессионистам нужен был день, чтобы передать всё буйство красочной природы, но и ночь часто встречается на их полотнах.

Но у художников – импрессионистов и у Фета ночь не тёмная, тем более не чёрная (Импрессионисты чёрный цвет не любили, Левитан называл его «трупом краски»).

VII. Музыка импрессионистов:

1. природа и живопись, природа и поэтическое слово. Они как бы созданы друг для друга. Но есть ещё и третье составляющее этого треугольника – музыка.

2. «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».

Клод Дебюсси.

3. К. Дебюсси – основатель импрессионизма в музыке.

Музыкальные пьесы: «Облака», «Снег идёт», «Отражение в воде», «Лунный свет».

4. На фоне музыке Дебюсси звучат стихотворения Фета:

«В лунном сиянии»

«Ночь и я, мы оба дышим»

«Устало всё кругом…»

VIII. Подведём итог уроку (22 слайд) :

Чему служит лира А. Фета? Или прав Белинский: всё это «такой вздор»?

Лирика Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает

Наш мир, учит любить жизнь, ценить каждое мгновение, видеть свет и радость.

Это и есть импрессионизм в поэзии.

Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чём его и признак, и венец!

(22 слайд) – обобщение

  1. Домашнее задание:

1) выучить стихотворение Фета наизусть (по выбору);

2) анализ стихотворения «Это утро, радость эта…»


Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства", однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: "Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает", - может быть понято не как поэтический "каприз", а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя.

Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод:

"Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль:

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей".

"Певице", 1857)

Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами:

"Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!"

("Одним толчком согнать ладью живую...", 1887)

Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней:

"Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, и заря, заря!.."

("Шепот, робкое дыханье...", 1850)

Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения "милого лица" и изменения в природе - подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.

Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья "останутся холодной красой пугать иные поколенья" ("Сосны", 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее:

"Не верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа".

("Учись у них - у дуба, у березы", 1883)

Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению:

"Какая грусть!

Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает:

В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста -

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота". (1862)

Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, "душа опять помолодеет". А кроме того, искусство - это и есть тот "родной край", где нет никаких бурь, где "цветут весна и красота".

А.А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение "Осенняя воля", хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность.

До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

Цели:

  • Образовательные :
    • рассмотреть отличительные особенности поэтического таланта Фета;
    • выявить выразительные средства, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;
    • познакомить учащихся с художниками-импрессионистами;
    • научить обучающихся использовать художественно-языковые средства, позволяющие создать импрессионистский образ природы в лирике Фета.
  • Развивающие :
    • развивать логическое и аналитическое мышление;
    • продолжать работу со словарём;
    • развивать навыки выразительного чтения, память;
    • развивать образную речь;
    • развивать умение работать в группах;
    • развивать умение видеть цветовое единство изображения.
  • Воспитательные :
    • приобщать детей к чтению лирических произведений;
    • прививать чувства прекрасного путём воздействия на эмоции;
    • воспитывать на примере произведений Фета любовь к Родине.
  • Здоровьесберегающие :
    • использовать разные формы работы, исключающие утомляемость детей;
    • следить за осанкой обучающихся;
    • создавать комфортные условия для работы.

Оборудование:

  • портрет А.А. Фета;
  • пейзажные работы художников-импрессионистов (Моне, Мане, Сислей, Ренуар,…)
  • словарь литературоведческих терминов;
  • альбомные листы, цветные карандаши.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Постановка целей.
  4. Актуализация.
  5. Ход урока.
  6. Закрепление.
  7. Итоги.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Учитель литературы. Ребята, сегодня к нам на урок пришёл удивительный человек, Афанасий Афанасьевич Фет. С собой он принёс много своих стихотворений.
Фету очень хотелось бы, чтобы мы общались с ним через его произведение, как раньше общались с ним его современники.

Шепнуть о том, о чём язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец,
Вот чем поэт лишь, избранный, владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

– Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы учеников)
– Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращается за помощью к звуку, цвету. Фет считал, что слово не в силах передать всю глубину переживаний и чувств человека, и когда слово «немеет», на помощь приходит звук, краски, которыми так богата жизнь. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.
Поэт называл себя «соглядатаем природы». «Мир во всех своих частях равно прекрасен, – считал поэт. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые её не сознают…»
Стихи Фета – это мир неопределённых мечтаний и неясных ощущений, мир, в котором нет прямого и страстного чувства… нет ясной и положительно сформулированной мысли, а есть робкий, довольно тёмный намёк на неё, нет живых и вполне определившихся образов… И, наверно, поэтому многим казалось, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце. Многих восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности в фетовском стихе.

– Ребята, какие стихи вы знаете? Можете назвать?
– Какие стихи знаете наизусть?

Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение «Шёпот, робкое дыхание». Давайте поговорим о нём.

Чтение стихотворения.

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

– Как вы воспринимаете это стихотворение? Почему?
– Можно ли его пересказать?
– С какой интонацией надо его читать?
– Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический?
– Можно ли разделить это стихотворение на строфы? Что это даст?
– В данном стихотворении нет ни одного глагола. Что движет стихотворением?
– Благодаря каким художественно-языковым средствам удалось поэту показать дыхание природы?
– Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?
– Как вы думаете, стихотворение закончено? Почему?
– Какие краски вы использовали бы, описывая эту природную зарисовку?

Вывод: в этом стихотворении нет чёткости, нет завершённого образа, он размыт. Стихотворение построено на сиюминутном всплеске чувств поэта.

– Ребята, я вам хочу предложить ещё одно не менее интересное стихотворение поэта «Я тебе ничего не скажу». Чтение стихотворения».

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной…я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

– А как вы воспринимаете это стихотворение?
– Чем оно вам кажется необычным? (можно положить на музыку).
– Почему Фет разделили стихотворение на строфы?
– Какая интонация присуща данному стихотворению?
– Какую рифму использовал поэт? Почему?
– Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения? Какую они играют роль?
– О чём говорят повторы в начале и в конце стихотворения?
– Можно ли определить композицию стихотворения?

Вывод:

– Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворению? (Ритм, звукопись, аллитерация, ассонанс, повторы; рифма определяет ритм стихотворения.)

Физминутка

Учитель:

19 век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон
Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.
В России – Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Фёдор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

Художники второй половины 19 века всё чаще стали склоняться к тому, что писать пейзажи надо с натуры, не подгоняя изображение к музейным образцам. Практика живописи под открытым небом получила название «пленэр».

Клоду Моне однажды довелось наблюдать восход солнца. Перед ним в подвижной массе воды, которая вдали незаметно переправляется в небо, проплывали лодки рыбаков-тружеников. Вода и небо причудливо играли сочетаниями нежнейших красок, сверкали, плавились, меняя очертания и теряя контрастность контуров в половодье света.
Свою картину художник назвал «Впечатление-восход солнца». Он предложил её на выставку своему другу. Зрители были оскорблены6 что же это такое? Почему над нами издеваются? Ведь они «хорошо знали», какой должна быть картина. Но Моне был не одинок. Нечто подобное по характеру отношения к действительности представили на ту же выставку Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдгар Дега… Репортёр журнала «Шаривари» Леруа охарактеризовал выступления художников как «выставку импрессионистов».
Импрессионизм обосновался в мире искусства как самостоятельное направление живописи. Импрессионизм «восстал» против белого и чёрного цвета как таковых. Ибо где в природе бывает чёрный и белый цвет, не изменённый под влиянием голубого неба, зелени лесного массива, золота солнечных лучей, серебристости пасмурного дня? Даже чёрные платья, зонтики и шейки дам в картинах Ренуара написаны отнюдь не чёрной краской.
Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутости в пределах холста, сочинённой композиции. Движение и время, красота уходящего момента стали предметом внимания живописцев.

Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Особенность творческой манеры Фета – его умения по-особому видеть мир и вместе с тем художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия. Он подобно импрессионистам «воевал» против житейского «чёрного и белого». Он пытался передать действительность во всех её проявлениях, как и импрессионисты «восстал» против традиционных правил замкнутости, поэт как бы расширил пространство.
Живописное начало поэта Фета отмечают в основном современные исследователи его творчества. Е.А. Майлин в работе «А.А.Фет» говорит об импрессионистской поэтической манере Фета, которая связана с индивидуальным, субъективным взглядом на мир, фрагментарностью, а не с целью в восприятии и подаче поэтического материала. Все это можно отнести не только к произведениям живописи, но и к поэтическому творчеству, а конкретно – к лирике Фета.

Обучающиеся с помощью учителя пытаются определить основные черты, присущие импрессионизму, а вместе с тем и творческой манере поэта.

– Подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений.
– Фрагментарность композиции.
– Индивидуальная точка зрения на мир.
– Создание ощущения беспредельности и глубины изображаемого.
– Богатство красок в изображении природы, сверкающего солнечного света.
– Растворение объёмных форм в движении света и воздуха, что придаёт изображению неуловимый, таинственный, размытый характер.
– Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности.

Заочная экскурсия по выставочному залу (рассматриваем картины художников – импрессионистов Моне, Мане, Дега, Ренуара, Писсаро,…)

Экспресс-анализ (работа в группах).

1 группа: анализирует стихотворение «Чудная картина…»
2 группа: при помощи красок рисует изображаемую картину.
3 группа: анализирует стихотворение «Печальная берёза».
4 группа: при помощи красок пытается передать данный образ.

(Затем следует выступления учащихся).

Вывод:

Фет – поэт, художник.
Импрессионистическое письмо свойственно поэзии Фета. Он так воспринимал природу, жизнь. Его стихи говорят о том, что он любит землю и всё, что живёт на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть… Черты, способствующие созданию напевного музыкального стиха Фета:
– ритм, рифма;
– повтор слов;
– вопросительные и восклицательные предложения;
– построение (композиция).

Фет воспринимал, как мы уже отметили, окружающий мир субъективно. Для него главное не точное воспроизведение реалий, а передать свои чувства, ощущения, что приближает его творчество к приёмам создания импрессионистического письма.

Итоги. Рефлексия

– Что необычного мы увидели в поэзии Фета?
– Что сближает поэзию Фета с манерой письма художников – импрессионистов?

Домашнее задание:

– Подобрать любое стихотворение о природе, проанализировать, сделать иллюстрации.

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию мороза...

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна...

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении «Ива» столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...


Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Всех в нем цветов благовонья слышны...

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело.

………………………………………..

Я говорить хотел - и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

С какой мы робостью любви

Свое дыханье затаили!

Казалось мне, глаза твои

Не улетать ее молили.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник - смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.