Всемирный день океанов. Всемирный день моря в детском саду


Амундсен, Колумб и Магеллан
Переплыли как-то океан.
До материков больших добрались
И в истории навечно задержались.

Все мы дружно отмечаем ныне
Океана День всемирный.
Чудом этим, люди, очень дорожите,
Суперморе вместе берегите.

Отцы, для всех морей и рек,
Своими силами огромны.
И преклонится человек,
Когда твои бушуют волны

Сегодня, может, волны стихнут
А, может, разойдутся рьяно.
Как будто, день свой отмечая,
Всемирный праздник океанов!

Сегодня день всемирный, океанов,
Чтоб жизнь в его глубинах продолжать.
Всё это, чтоб конечно без обманов:
Давайте вместе жизнь ту сохранять.

Не будем строить много лишних планов,
Самим нам нужно экологию хранить:
Чтоб нефть не разливалась в океанах
И мусор перестал по волнам плыть.

Океан завораживает своей красотой,
Звуки волн, что разбились об берег,
И так хочется вмиг нырнуть с головой,
В волшебство так внезапно поверить.

И сегодня, в Всемирный день океанов,
Пожелаю тебе чистоты,
Не познать тебе горя и бед столь глубинных,
Воплотить все в реальность мечты!

Прекрасна прозрачная гладь океанов,
Они омывают разные страны.
Наша задача - в них жизнь сохранить,
Не засорять и рыб не губить.

Мировой океан - ответственность наша.
Пусть будет прозрачной и чистой вода,
От пятен из нефти живность не гибнет
В день океанов и навсегда!

Есть четыре талисмана,
У красавицы Земли,
Четыре великих океана,
Запас огромнейший, воды!

Люди, помните об этом,
Ведь без воды, нам всем хана,
Вместе с воздухом и светом,
Для жизни, нам вода нужна!

С Днем всемирным океанов,
Вас поздравляю нынче я,
Берегите океаны,
Не засоряйте их, друзья!

Как моря впадают в океаны,
Как река течет без остановок,
Также быстро пусть свершаться планы,
Пусть не будет на пути уловок.

В этот день прекрасный пожелаю,
Чтоб пустыми не были карманы.
Чтоб всегда удача позади ступала.
Поздравляю с Днем всех океанов.

Люди, защитите океаны -
Третью часть планеты голубой.
След цивилизации, как рана,
Множится под темною водой.

« Чистоту, земляне, защитите!»
Слышите далёкий позывной?
Океан велик, но беззащитен
Перед дикой алчностью людской.

С всемирным днем всех океанов,
Сегодня волны протрубят.
И будет гладить отражением,
В дали алеющий закат.

Сегодня чайки закружатся,
Над гладкой скатертью морской.
А волны будут ласково стремиться,
Разбиться о манящий их прибой.

Поздравляю вас, кто с океаном
Жизнь свою навеки повязал,
Кто его считает талисманом,
Тех, кому он очень близким стал!

И желаю до глубин добраться,
Изучая мир лазурных вод,
Уберечь от грязи постараться,
Чтобы тех спасти, кто в нем живет.

Свои тайны океан откроет,
Если будем мы к нему добры.
Пусть бушует и штормит на воле,
И хранит подводные миры.


Поздравления к Всемирный день океанов 2015 - 8 июня
Всемирный день океанов 2015 - 8 июня как поздравить?
текст поздравления к Всемирный день океанов 2015 - 8 июня

Здравствуйте ребята
Слайд 2
Ведущий.
А вы знаете что 22 марта объявлен Международным днем воды. Этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. Давайте поговорим о том много ли воды на нашей планете? Хватает ли её всем?
Слайд 3

Вода бывает разной, а всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой всего три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр.Это так мало. Хлеб, воздух, вода – казалось бы это простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьём? Мир привычных вещей таит в себе ой как много загадок. И учёные стремились всегда разгадать их.
Слайд 4
Конкурс «Загадочный».

Что бежит без прогону? (Вода).

Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча).

В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападает-
Этот бархат опадает. (Иней).

Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки).
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывёт. (Облако).

Ведущий.
Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании её систем: регулировании климата и сохранении растительного и животного мира.
Слайд 5 (клик после каждой отгаданной загадки)

Викторина «Реки, озёра, моря и океаны».
1. Сколько на нашей планете океанов? (4).
2. Какой океан является самым большим, а какой – самым маленьким? (Тихий и Северный Ледовитый).
3. Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – что это? (Моря).
4. Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море).
5. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье).
6. У какого водоёма бывают рукава? (Река).
7. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил).
Слайд 6 (клик после каждой отгаданной загадки)

Конкурс « А знаете ли вы?»
Ведущий.
А знает ли вы, кто не может обходиться, без воды и неразрывно с ней связан?
1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала).
2. Кто одной ноздрёй дышит? (Кашалот).
3. Кто клыками дно пашет? (Морж).
4. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин).
5. Кто пьет ногой? (Лягушка).
Слайд 7 (клик после каждой отгаданной загадки)

Конкурс «С улыбкой по стране».
Ведущий.
Наш следующий конкурс – «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймёте, почему его так назвали.
1. Какой приток реки Самары течёт по проводам? (Ток).
2. В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора).
3. Какой приток Волги вытекает из пораненной берёзы? (Сок).
4. В Калининградской области вулканов нет, однако, там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава).
5. У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Пра – «неядовитый».
Назовите эти притоки. (Кобра и Уж).
Слайд 8

Конкурс «Где мы используем воду?» .
Ведущий.
В самом начале нашей встречи мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) её нужно очень много. Организм человека в основном состоит из воды, она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды ну, ни как обойдётся!
Вопрос: для чего ещё кроме питья нужна вода человеку?
(Клик после обсуждения)

Расход воды
Для чего нужна вода Расход воды в день (л)
Умывание 10 + 45 (туалет)
Купание 40 - ванна, 95-100 - душ
Приготовление пищи 5
Мытьё посуды 10
Стирка 15
Мытьё полов, окон 50
Поливка цветов, огорода 100

Ведущий.
Вот так много мы тратим воды, а ещё загрязняем её. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Слайд 9
Конкурс «Правильно ли мы расходуем воду?»

А давайте вспомним, где мы не экономно пользуемся водой? (Клик)

Ведущий.
С приходом воды появляется жизнь, пропала вода – и жизнь становится невозможной. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озёра. Если не принимать срочных мер, водоём умрёт, умрёт целый мир существ, обитающих в нём и подле него. И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана.
Поэт В.В. Маяковский обращался к жителям Москвы так:
Слайд 10
Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь к нашему водопроводу!
А ты не забыл закрыть водопроводный кран?
Ребята, приучитесь чистить зубы при закрытом кране!
Литература
1.О.Д. Ушакова Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 96 с.
2.Большая оксфордовская энциклопедия,/пер. с англ. У.В. Сапцинной,А.И. кима,Т.В. Сафроновой.-м.: ЗАО «РОСМЭН_ПРЕСС»,2007,-664с
3.Муранов А.
Величайшие реки мира.Ленинград»Детская литература»,1968
4.Реки,моря,озера,горы россии: начальная школа/ сост.Я.Ф.Яценко.-ВАКО,2009.-96с(школьный словарик)
5.БаландинР.К.,Мельник-ПашаеваН.А.
География.Открытие Земли.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,379с.:ил.

Презентация на тему: Океаны и моря по Земле текут не зря

Сценарий

внеклассного мероприятия,

посвященного празднованию

Всемирного Дня моря

Подготовила: Ефремова В. А.

Учитель: Сегодня, в прекрасный осенний день, я хотела бы поговорить о том, что напоминает нам о лете.

«Утро. Солнце ещё не поднялось, только показался из-за гор оранжевый ореол. Вода «парует» лёгким йодистым туманцем. Море спокойно как никогда. Гладкое такое, как зеленоватая стеклянная поверхность. Кажется, что прямо с гальки можно ступать по этой поверхности, и она удержит. Но нет, воду чувствую на теле всё выше.
И вот уже плыву, слегка раздвигая воду руками, вдыхая благодатные испарения. Вода прозрачная, серебристая, можно рассмотреть камни, покрытые водорослями. Отплываю подальше и оборачиваюсь посмотреть на горы во всей красе. Кажется, что они наступают на море. А оно пятится, унося меня с собой. Лежу на спине… Это назвать блаженством – не сказать ничего. И вот, наконец, медленно выползает сонное солнце, улыбаясь разливается, заполняет собою всё пространство. Слепит…»

Грация Весенняя

Как вы уже поняли, сегодняшнее мероприятие посвящено празднованию Всемирного Дня моря. Отмечается он в последнюю полную неделю сентября. Учрежден этот праздник был 1978 году 10-й сессией Ассамблеи межправительственной морской консультативной организации. День моря призван напомнить об опасности, угрожающей внутренним и внешним морям, исходящую в основном от людей.

Ведущий 1: Поздравляем мы сейчас весь мир, Ведь всемирный день сегодня моря. Пусть господствует на море штиль. Счастья всем, любви, добра, здоровья!

Ведущий 2: Море! Красотой своей манишь. Пенных волн твой шелест бесконечен. Смысл жизни ты для моряка. Кто влюблен в тебя - твой раб навечно!

Ведущий 3: У моря много разных лиц: Шторма и штили по соседству… Оно не ведает границ, Ему не чуждо лицедейство. Под толщиной тяжёлых вод Загадок спрятано немало… С днём моря всех, кто им живёт! Кому оно Вселенной стало!

Учитель: Планету, на которой мы живем, с большим правом можно назвать «планета-океан», чем «планета-земля». Ведь площадь Мирового океана более чем в 2 раза превышает площадь всей суши. Если все континенты покрыть водой Мирового океана, то образовался бы слой толщиной в 9 км ! В океанах находится 1370 млн. км 3 воды!

Термин «Мировой океан» ввел крупный советский географ и океанограф Ю. М. Шокальский. Под этим названием он подразумевал «совокупность той водной оболочки земного шара, главная особенность которой – соленость».

Мо́ре - часть , обособленная или возвышениями подводного . Отличается от Мирового океана также гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимом, что связано с их окраинным положением относительно океанов и замедлению водообмена из-за ограниченности связи с открытой частью.

В настоящее время принято разделять Мировой океан на 4 отдельных океана и 75 морей, включая крупные заливы и проливы.

Как вы думаете, каково значение морей в природе и жизни человека?

(ответы учащихся)

Ведущий 1: Моря играют решающую роль в сохранении среды, влияют на климат земного шара и обеспечивают баланс мировой гидрологической системы;

Ведущий 2: Моря – главный поставщик кислорода, вырабатываемого фитопланктоном;

Ведущий 3: Если бы моря не обладали способностью удерживать тепло, большая часть Земли была бы необитаемой;

Ведущий 1: Море - арена трудовой деятельности для миллионов человек. Чтобы снарядить в плавание одного моряка или рыбака, 20 человек трудятся на суше и в портах: на судостроительных заводах, сетевязальных и канатных фабриках и других предприятиях. Больше 100 млн. человек, жителей побережий, так или иначе связаны с морем.

Ведущий 2: С древнейших времен океаны и моря - это дорога, связывающая разные страны. И в наши дни морской транспорт играет огромную роль в хозяйственной и культурной жизни народов. Более 65% мирового транспортного грузооборота приходится на морской флот.

Ведущий 3: Морская вода - неиссякаемое хранилище разнообразного химического минерального сырья. В ней растворены все химические элементы периодической системы Менделеева, даже золото и радиоактивные элементы. Вода - прекрасный растворитель. В среднем в 1 т морской воды растворено 35 кг различных солей, но добывают их пока сравнительно немного. Это дело будущего.

Ведущий 4: Океан содержит огромные запасы рыбы, съедобных моллюсков, ракообразных и водорослей. Общий мировой улов составляет в год 45 млн. т (по данным ООН). Из них в пресных водах добывают только 10%, остальное - в морях и океанах. Первое место в промысле занимают рыбы - 85%, затем киты - 6%, моллюски и ракообразные - 8% и водоросли - 1%.

Ведущий 5: Моря таят в себе громадные запасы энергии. Как известно, под действием сил притяжения, идущих от Солнца и Луны, на Земле возникают морские приливы и отливы. Вода дважды или один раз в сутки подходит к берегу, затопляя часто обширные пространства. Уровень воды в отдельных местах поднимается на несколько метров. Такое регулярное движение воды таит в себе огромные запасы энергии. Сейчас эта энергия океана понемногу начинает использоваться.

Ведущий 6: С поверхности Мирового океана испаряется ежегодно 448 тыс. км 3 воды. Из них 107 тыс. км 3 выпадает над сушей. Так океан увлажняет земли, находящиеся далеко от его берегов. Напоенная им, зеленеет земля, созревают хлеба на полях, овощи в огородах, фрукты в садах. И как бы далеко от берега моря ни находилось место, где мы живем, всюду мы получаем дары океана. Они лежат на полках магазинов в виде пакетов соли, бочек рыбы, аккуратных банок консервов и многих других продуктов. Вы идете по улице и любуетесь облицовкой домов: белыми известковыми плитами. «Родина» известняка - морская пучина. Высоко в небе летит самолет. В сплав металла, из которого он построен, входит магний, добытый из морской воды. Всюду есть частицы великого Мирового океана.

Ведущий 7: Очень многими его богатствами уже пользуется человек, но они не составляют и тысячной доли того, что можно извлечь из его глубин. Настанет время, когда человек, вооруженный совершенной техникой, овладеет всеми богатствами подводного мира.

Учитель: Вы прослушали сообщения ваших старших товарищей о значении морей в природе. А теперь мы хотим проверить ваши знания. Предлагаю вам поучаствовать в викторине и отгадать загадки:

Для неё волна – качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода. (Медуза)

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (Морская звезда)

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок:

Рыбок друг … (Морской конёк)

Как громадный пароход,

В океане он плывет,

Без трубы и без винта,

На спине его – фонтан. (Кит)

Море синее прекрасно.

Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не «хватанула»

Кровожадная …(Акула)

Я вовсе не сороконожка!

Где столько взять для ног сапог?

Мне хватит восемь! Так немножко…

Ответьте кто я?… (Осьминог)

От врагов спасаясь сильных,

Пятясь головой назад,

Маскируясь я в чернильный

Разлохмаченный халат. (Каракатица)

Этот зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты,

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится. (Морж)

С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей к тому же. (Дельфин)

Что за звери это все же?

Средь дельфинов и китов

Впрямь похожи-препохожи

На кусты густых цветов. (Актинии)

Далеко на самом юге,

Где лишь лёд, мороз и вьюги,

Не снимая черный фрак,

В море прыгает рыбак. (Пингвин)

В Черном море знаменит я

Тем, что возле дна хожу

И с собою ядовитый

Костяной кинжал ношу. (Скат)

Возле скал под ветром влажным,

Кто, скажите, из зверей

На своих песчаных пляжах

Загорает у морей? (Тюлень)

В глубине морской живет,

Быстро под водой плывет.

Много у нее иголок,

Как у ежиков и елок. (Рыба Ёж)

Есть у нас один работник -

На все руки мастер-плотник.

Хоть в воде его пила –

Не ржавеет никогда! (Рыба-пила)

На спине полоски носит.

Это зебра? – кто-то спросит.

Нет, она в воде плывет,

Плавники она несет. (Рыба полосатая, Рыба-клоун)

Ползет в море паук –

Восемь ног, пара рук.

В руках клешни,

В глазах – испуг. (Краб)

Она отлично всем знакома.

Она всегда и всюду дома.

Нет дома для неё родней -

Дом постоянно вместе с ней.

С такой защитой нет и страха.

Кто – эта крепость? (Черепаха)

На мели сидит, усами шевелит,

А гулять пойдёт задом наперёд. (Рак)

Обжил реки и моря,

Длинный он, но не змея. (Угорь)

Будет страшно, если голод

Одолеет рыбу-… (Рыба-молот)

Царство рыб, китов, кальмаров,

Звезд морских, медуз, кораллов. (Море)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде. (Волны)

Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали? (Маяк)

Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал. (Якорь)

По морю идет, идет,
А до берега дойдет-тут и пропадет. (Волна на море)

Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток. (Море)

Разбивая толстый лёд,
Он один вперёд идёт,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом. (Ледокол)

Бела вата плывет куда-то. (Пена на море)

Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель. (Нептун)

Кто скафандр надевает
И на глубину ныряет?
Кто в ботинках со свинцом
Ходит там по дну пешком? (Водолаз)

Нужна мне для рыбалки нить.
Хотел у продавца спросить,
Мол, есть она ль в продаже тут,
Да позабыл, как нить зовут.
Вспотел мой нос до блеска.
Я вспомнил! Это - … (Леска)

Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море … (Шторм)

Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям. (Рыбы)

Поднимается волна
И закроет берег вскоре.
Это спутник наш Луна
Так притягивает море. (Прилив)

Вы такие молодцы. Давайте поаплодируем всем, кто участвовал в викторине. Ваша награда – сладкое угощение, которое вы сможете обменять на жетоны у наших ведущих по окончанию мероприятия.

Ведущий 1. Наша страна – Россия - морское государство. Берега ее омывают воды трех океанов и 12 морей.

Ведущий 2: Общая протяжённость береговой линии морей составляет 60 985 км;

Ведущий 3: Общая площадь акватории, находящейся под юрисдикцией России, составляет 8,6 миллионов км кв.;

Ведущий 4: Моря, входящие в состав Атлантического океана – Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское;

Ведущий 5: Моря, входящие в состав Северного Ледовитого океана- Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское;

Ведущий 6: Моря, входящие в состав Тихого океана – Берингово море, Охотское, Японское.

Учитель: Азовское море самое мелкое в мире, его глубина не превышает 13,5м

Особенность Балтийского моря является избыток пресной воды. Баренцево море имеет большое значения для транспорта и рыболовства. Белое море одно из самых маленьких среди морей России. Берингово море названо в честь исследователя Витуса Беринга, под руководством которого оно исследовалось в 1725-1743 годах. Восточно-Сибирское море почти весь год покрыто льдом. Одно из самых холодных морей. Температура даже летом редко поднимается выше 0 градусов. Самое большое на Земле бессточное озеро, названое морем из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Море Лаптевых названо в честь полярных исследователей двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых. Черное море – один из крупнейших курортов Евразии. Через акваторию Чукотского моря проходит линии перемены дат. Охотское море - источник очень ценных ресурсов. И далеко не только рыбных. На его шельфе уже разведаны достаточно крупные месторождения нефти и газа. Японское море на первом месте в РФ по множеству рыб и разнообразию видов.

Биологическое разнообразие морей, омывающих Россию, максимально на юге Тихоокеанского бассейна и постепенно снижается на север. Минимальным биологическим разнообразием отличается Черное море с его глубинным сероводородным горизонтом.

Обитатели моря - несколько сотен разновидностей животных, растений и одноклеточных организмов, чье существование неразрывно связано с морской стихией. Открытое море – место, где резвятся дельфины и без компаса находят дорогу морские черепахи. Спустившись под воду можно обнаружить микроскопически маленькие одноклеточные водоросли, тучи крошечных рачков, стаи рыб и кальмаров, а также целый комплекс обитателей моря, живущих в приповерхностных слоях воды.

Сейчас мы представим вашему вниманию десятку самых необычных обитателей морей.

Ведущий 7: Осьминог Дамбо - такое название это животное получило благодаря ухоподобным образованиям, выступающим из верхней части его головы, которые напоминают уши диснеевского слоненка Дамбо. Эти симпатичные существа живут на глубинах от 3000 до 4000 метров и являются одними из самых редких осьминогов. Крупнейшие особи этого рода составляли 1,8 метра в длину и весили около 6 кг. Большую часть времени эти осьминоги плавают над морским дном в поисках пищи - многощетинковых червей и различных ракообразных. К слову, в отличие от других осьминогов эти глотают свою добычу целиком.

Ведущий 1: Нетопырь короткорылый - эта рыба привлекает внимание, прежде всего, своим необычным внешним видом, а именно ярко-красными губами на передней части тела. Как считалось ранее, они необходимы для привлечения морских обитателей, которыми питается нетопырь. Однако вскоре удалось выяснить, что эту функцию выполняет небольшое образование на голове рыбы, называемое эской. Оно выделяет специфический запах, который привлекает червей, рачков и мелкую рыбу. Необыкновенный «образ» нетопыря дополняет не менее удивительный способ его передвижения в воде. Будучи плохим пловцом, он ходит по дну на грудных плавниках. Нетопырь короткорылый - глубоководная рыба, и обитает в водах близ .

Ведущий 2: Ветвистые офиуры - Эти глубоководные морские животные обладают множеством разветвленных лучей. Причем, каждый из лучей может быть в 4-5 раз больше, чем тело этих офиур. С помощью них животное ловит зоопланктон и другую пищу. Как и у других иглокожих, у ветвистых офиур отсутствует кровь, и газообмен осуществляется с помощью специальной воднососудистой системы. Обычно ветвистые офиуры весят около 5 кг, их лучи могут достигать 70 см в длину.

Ведущий 3: Трубкорыл-арлекин - Это один из самых малоизученных видов, умеющих при необходимости сливаться с дном или имитировать веточку водоросли. Именно рядом с зарослями подводного леса на глубине от 2 до 12 метров эти существа стараются держаться, чтобы в опасной ситуации они смогли приобрести окраску грунта или ближайшего растения. В «спокойное» для арлекинов время они неспешно плавают вниз головой в поисках пищи. Глядя на фотографию трубкорыла арлекина, несложно догадаться, что они находятся в родстве с морскими коньками и иглами. Впрочем, они заметно отличаются по внешнему виду: например, у арлекина более длинные плавники. К слову, такая форма плавников помогает рыбе-призраку вынашивать потомство. С помощью удлиненных брюшных плавников, покрытых с внутренней стороны нитевидными выростами, самка арлекина образует специальную сумку, в которой и вынашивает икру.

Ведущий 4: Краб-йети - В 2005 году экспедиция, исследовавшая Тихий океан, обнаружила на глубине 2 400 метров крайне необычных крабов, которые были покрыты «мехом». Из-за этой особенности (а также окраски) их назвали «крабы-йети». Впрочем, это был не мех в прямом смысле этого слова, а длинные перистые щетинки, покрывающие грудь и конечности ракообразных. По словам ученых, в щетинках живет множество нитчатых бактерий. Эти бактерии очищают воду от ядовитых веществ, выбрасываемых гидротермальными источниками, рядом с которыми обитают «крабы-йети». А также существует предположение, что эти же бактерии служат для крабов пищей.

Ведущий 5: Губка-лира - Она является одним из видов плотоядных глубоководных губок, и впервые была обнаружена у калифорнийского побережья на глубине 3300-3500 метров в 2012 году. Губка-лира получила свое название благодаря своему внешнему виду, напоминающему арфу или лиру. Так, это животное удерживается на морском дне при помощи ризоидов, корнеподобных образований. Из их верхней части тянется от 1 до 6 горизонтальных столонов, а на них на равном расстоянии друг от друга расположены вертикальные «ветви» с лопатообразными структурами на конце.

Ведущий 6: Клоуновые рыбы - Обитающие почти во всех тропических и субтропических морях и океанах рыбы из семейства клоуновых - одни из самых быстрых хищников на планете. Ведь они способны поймать добычу меньше чем за секунду! Так, увидев потенциальную жертву, «клоун» будет выслеживать её, оставаясь неподвижным. Безусловно, добыча не заметит его, ведь рыбы этого семейства своим внешним видом обычно напоминают растение или безобидное животное. В некоторых случаях, когда жертва подходит ближе, хищник начинает двигать эской, отростком переднего спинного плавника, который напоминает «удочку», чем заставляет жертву ещё больше приблизиться. И как только рыба или другое морское животное окажется достаточно близко к «клоуну», он внезапно откроет свой рот и проглотит добычу, потратив на это всего 6 миллисекунд! Такая атака настолько молниеносна, что её невозможно увидеть без замедленной съемки. Кстати, объем ротовой полости рыбы во время ловли жертвы зачастую увеличивается в 12 раз.

Ведущий 7: Рак- богомол - Обитающие на небольшой глубине в тропических и субтропических морях раки-богомолы обладают самыми сложными глазами в мире. Если человек может различать 3 основных цвета, то рак-богомол - 12. Также эти животные воспринимают ультрафиолетовый и инфракрасный свет. Такие глаза дают возможность ракам-богомолам распознавать различные типы кораллов, своих жертв и хищников. Кроме того, во время охоты раку важно наносить точные удары своими заостренными хватательными ногами, в чем также ему помогают глаза. К слову, справиться с жертвой или хищником, которые могут быть значительно больше по размеру, ракам-богомолам помогают и острые, зазубренные членики на хватательных ногах. Так, во время атаки рак-богомол делает несколько быстрых ударов своими ногами, чем наносит серьезные повреждения жертве или убивает ее.

Ведущий 1: Удильщик, морской черт, рыба–рыболов - Это глубоководное чудовище может с легкостью стать ночным кошмаром любого дайвера и по праву считается самой уродливой рыбой на планете Земля. Будто бы стыдясь своего уродства, удильщики обитают на морских глубинах, куда не проникают солнечные лучи. Глубины, на которых обитают эти существа, поистине поражают воображение: так в 2006 году женская особь морского черта была обнаружена в Средиземном океане на глубине 1.86 км.Большую часть своей жизни рыбы-рыболовы проводят на самом дне, где зарываются в ил или песок. Вследствие глубоководного обитания кожа этих рыбы имеет темно-серый или темно-коричневый цвет, что делало бы их невзрачными, если бы не огромная плоская голова, усеянная шипами и гигантская ротовая щель. На нёбе и челюстях имеется несколько рядов острых как бритва и загнутых вовнутрь зубов. Некоторые рыбы-рыболовы могут достигать 2 метров в длину и весить до 28 килограммов.

Ведущий 2: Рыба-капля - Эта рыбка чем-то напоминает человека с несчастным выражением лица, огорченного своим уродством. Обитает она в основном, у берегов Тасмании на глубине 800 метров и питается моллюсками и морскими ежами. У рыбы – капли нет воздушного пузыря, а тело состоит из желеподобного вещества, немного плотнее воды, что позволяет ей легко передвигаться по морскому дну.

Учитель: Несмотря на то, что вода занимает 70% поверхности нашей планеты, моря и океаны так и остаются для человека загадкой. Исследовано не более 5% мирового океана, остальная его часть находится за пределами знаний людей. Но всем известно, как необдуманная деятельность человека и его ошибки влияют на море и его обитателей. А порой, ошибки эти дорогого стоят.
Моря и океаны, их многочисленные обитатели находятся в опасности по вине человека, который загрязняет воды отравляющими веществами, пластмассовыми отходами, нефтепродуктами. Кроме этого, очень остро стоит проблема браконьерства и неконтролируемого улова рыбы. Многие виды морских животных уже изчезли по вине человека, еще больше находится под угрозой вымирания.По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб, как тунец, треска, марлин были выловлены на 90%. Около 21 миллиона бареллей нефти ежегодно выливается в моря и океаны. Синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоемы, являются причиной гибели миллиона морских птиц и 100 000 морских млекопитающих в год.

Мы должны помнить, что человек – это лишь часть природы. Уничтожая среду от которой зависим, мы ведем себя к гибели.

Давайте сохраним нашу планету!

Экологический праздник

«Путешествие с капитаном Врунгелем по мировому океану!»

Цель: закрепить знания детей о экосистеме океан. Развивать творческие способности детей, смекалку, сообразительность, эрудицию. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природному окружению.

Персонажи: Капитан Врунгель, боцман Лом

Действие праздника происходит в зале, оформленном как корабль. На центральной стене размещён экран для просмотра слайдов. Экран оформлен как большой иллюминатор.

Ход праздника:

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад, почтальон принёс аудио письмо. Хотите узнать, что в нём написано, и кто его прислал? Тогда давайте внимательно послушаем. (Включает кассету с письмом).

Голос: Здравствуйте дорогие дети детского сада №… Я Фея Воды! Слышала, что вы очень любите природу и заботитесь о ней. Сегодня все жители водного царства Земли отмечают праздник Всемирного дня Океанов. И я приглашаю вас принять в нём участие, и отправится в путешествие по океанам на корабле капитана Врунгеля и его помощника Лома. Счастливого вам путешествия!

Воспитатель: ну, что, ребята, отправимся в путешествие по океанам? (Вдруг раздаётся звук свистка и в группу входит капитан Врунгель)

Капитан Врунгель: Свистать всех наверх! Здравствуйте отважные ребята! Я слышал, что вы сегодня отправитесь вместе со мной в путешествие по океанам! Готовы? Тогда нам пора отправляться на мой корабль, но сначала мой помощник Лом поможем всем мальчикам превратиться в настоящих матросов! Для этого все мальчишки оденут матросскую форму. (Мальчики одевают матросские воротники и бескозырки) . А девочки будут самыми почётными гостьями моего корабля. Пора на корабль!

(Дети вместе с капитаном Врунгелем и боцманом Ломом идут в музыкальный зал)

Капитан Врунгель: (Свистит в свисток) Свистать всех наверх! Занимайте свои места и нам пора отправляться в плавание. (Дети рассаживаются на стульчики).

Воспитатель: Капитан Врунгель, а куда мы сначала поплывём?

Капитан Врунгель: Ну конечно в океан!

Воспитатель: А в какой сначала?

Капитан Врунгель: А что разве океан не один? Разве у нас на Земле их много?

Воспитатель: Конечно! И наши ребята даже знают, как они называются. Ребята давайте поможем капитану Врунгелю – назовём океаны и покажем на глобусе, где они находятся.

(Дети по очереди называют все пять океанов, и находят их на глобусе).

Капитан Врунгель: Молодцы, ребята!

Лом: Конечно молодцы, но ведь не так уж и трудно запомнить пять названий океанов, а на глобусе их вообще найти несложно, там названия написаны, я сам читал! А вот попробуйте отгадать мои загадки, тогда и увидим какие вы умные!

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный … (океан)

Ходит город-великан

На работу в океан. (Корабль)

Эти суперводоёмы

Все на глобусе найдём мы,

Их нетрудно отгадать,

Их всего лишь только пять! (Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский,

Северный Ледовитый и Южный Ледовитый)

Лом: Молодцы! Все загадки отгадали! Капитан, с такими умными ребятами можно отправляться в любое плавание.

Капитан Врунгель: Ну, тогда начнём наше путешествие по океанам. А чтобы оно было весёлым, а ну-ка матросы станцуем матросский танец!

Танец мальчиков «Матросский танец»

Воспитатель: Ребята, а что, вы можете рассказать об океане? (Ребята рассказывают об океане)

Лом: Интересно, а кто живёт в глубинах океана?

Капитан Врунгель: А вот давайте посмотрим в наш иллюминатор и узнаем.

(Просмотр слайд шоу «Обитатели океана»)

Воспитатель: Капитан Врунгель, Лом, а вы заметили, какие красивые рыбы живут в глубинах океана? Какие у них разноцветные хвосты, развивающиеся как ленточки?!

Наши девочки тоже умеют превращаться в разноцветных рыбок!

Танец девочек с ленточками под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов»

Капитан Врунгель: Да ребята, вы много знаете, красиво танцуете! А сейчас мы проверим насколько вы внимательные!

Игра «Путанница» Детям предлагаются разрезные картинки с изображением обитателей океанов (дельфин, кит, морская звезда, медуза, рыба-скат и т.д.). Части картинок перепутаны, нужно правильно сложить изображение животного.

Воспитатель: Наши ребята, не только много знают о жизни океанов, но так же и о том, как океан помогает людям.

Капитан Врунгель: Сейчас мы это проверим! Посмотрите в наш иллюминатор и скажите, какую помощь океана вы видите?

(Просмотр слайд шоу «Взаимодействие человека с океаном»)

Воспитатель: Ребята, а всегда ли человек относится бережно к океану?

Какой вред может причинить океану человек?

Как можно защитить океан?

Океан это дом для многих живых существ, это вода, без которой не может быть жизни на Земле и поэтому Океан нужно беречь и охранять.

(Вдруг раздаётся громкий крик Лома)

Лом: Капитан, беда! Справа по борту вижу на воде пятно разлившейся нефти!

Воспитатель: Ребята, чем опасна нефть на поверхности океана? Как мы можем помочь обитателям океана? (Очистить поверхность воды от нефтяного масляного пятна)

Капитан Врунгель: Требуются добровольцы для участия в операции по очистке океана от нефти! Что бы отобрать самых ловких мы проведём испытание.

Игра эстафета: «Кто быстрее наполнит таз водой».

Дети делятся на две команды. Нужно добежать до ведра с водой, ложкой наполнить водой стакан. Добежать со стаканом с водой до таза и вылить воду из стакана в таз. Передать стакан следующему игроку.

Побеждает команда, которая меньше разольёт воды и быстрее наполнит таз водой.

Капитан Врунгель: мы выбрали самых ловких, теперь нужно подплыть к нефтяному пятну и собрать его с поверхности воды.

Игра-экспериментирование: «Собери масляное пятно с поверхности воды».

Детям предлагается, используя предложенные материалы (ложка, ситечко, мелкие кусочки промокательной бумаги, опилки, трубочка для коктейля) собрать масляное пятно с поверхности воды.

Правильные действия: посыпать масляное пятно опилками или кусочками промокательной бумаги, дать маслу впитаться, а затем собрать всё с поверхности ситечком.

Капитан Врунгель: Молодцы ребята! Вы справились с бедой и спасли жизнь многим обитателям океана!

Воспитатель: Путешествие было очень интересным, но нам уже пора возвращаться в детский сад.

Капитан Врунгель: Ну что же, тогда на прощание я хочу вас порадовать звуками океана. Закройте глаза и прислушайтесь.

(Раздаются звуки океана: шум волн, крик чаек и т.д.) По окончание звуков дети открывают глаза. На экране появляется изображение детского сада.

Капитан Врунгель: Посмотрите, ребята, вот и ваш детский сад показался на горизонте. Путешествие подошло к концу! Вам понравилось путешествовать по океану? Вы были отважными, смелыми в нашем путешествии и мы с Ломом хотим вручить вам на память о нашем океаническом путешествии маленькие сувениры – ракушки!

Воспитатель: А наши дети прочтут стихи, которые помогут людям помнить о том, что необходимо беречь всё живое, что окружает нас.

Ребёнок 1: На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса!

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Ребёнок 2: По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветёт,

В степи ковыль, как нежный шёлк,

Расчёсывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

Воспитатель: Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке!

Цель. Показать необходимость воды для всего живого на Земле.

  • привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;
  • показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);
  • расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.

Оборудование.

  • глобус,
  • стакан,
  • трехлитровая банка,
  • таблицы “Расход воды”,
  • плакаты по теме,
  • телевизор,
  • видеомагнитофон,
  • видеокассета с документально-экологическим фильмом о воде.
  • заранее подготовленные плакаты учащихся, на экологическую тему о воде.

(На фоне музыкальных видеоклипов о природе звучит вступительное слово учителя)

Учитель. 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода).

А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова учитель сопровождает показом опыта).

Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремится разгадать их.

(Представление жюри, команд, капитанов)

1 конкурс “Загадочный” (разминка)

(Команде задается по 1 загадке. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

  1. Что бежит без прогону? (Вода)
  2. Весит за окошком кулек ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
  3. Без крыльев – летит,
    Без ног – бежит,
    Без паруса – плывет. (Облако)
  4. В белом бархате деревьев,
    И заборы, и дома,
    А как ветер нападает –
    Этот бархат опадает. (Иней)
  5. Летит сова по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)
  6. Одеяло белое,
    Не руками сделано,
    Не ткалось и не кроилось –
    С неба на землю свалилось. (Снег)

2 конкурс “Реки, озера, моря и океаны”

Учитель. (демонстрируя глобус) Океаны, моря и реки регулируют кругооборот воды на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решительную роль в функционировании ее системы: регулирование климата и сохранение животного и растительного мира.

Вопросы конкурса.

  1. Сколько на нашей плане океанов? (4)
  2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
  3. Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)
  4. Какое море является самым саленным на нашей планете? (Мертвое море)
  5. Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)
  6. У какого водоема бывают рукава? (Река)
  7. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
  8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
  9. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
  10. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

(Жюри подводит итоги конкурса)

3 конкурс “Знаете ли вы?”

Учитель. А знаете ли вы, кто может обходится без воды и неразрывно с ней связан?

Вопросы конкурса.

  1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
  2. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
  3. Кто одной ноздрей дышит? (Морж)
  4. Кто клыками дно пашет? (Морж)
  5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)
  6. Что такое морская капуста? (Водоросли)
  7. Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)
  8. Кто пьет водой? (Лягушка)
    (Следующие ответы демонстрируются иллюстрациями из книг)
  9. Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)
  10. Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)
  11. Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)
  12. Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)

(Жюри подводит итоги конкурса)

Физкультминутка

Игра “Вода-не вода”

Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа) –встать . Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки . В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (камень) – хлопают в ладоши .

Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.

4 конкурс. “Где мы используем воду?” (конкурс капитанов)

Учитель. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде. И беречь надо не только ручную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть воды убегает в канализацию. Когда В.Маяковский делал подписи к плакатам “Окна РОСТА”, он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так:

Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь
К нашему водопроводу!
А ты не забыл закрыть
Водопроводный кран?

В самом начале мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (в том числе и человеку) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; человек может несколько дней прожить без еды, но не без воды. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

1 задание. Капитанам предлагаются таблицы “Где мы используем воду?”

(Ответы показываются и сравниваются с таблицей “Расход воды”)

Таблица “Расход воды”

2 задание. Вопросы для капитанов по ОБЖ.

Учитель. А сейчас, мы с вами поговорим о том, что самое главное умение в жизни – это умение правильно действовать в случаи любой опасности. Именно об этом мы с вами говорим на уроках ОБЖ.

  1. Как называется опасная ситуация, угрожающая здоровью и жизни человека? (Экстремальная)
  2. Когда опасность угрожает сразу многим людям, как называется такая ситуация? (Чрезвычайной)
  3. Расшифруйте абривиатуру МЧС.
  4. Назовите телефон городской службы спасения. (089; 01)
  5. Что такое наводнение? (Это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в период снеготаяния, ливней)
  6. Ваши действия во время наводнения? (1. Вместе со взрослыми немедленно выходить из опасной зоны. 2. Если находитесь вне помещения, необходимо выйти на возвышенное место; Забраться на дерево.)
  7. Какие правила безопасного поведения нарушили на воде?

У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки…
Больше нет чудаков у реки!

Назовите правила безопасного поведения на льду. (Лед прочный, если его толщина 7 см, если идет группа 12 см. Лед опасен около стоков воды с заводов, деревьев, камышей.)

(Жюри подводит итоги конкурса)

5 конкурс. Защита плакатов (домашнее задание).

Плакаты и текст их защите были заранее приготовлены членами команд. Проводит защиту один из игроков команды.

Плакаты на экологическую тематику: “Берегите реки”, “Берегите воду и природу”, и т.д.

(Жюри подводит итоги конкурса. Оценивается конкурс в 10-й системе)

Учитель. Вот и подходит к концу наша игра-конкурс. Какой вывод можно сделать из всего сказанного сегодня? (Ответы учащихся)

Слово жюри. Подведение итогов.