Тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» тест по литературе (10 класс) на тему. Образы героев в «Преступлении и наказании Кто из героев преступление и

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Преступление и наказание» главные герои романа вошли в историю и являются достаточно многогранными.

«Преступление и наказание» главные герои

Всего в романе более 90 персонажей, из них около 10 центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета.

Главный герой «Преступление и наказание» Родион Раскольников , студент исключенный из института за неуплату.

Старуха, Алёна Ивановна, — процентщица, у которой он закладывает свои вещи.

Свидригайлов Аркадий Иванович — «Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»

Катерина Ивановна — жена Мармеладова. Ей примерно тридцать лет. После смерти спившегося мужа осталась с тремя детьми на руках и в нищете.

Семен Захарович Мармеладов — титулярный советник.

Софья Мармеладов — дочь Семена Мармеладов. Девушке 18 лет. Преступления Сони носит жертвенный характер, так как она идет на панель ради близких людей, которые погибают в нищете. Соня пытается указать верный путь Раскольникову, читая ему Евангелие. К Родиону Соня чувствует любовь и сострадание, поэтому не задумываясь разделяет с ним его судьбу и едет вместе с ним в Сибирь. В конце романа Родион, наконец, понимает, какое счастье, что его любит такая девушка.

Дуня Раскольникова — сестра главного героя Родиона. Она молода, привлекательна и грациозна, а потому не обделена вниманием со стороны противоположного пола. Ей 22 года. Дуня сильна характером и самоуверенна. В своем желании выйти замуж за Лужина она преследует скорее цель не обогатиться, а помочь как-то брату с учебой.

Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона и Дуни; нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43 лет. Женщину мучает отчужденное поведение сына. Она не знает о преступлении Родиона, но догадывается, что его что-то терзает. Они с Дуней (Авдотьей Романовной) кое-как зарабатывают на жизнь и помогают деньгами сыну Родиону, чтобы он не бросал учебу. Она, несмотря на зрелый возраст, сохранила былую красоту. Одевалась она хоть и бедно, но всегда выглядела опрятно и достойно. Перед смертью героиня успела благословить дочь Дуню на брак с Разумихиным.

Лужин Петр Петрович- высокомерный мужчина 45 лет. Лужин – это делец, который во всем, в первую очередь, ищет выгоды для себя. Лужин не может любить по-настоящему, он хочет лишь обладать. Он смотрит на Дуню, как на красивую вещь, которую можно купить.

Разумихина — единственный настоящий друг Раскольникова. Настоящая фамилия героя — Вразумихин, одна все зовут его Разумихиным. Он такой же бедный студент как Раскольников, но дворянин по происхождению.

Лизавета ,- сестра Алены Ивановны. В романе о ней сказано «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, 35 лет, незамужняя, бывшая в полном рабстве у сестры своей».

Порфирий Петрович – это следователь, ведущий дело об убийстве старухи-ростовщицы.

Товарищи! Мне очень нужна помощь! Считайте что это опрос1. К кому из героев романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" можно отнести характерные детали внешности:– драдедамовый платок;– бакенбарды в виде котлет;– глаза с жидким водянистым блеском;– высокая рыжая рваная шляпа?В каких эпизодах появляются эти портретные детали и как они характеризуют героев?2. Кто и о ком сказал: "Он у меня психологически не убежит!.." Прокомментируйте эти слова.3. Объясните смысл названия романа "Преступление и наказание"? Почему в тексте о "преступлении" написано всего несколько страниц, а "наказание" занимает все остальное произведение?4. Найдите в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" детали, характерные для описания Петербурга. Используя цитаты, опишите облик Петербурга Достоевского и определите, почему писатель рисует город именно таким. Какие изобразительно-вырази­тельные средства языка помогают читателю понять значение образа города в романе?5. Проанализируйте эпизод из романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", в котором Раскольников признается Соне в совершении убийства (часть V, гл. IV) со слов "Все вздор!.. Вот что, Соня..." до слов "...вдруг заплакала навзрыд, как в истерике"). Какие способы изображения психологического состояния героев использует здесь писатель? Каково авторское отношение к героям в этом эпизоде? Аргументируйте свою точку зрения.Добавлено позже В названии опечатка. Литература


Ключевые слова: кто и о ком сказал он у меня психологически не убежит прокоментируй эти слова, кому из героев романа преступление и наказание характерен драдедамовый платок, 1) К кому из героев можно отнести характерные детали внешности: 1.Бакенбарды в виде котлет. 2.Глаза с жидким видянистым блеском. 3.Высокая рыжая шляпа,

1 ответ к вопросу “Литературп”

    ответ #0 / ответил: Служба поддержки

    • ответ / ответил:

      Полезный ответ? (2 ) / (0 )

      1.Драдедамовый платок был у Сони(характеризует ее религиозность и внутреннюю доброту), Бакенбарды - Лебезятников(носитель различных аспектов учения социалистов), Глаза - Порфирий Петрович, Рваная шляпа, кажется принадлежит Раскольникову.2.Порфирий Петрович говорит о Раскольникове. Так как, Раскольников очень боится наказания, и готов сам сдаться властям. А Порфирий Петрович понимает это, и не задерживает его.Поэтому и считает, что он не убежит "психологически". 3. Смысл в том, что наказание всегда постигнет. Преступление человек совершает быстро, а наказанием, в свою очередь будет являться вся его дальнейшая жизнь. Тут и страх заключения, и муки совести. 4. “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило. Но, продолжив читать произведение, я поняла, что именно таков Петербург Достоевского – без упоминаний об архитектурных красотах, без пышных балов и светских приемов. Писатель вообще мало внимания уделяет внешнему облику города: он точно передает атмосферу, царящую в нем, настроения и чувства его жителей. В основном мы с героями находимся или на улицах города – грязных, тесных, темных – или во дворах, напоминающих колодцы. Иногда попадаем на узкие, крутые лестницы, облитые помоями; в душные, пыльные коридоры; в не менее убогие и грязные комнаты героев, которые Достоевский презрительно называет «клетушка», «каморка», сравнивает с сараем, сундуком, шкафом и даже гробом. Мы видим крайнюю степень страдания и нищеты доведенного до отчаяния человека. Городской пейзаж безотраден и сумрачен. Он связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Хотя действие в романе происходит летом, в описании города, его улиц, домов, нет ярких красок, сочной зелени. Напротив, писатель акцентирует внимание на сером и желтом: серые дома, желтые обои и занавески в комнате старухи-процентщицы, картины в желтых рамках, мебель из желтого дерева во многих квартирах. У Достоевского желтый – это цвет нищеты, убожества, отчаяния, болезни, смерти. Слово «запах» в романе встречается редко, его роль выполняют слова с более ярко выраженной эмоциональной окраской: вонь, смрад. Петербург Достоевского – это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Здесь царит атмосфера бедности и душевной задавленности. В этой обстановке и живут Раскольниковы и Мармеладовы. Именно в этих условиях зарождается у Раскольникова его страшная, бесчеловечная теория, дающая право «избранным» людям совершать преступления; спивается и погибает, попав под коляску, Мармеладов, умирает от чахотки Катерина Ивановна, богобоязненная, порядочная Соня вынуждена торговать собой, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу. Люди, живущие в этом городе, обречены на бесконечные муки, унижения и оскорбления. Жизнь в Петербурге, изображенном Достоевским, страшна и неестественна, она давит на человека, и человек в ней задыхается. Город Достоевского - это не только фон, на котором развертываются драматические события романа, но и душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. Но в душе героя “Преступления и наказания” и в душе самого писателя живет мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: “…он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях”. Мне кажется, что именно вера в Петербург будущего как в город светлый, свежий, в котором ничто не теснит ум и душу, заставила Достоевского показать в своем романе этот город таким, каким мы его увидели. Если лучшей будет участь людей, живущих в Петербурге, то и атмосфера в городе будет другой.5. Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом. Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях. Важно, что сестра Раскольникова – Дуня - особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми. Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить. И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно - хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали». Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете. Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения». Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? - опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить... и не ходить?» По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!» Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона. Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...» Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню». Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха. Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило». Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но «на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела». Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе. Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.

Рассмотрим образ Свидригайлова Аркадия Ивановича. Этот герой является одним из главных персонажей психологического романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (портрет автора представлен в статье). Федор Михайлович это произведение опубликовал в 1866 году. Оно было напечатано в журнале «Русский вестник». А создавалось это произведение в период с 1865 по 1866 год.

Образ Лужина и Свидригайлова объединяет то, что оба этих героя — моральные двойники Раскольникова. Аркадий Иванович олицетворяет собой упадок личности и духовную деградацию, к которым приводит реализация философии Родиона, его взгляда на мир.

Внешняя характеристика Свидригайлова

Рассматривая образ Свидригайлова, опишем сначала его внешние черты. В произведении Аркадию Ивановичу уже более 50 лет, однако он выглядит намного моложе своих лет. Это широкоплечий человек среднего роста, который одевался щегольски и выглядел «осанистым барином». У Аркадия свежее, приятное лицо, борода и волосы еще весьма густые, а его голубые глаза смотрят пристальным, холодным взглядом. Однако Раскольников через некоторое время нашел в этом, казалось бы, миловидном лице что-то страшное и неприятное. Свидригайлов — это дворянин со связями, который привык ставить перед собой цель и любыми способами добиваться ее. Таков образ Свидригайлова при первом знакомстве с этим героем. Однако он на самом деле намного сложнее, в чем вы убедитесь, дочитав до конца эту статью.

Внутренний мир Аркадия Ивановича

Продолжая описывать образ Свидригайлова, обратимся к его внутреннему миру. Множество сплетен окружает этого героя, одна хуже другой. В смерти супруги Марфы обвиняет его общество. Свою жену он якобы отравил, а также истязал и, в конечном счете, довел до самоубийства Филиппа, своего слугу, избивал девочку.

Исходящую от этого человека опасность ощущает и Дуня — сестра Родиона, в которую этот дворянин влюблен. Свидригайлов говорит сам о себе, что он лишенный норм и принципов человек, который действует по своему хотению и собственной воле. Он не строит оправдательные теории для сокрытия своих поступков, как Лужин. Аркадий Иванович прямо говорит, что он «развратный и праздный» человек.

Сравнительная характеристика двух героев — Свидригайлова и Раскольникова

Образ Свидригайлова, кратко описанный выше, во многом раскрывается благодаря сопоставлению его с Родионом Раскольниковым. Благодаря способностям, опыту, деньгам Аркадий Иванович имеет уже то, о чем может лишь мечтать Родион, — «независимость от людей и абсолютную свободу». Этот герой смог уже давно переступить через убийство, разврат, обман. Раскольников мог бы позавидовать холодной расчетливости и выдержке Свидригайлова во время преступления, поскольку Аркадий Иванович глупых ошибок не совершает никогда, сентиментальности не поддается. А студент страдает от всего этого. Родион мучается в душе, все свои моральные силы собирает для того, чтобы заставить совесть замолчать. Аркадий Иванович давно уже не ощущал даже намеков на чувство вины и терзания совести. Его не волнуют прошлые грехи, как и грязные поступки, совершенные им недавно. Все это дополняет его образ. Свидригайлов Аркадий Иванович привык жить различными преступлениями, наслаждаться собственными низостями.

Аркадий Иванович переступил уже давно моральные границы, пропасть духовного падения этого героя поистине велика. Единственный его жизненный принцип заключается в том, чтобы срывать безжалостно «цветки наслаждения», а затем выкидывать их «в придорожную канаву». Аркадий первым замечает, что с Родионом у него много общего. Однако есть и одно важное отличие — Свидригайлов границы между грехом и моральностью стер, а Родион — нет. У студента вызывает панику тот факт, что зло и добро одинаковы. А для Свидригайлова это жизненная истина.

Положительные стороны Свидригайлова

Изображая его аморальный образ, Достоевский вместе с тем большое значение придает совершенным им хорошим поступкам. Их Свидригайлов совершает даже больше, чем все положительные персонажи вместе взятые. Ведь Аркадий обеспечил будущее не только своим детям, но и сиротам Мармеладовых. Он жаждет устроить судьбу Сони, вытащить ее из этого «водоворота». Свидригайлов предлагает Раскольникову деньги для того, чтобы тот сбежал в Америку. Он также обещает выплатить долги Катерины Ивановны. Светлая сторона этого героя в отношениях с Дуней также берет верх. Ведь Аркадий Иванович, после того как девушка ему жестко отказала, больше не искал с ней встречи, не причинил Соне зла. «Широкая» натура Свидригайлова наделена странной способностью быть благородной и мерзкой одновременно. В его душе отсутствует четкая граница между злом и добром.

Трагическая раздвоенность внутреннего мира Аркадия Ивановича

Жизненная позиция Аркадия Ивановича объясняется в произведении в некоторой мере трагической раздвоенностью его личности. Он, так же как и Родион, воспринимает болезненно несовершенство этого мира, порядки его, основанные на несправедливости и фальши. Но бунт Свидригайлова, с другой стороны, позитивного заряда не имеет.

Он делает добрые поступки лишь «от скуки», поскольку от него не требует ни ущемлений в своих желаниях, ни страданий материальная помощь людям. Лишь к пустоте, а не к самореализации, приводит героя его теория «сильной личности».

Отвращение к жизни и самоубийство

Аркадий Иванович, несмотря на полное отсутствие в нем нравственных принципов, чувствует отвращение к жизни. Этот герой хочет убежать от этого, он рискует, убивает, после чего сидит в тюрьме, затем соглашается на побег в Америку или полет на воздушном шаре. Однако тяжесть существования, лишенного смысла, давит на плечи, угнетает. Его везде преследует пошлость, «баней с пауками» пугает вечность. Неудивительно поэтому, что Свидригайлов, пресытившись жизнью, решается на самоубийство. Его душа практически мертва, поэтому выстрел из револьвера был логичен.

Чему учит судьба Свидригайлова?

Большую роль в произведении играет образ Свидригайлова. «Преступление и наказание» — роман, который учит нас тому, что вседозволенность, абсолютная свобода приводят не к раскрепощению, как втайне надеялся Родион, а, напротив, к опустошению, ощущению сужения жизненного пространства. Предупреждением Раскольникову является судьба Аркадия Ивановича. Характеристика образа Свидригайлова показывает, что выбранный им путь ложный. Он ведет лишь к душевной пустоте. Судьба этого героя учит негативным примером истине, которой придерживается Соня, — нужно принять Христа и очиститься для того, чтобы стать свободным по-настоящему.

Письмо к Соне Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Здравствуйте, уважаемая Соня! Пишет вам девушка из 21 века, узнавшая о вашей судьбе, о вашей жизненной истории из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Прежде всего, позвольте выразить свое глубокое уважение и восхищение вашей безмерной любовью к ближним, вашей мудростью, вашей огромной внутренней силой. Да-да, мне кажется, что именно эти черты как нельзя лучше описывают вашу индивидуальность.
Конечно, в силу вашей скромности и даже застенчивости, вы скажете, что все это преувеличение и что вы недостойны, тем более, если я знаю о вашем прошлом. Но именно потому, что я знаю, на что вы обрекли себя ради своих близких, и вызывает во мне (не скрою) изумление, но и огромное уважение. Пожертвовать собой до такой степени – “пойти по желтому билету”, чтобы не умерли с голоду ваши родственники (которые вам не родня по крови), которые принесли вам столько душевных мучений… Это, я думаю, дорогого стоит. Ведь вы сознательно обрекли себя на роль социального изгоя, которому и в городе-то нельзя появляться при дневном свете! Не говоря уже о тех душевных и нравственных страданиях, что вы переживали все это время!
Конечно, вы великая грешница, ведь вы решили, что ваша душа стоит дешевле, чем страдания ваших близких. Писатель Достоевский, который так хорошо изучил вас, показывает, что предательство своей души, ее “убийство” – это

самый большой грех, может быть, даже больший, чем грех вашего любимого – Родиона Раскольникова. Однако кто из людей не совершал ошибок? Кто из людей безгрешен?
Может быть, уж простите мне мою “крамольную” мысль, именно благодаря своему падению вы и достигли больших духовных высот, по-настоящему пришли к Богу. Ведь именно вера помогла вам выстоять во всех испытаниях, а не покончить с собой или сойти с ума, как пророчили вам многие. Да и писатель Достоевский подчеркивает, что “весь этот позор… коснулся ее только механически…”
Ваша вера в возможность воскрешения (недаром вашей любимой библейской притчей является легенда о воскрешении Лазаря) помогла не только вам, но и Родиону Раскольникову. Ваша философия – смирение перед Богом – ведет вас и Раскольникова к спасению.
Да, вы умеете любить, умеете отдать все любимому человеку. Именно ваше сердечное участие помогло Родиону встать на путь возрождения. Думаю, он чувствовал, что только вы – его “родственная душа”, великая грешница, чрезвычайно одинокий человек – способны понять и помочь ему. И Раскольников оказался прав – вы помогли ему не только покаяться перед людьми, не только признаться в своем преступлении, но и осознать истинную суть своего поступка, начать собственное перерождение: “Вместо диалектики наступила жизнь”.
Вы пошли за своим любимым до конца – последовали с ним на каторгу, терпеливо ждали, когда Родион будет готов ответить вам взаимностью. Честно говоря, и это тоже вызывает во мне восхищение. Так терпеливо ждать взаимного чувства не каждому под силу. А если бы Родион не полюбил вас? Или вы чувствовали, что теперь связаны навеки, что по-другому и быть не может?
Думаю, если бы случилось так, что Раскольников не смог ответить вам взаимностью, вы бы все равно продолжали любить и помогать ему. До тех пор, пока не поняли бы, что ваш любимый больше в вас не нуждается. На мой взгляд, такое самопожертвование и терпение – практически нравственный подвиг. Я, честно говоря, не знаю людей, способных на такое.
Но, к счастью, в эпилоге романа мы понимаем, что ваша любовь с Родионом будет счастливой. Много перестрадавший и много понявший, Раскольников вскоре будет готов дать вам то, в чем вы так нуждаетесь, – тепло, близость, доверие, семью.
Не сомневаюсь, что даже в тех тяжелых жизненных условиях, в которые вы попали (сибирская каторга), вы сможете быть счастливыми – родить и воспитывать детей, помогать другим несчастным встать на правильный путь – путь истинной веры, смирения перед Богом, путь чувств, а не рациональных и пустых измышлений.
Честно говоря, Соня, я не всегда так хорошо относилась к вам. В начале нашего заочного знакомства я не понимала вас, не понимала, что движет вами в ваших, скажем прямо, необычных для обыденной жизни поступках. Но по мере погружения в роман я все больше и больше начала восхищаться вами и… учиться у вас. Конечно, мне еще далеко до истинного смирения и веры. Но в душе, поверьте, я всегда буду помнить, чем следует в жизни. Спасибо вам за это.

Другие сочинения:

Дневник Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Предисловие В жизни человека бывают такие моменты, когда ни одна человеческая душа не может облегчить то нравственное страдание, которое убивает сердце, ни один разговор не сможет быть облегчением, потому что бывают чувства и ситуации, когда чужие, пусть может быть и Read More .

Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Соня Мармеладова – центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия Read More .

В Петербурге Достоевского (по роману Ф М Достоевского “Преступление и наказание”) Петербург – один из героев романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот образ важен не только для понимания самого романа, но и всего творчества великого русского писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и Read More .

“Их воскресила любовь…” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается Read More .

Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, результаты – философские, социальные и нравственные – преступной идеи главного героя. Они доказывают, что теория Раскольникова Read More .

“Я СЕБЯ УБИЛ…” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Одни Говорят, что этот человек – великий Христианин. Другие помнят, что он был Революционером, участвовал в заговоре Петрашевцев, приговорен был к казни. В белом Халате и в колпаке смертника в жестокий Мороз стоял он на Семеновском плацу, слушал Приговор, ждал Read More .

Уроки Достоевского по роману “Преступление и наказание” Уроки Достоевского. По роману Преступление и наказание. Противопоставление между добром и злом – Основной конфликт в романе Достоевского Преступление и наказание. Мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан Read More .

Петербург Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от М. В. Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще А. С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н. В. Гоголя, А. Read More .

Теория Раскольникова (по роману Достоевского “Преступление и наказание”) Социально-философский роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего Read More .

Дневник читателя (по роману Достоевского “Преступление и наказание”) Свой крупнейший легендарный роман “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский написал в 1866 году. Впервые он был опубликован в “Русском вестнике”. Долго писатель шел к осуществлению замысла произведения. Тема уже разрабатывалась в романах “Униженные и оскорбленные”, “Записки из подполья” и Read More .

Роман Ф. Достоевского “Преступление и наказание”

В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” характер героя 60-х годов XIX века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я, как, наверное, и некоторые другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова?
Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин – преданнейший друг Раскольникова, Соня – несчастное создание, жертва гниющего общества, – восхищаются им, даже его преступление не может поколебать их чувства. Раскольников вызывает уважение у следователя Порфирия Петровича

– очень умного человека, догадавшегося раньше всех о его преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили в герое антигуманную теорию “крови по совести”, а теория вылилась в преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Отсюда чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти два персонажа считают, что человеку, обладающему силой и злостью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, – говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет весьма противоречивый характер: он, одновременно добрый, честный человек, совершает ряд благородных поступков, таких, например, как помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны. Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и “серостью”, скорее, это человек, в душе которого борются добро и зло. И то и другое попеременно одерживают победу, но, к сожалению, в результате верх берет зло – Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством.
С Лужиным несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить другого человека и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого персонажа невозможно противопоставлять Родиону Раскольникову. Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, на самом деле завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей: он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, он словно ножницами отрезал себя от всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”, она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что чита тель убеждается: муки совести страшнее каторги. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который искал выход из мира зла и страданий, жестоко ошибся, совершив преступление, за что и был наказан. Очень чутко уловил Достоевский уже в XIX веке роль идей в общественной жизни. С ними, говорит нам великий писатель, нельзя шутить. Они могут быть благотворными, но могут оказаться и разрушительными как для человека, так и для общества в целом.

О чем меня заставил задуматься роман Достоевского “Преступление и наказание” Роман “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, Read More .

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” находится личность Родиона Раскольникова – идейного преступника. Понять истоки его характера, его поступка и его теории – такова основная цель автора в данном произведении. Главный герой “Преступления и наказания” – человек Read More .

“Преступление и наказание” – социально-психологический роман Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных Read More .

Идея жертвенности в романе Достоевского “Преступление и наказание” В романе “Преступление и наказание” Идея жертвенности” это – Соня Мармеладова и ее мачеха, Катерина Ивановна, Дуня, сестра Родиона Раскольникова, и сам Раскольников, несмотря на затмившую его разум идею. Достоевский осуждает теорию Раскольникова, приведшую героя к преступлению, но искренне симпатизирует Read More .

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского – “Преступление и наказание” – роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, Read More .

Идея Раскольникова и ее крушение (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и Read More .

Есть ли наказание в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким Read More .

Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” – границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников Read More .

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Ты сам – свой Бог, ты сам – свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым Read More .

Свобода выбора и ответственность за него (по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”) Одним из главных постулатов романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание” является утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он, в конечном счете, принимает все решения в своей жизни. Однако, сделав выбор, человек берет на себя и ответственность за Read More .

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание». Характеристика героя

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» противопоставлен образу главного героя. Это довольно неприятный персонаж. В отличие от Свидригайлова, его нельзя назвать противоречивым. Кто такой Лужин? Какими характерными чертами наделил его автор?

«Пьяненькие»

Именно так Достоевский изначально планировал назвать свою книгу. Замысел романа возник во время пребывания на каторге. Здесь Достоевский услышал интересную историю одного студента, который послужил прототипом Раскольникова. Замысел произведения постепенно трансформировался. Из небольшой повести он превратился в объемный роман, изображающий столкновение безнравственных идей с логикой жизни.

Раскольников поверил в утопическую идею о делении людей на великих и посредственных. По его мнению, есть те, что, подобно Наполеону, способны вершить историю. Но их мало. Большинство же — серая никчемная масса. Родиону Романовичу очень хотелось верить, что он относится к первой категории. Правда, после совершения преступления он начал подозревать, что его теория имеет некоторые недостатки. Есть в человеческой жизни чувства, любовь. А есть расчетливость, рациональность. Логика жизни опровергает даже самую передовую теорию. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» символизирует расчетливость.

Для чего автор ввел образ Лужина в роман «Преступление и наказание»? Принято полагать, что этот герой является двойником Раскольникова. В отличие от студента, Лужин — человек преуспевающий, успешный, способный достигнуть цели. Он вызывает неприятные чувства у Раскольникова. Вместе с тем главной особенностью образа Лужина в романе «Преступление и наказание» является готовность переступить через преграды. То есть этот персонаж обладает качествами, которые необходимы были Раскольникову для осуществления его преступного плана. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» — это словно темная сторона души главного героя.

Раскольников узнает об этом человеке из письма матери. В этом послании уже дана краткая характеристика. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» постепенно дополняется новыми чертами. Итак, какой внешностью Достоевский наделил этого персонажа?

Это человек сорока пяти лет, имеет чин надворного советника. Стоит сказать, звание довольно почетное: дарует право на личное дворянство. Петр Петрович Лужин осанистый, чопорный господин с «брезгливой, осторожной физиономией». Образ героя Лужина в романе «Преступление и наказание» несколько комичный. Он жених сестры главного героя. На нем при первой встрече со студентом одежда модная, дорогая. Он выглядит так, словно только что вышел от портного. Петр Петрович носит щегольскую круглую шляпу и с этим элементом туалета обращается подчеркнуто осторожно. На руках его пара сиреневых перчаток, которые, как и прочие элементы одежды, новые, не так давно приобретенные. Что-то в облике этого господина есть искусственное, бутафорское.

Лужин накопил неплохое состояние. Этот человек выбрался из низов, достиг всего благодаря упорству, честолюбию. Он деловой, занятой человек. Приезжает в Петербург по делам, дорожит каждой минутой.

Расчетливый человек

Самый яркий отрицательный персонаж в произведении Достоевского — Свидригайлов. Этот господин, замешанный в ряде непроглядных историй, страстно влюблен в Дуню Раскольникову. Свидригайлов преследует ее, он готов на все ради того, чтобы завладеть предметом своего вожделения. Лужину чужды подобные эмоции. Он планирует жениться на Дуне, но не потому, что влюблен в нее. Сестра Раскольникова — девушка образованная, красивая. А главное, бедная. Такая жена будет всегда преданна своему мужу, избавившему ее от нищеты. Так полагает Петр Петрович. Однако ошибается. Жизнь нельзя построить по четкой схеме. Рациональные теории могут быть разрушены в любой момент, что и подтверждает финал романа Достоевского.

Раскройте понятие «двойничества» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Ответы и объяснения

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей.

У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек! И подлец тот, кто его подлецом считает!» – убеждён молодой человек. Ф. М. Достоевский указывает и на сходство героев. Они молоды и умны, порядочны и благородны. Оба мечтают о великом будущем, только пути достижения цели выбирают различные. Разумихин трудится, не покладая рук, пытаясь справиться с нищетой, а нетерпеливый Раскольников ради идеи идёт на преступление.

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе?

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали.

Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя и рассмотреть отдельно взятые черты характера.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский создал особый неповторимый мир , внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа - люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников - «бывший студент» (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он). Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, «ровно пять суток тому назад» окончательно и безвозвратно сорвавшимся, входит в роман Мармеладов. Его дочь Соня - бывшая «барышня». Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу, - бывшие «дворянские дети». Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда «хозяин порядочный»). Он бесповоротно расстался со своим еще недавно благополучным прошлым и рассказывает о нем Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни.

Почти все герои произведения не заняты конкретным делом (за исключением Зосимова - практикующего медика и судебного пристава Порфирия Петровича). Лужин в данный момент готовит себя к хищнической деятельности. Разумихин добывает средства на жизнь, делая переводы для рыночного издателя-книготорговца и увлекается проектом собственного книгоиздательского дела (в эпилоге автор сообщает о его успехах на этом поприще). Этим героям Достоевского противопоказана «нормальная» - деловая, служебная, хозяйственная - жизнедеятельность. Они не могут удержаться в этих рамках. И Мармеладов, которому не раз (даже и перед самым его концом) судьба давала шанс стать на путь «исправленного» чиновника. И Свидригайлов, незадолго перед самоубийством признавшийся Раскольникову в невозможности пристроить себя к какому-либо определенному занятию: «Верите ли, хотя бы чтонибудь было; ну, помещиком быть, ну, отцом, ну, уланом, фотографом, журналистом... н-ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно».

Это равнодушие к жизни и неспособность найти себя в ней у Раскольникова достигает крайней точки. Хоть «он был задавлен бедностью», это «перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал заниматься» - сказано в начале романа. Несмотря на самолюбие, «он менее всего совестился своих лохмотьев на улице»; ему «наплевать», как он сам заявит Настасье, и на свою нищету, и на возможность как-то поправить положение уроками. Отрешенность от житейских дел принимает у Раскольникова такую крайнюю форму, что даже еда становится для него посторонним актом. К изумлению сострадательной Настасьи, он с трудом заставляет себя съесть «ложки три-четыре», «машинально» отхлебывает чай.

Совершенно по-иному, чем у других писателей XIX века, представлена в романе Достоевского семья. В «Преступлении и наказании» нет ни одной семьи, почти все герои - члены распавшихся семейств, а большинство женщин - вдовы (мать Раскольникова, его квартирная хозяйка, ростовщица Алена Ивановна). Второй раз становится вдовой Катерина Ивановна. Даже «благополучный» (в начале романа) дом Свидригайловых постигнет беда и он перестанет существовать. Все семьи в романе либо распадаются, либо не создаются, не могут возникнуть. Неудачным становится сватовство Лужина к Дуне, хотя он появился в романе как жених. Раскольникову также не суждено было жениться на дочке квартирной хозяйки. Миражом оказался и предсмертный проект женитьбы Свидригайлова на шестнадцатилетнем «ангеле», которого готовы продать ему алчные родители. Единственная семья, судьба которой на фоне других сложится удачно, - семья Дуни и Разумихина, но она остается за пределами непосредственного изображения.

Естественно, что герои, лишенные семьи, лишены и домашнего очага. Ни у кого из них нет своего места. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Пульхерия Александровна с Дуней, Свидригайлов, Лужин - существуют на чужом месте и временно. Они временно живут на квартирах, в номерах, ютятся в углах и находят временное пристанище у знакомых. Причем многих из них (Мармеладова, Лужина, Раскольникова) настойчиво выгоняют и с этого случайного места. Почти все герои «Преступления и наказания» предстают перед читателями вольными или невольными «вечными странниками».

Исключение составляет лишь Порфирий Петрович. Кроме Зосимова, он единственный из всех героев романа связан прочным жизненным положением: службой, прямым непосредственным делом и казенной квартирой. Но примечательно, что в самых искренних своих высказываниях, раскрывающих скрытую сторону его натуры, Порфирий Петрович несколько раз называет себя «оконченным человеком», «конченым», «закоченелым». И это не просто слова. На фоне других действующих лиц Порфирий в самом деле как будто накрыт панцирем. Если жизнь других со всех сторон открыта случайностям (и чаще всего неприятным, драматическим), то жизнь Порфирия Петровича ограждена от разного рода случайностей каменной стеной, а значит, говоря словами автора, «покончена».

Большинство героев романа выпадают из нормальной жизни, принимая друг друга за сумасшедших. На грани душевного расстройства почти на всем протяжении романа находится Катерина Ивановна. Если Соня воспринимает ее как ребенка, то многие видят в ней сумасшедшую. Вместе «со смыслом и умом» мелькает «как будто и безумие» и в глазах Мармеладова. Не раз принимают друг друга за безумцев и Раскольников с Соней. «Безумие», «сумасшествие», «помрачение разума» Раскольникова обсуждали Зосимов и Разумихин. Даже со строгой трезвостью оценивающий преступника Порфирий Петрович говорит, что его поступок «по совести, оно помрачение и есть». «Это помешанный», - говорит и думает Раскольников о Свидригайлове. А Свидригайлов в свою очередь убежден, что Петербург - «город полусумасшедших».

Жизнь на грани срыва отличает многих героев произведения. Прочность и душевная стойкость присуща не многим. Эмоциональный настрой почти всех персонажей - отрицательный. Не случайно критики назвали "Преступление и наказание" романом «мести и печали». На протяжении пяти частей произведения нагнетаются негативные эмоции и реакции героев, и только в шестой они разрешаются и в некоторой степени устраняются. И центром конфликта является, конечно же, Раскольников - классический образец типа «озлобленных героев» Достоевского.

Почти все поступки главного героя противоречивы, в них проявляет себя противоречивая натура Раскольникова. Противоречия его натуры проявляются и в мотивации преступления. Но мотивировки поведения героя в романе постоянно раздваиваются, ибо сам герой, попавший в плен к бесчеловечной идее, лишается цельности. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское «я» контролируется сознанием героя, а другое «я» в то же самое время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочередно сменяются».

Вот герой идет к старухе-процентщице с ясно осознанной целью - совершить «пробу». По сравнению с решением, которое Раскольников осуществит завтра, ничтожны и последняя дорогая вещь, за бесценок покупаемая старухой, и предстоящий денежный разговор. Нужно другое: хорошо запомнить расположение комнат, тщательно подсмотреть, какой ключ от комода, а какой от укладки, куда прячет деньги старуха. Но Раскольников не выдерживает. Старушонка-процентщица втягивает его в сети своих денежных комбинаций, спутывает логику «пробы». На глазах читателей Раскольников, забыв о цели визита, вступает в спор с Аленой Ивановной и только потом одергивает себя, «вспомнив, что он еще и за другим пришел».

Противоречивость в поведении героя проявляется и в сцене на бульваре. Жалость к девочке-подростку, желание спасти невинную жертву, а рядом - презрительное: «А пусть! Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год... кудато... к черту...»

За городом, незадолго до страшного сна-воспоминания, Раскольников вновь бессознательно включается в жизнь, типичную для бедного студента. «Раз он остановился и пересчитал деньги: оказалось около тридцати копеек. “Двадцать городовому, три Настасье за письмо, - значит Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят”, - подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из кармана». Вновь открывается парадокс как следствие «расколотой» души героя: решимость «на такое дело» должна исключать подобные пустяки. Но убежать от «пустяков» Раскольникову не удается, так же как не удается убежать от самого себя, от противоречий своей души. Нелогичные поступки героя обнажают существо живой, не подвластной теории, натуры молодого человека.

«Преступление и наказание» - роман «шумный». Номера гостиниц, набитые жильцами квартиры и углы, улицы и переулки го рода переполнены исступленными голосами, громкими криками, неумолкающей речью. Раскольникова даже во сне преследует все то, что окружает наяву. Из общего тона произведения выпадают лишь немногие страницы, в частности те, которые относятся к Лизавете и Соне. Только в мире этих двух героинь царит тишина, и это очень важно для автора. Но следует отметить, что Соня, голос которой входит чистой и тихой мелодией в громкое и раздраженное звучание других голосов, тоже не всегда кротка и безмолвна. Она может быть «упорной» и «настойчивой», «дрожать от гнева и негодования», «строго и гневно» отстаивать свои интересы. Рожденная в этом шумном мире, она не может быть другой. Именно поэтому Достоевский при изображении своей героини избегал иконописных приемов.

Главная линия романа - идейное противопоставление Раскольникова остальным героям. Даже случайные столкновения становятся для него предопределением с разнообразно противостоящими героями. Практически все герои противопоставлены Раскольни кову: и Соня, и Порфирий Петрович, и Лужин, и Лебезятников, и Свидригайлов. Все они ускоряют процессы, происходящие в душе Раскольникова.

Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Достоевским и полны глубокого смысла. Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей «идеи» ассоциировались с расколом - определенной стороной самосознания русских людей. Раскол (старообрядство, староверие) - течение, возникшее в середине XVII века в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать - землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».